Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 43 (7300) 15-21 ноября 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

В какую реку входят дважды?

Полтора сезона во МХАТе им.А.П.Чехова

Наталия КАМИНСКАЯ
Фото И.КАЛЕДИНОЙ


Сцена из спектакля. Е.Миронов - Треплев, М.Салакова - Нина Заречная

Ко дню рождения МХАТа (26 октября) в Камергерском обновили и сыграли ефремовскую "Чайку". Это в нынешнем Художественном театре Олега Табакова, безусловно, факт не только творческий, но - программный. Приняв полтора сезона назад театр, О.Табаков тщательно отсматривал старый репертуар, в результате чего многие названия исчезли с афиши: постарели исполнители, распалась художественная ткань, исчезла актуальность звучания. Но на восстановлении "Чайки", родившейся в 1980 году, Табаков настаивал принципиально. Он не раз говорил, что "Чайка" - один из лучших спектаклей Олега Ефремова, и с этим трудно не согласиться. Таким образом, благородство задачи удачно наложилось на вполне прагматическую концепцию нового чеховского МХАТа - быть интересным современной публике. Возрожденный сценический шедевр не может быть ей неинтересен. Однако вопрос: можно ли его возродить? Можно ли дважды войти в одну и ту же реку?

Нынешняя "Чайка" стала сюжетом для небольшого рассказа о прославленной сцене, сменившей лидера, и о краеугольном для МХАТа вопросе живой традиции. Отягченный великими авторитетами, скованный канонами, несущий в себе драгоценное содержание уникальной, глубинной психологической правды, рискующей в недобрый час обернуться рутиной, этот театр вот уже второй век обречен на жизнь в зоне повышенного спроса и предложения. Так сложилось, что необходимое на любой сцене новаторство здесь, на мхатовской, неизбежно поверяется традицией. А традиционное взыскует к новым формам. И то и другое в Камергерском заведомо лишено прелестной безответственности: не всех пускают, не все можно. Вот и ефремовский период со всеми его взлетами и падениями есть история мучительного поиска высшей художественной идеи. До самого своего последнего дня Олег Ефремов ловил эту ускользающую во всеобщей смуте материю, высматривал мерцающий вдали огонек. Думал ли он о публике? Без сомнения. Но как о полученном в зале результате мощного художественного прорыва, случившегося на сцене. Ни хорошая игра артистов, ни увлекательная пьеса, ни даже изобретательная режиссура не дали бы в представлении Ефремова искомого идеала. Речь шла не о простой сумме слагаемых, а о некой высшей математике целого. И уж, конечно, битком набитый зал и громкие аплодисменты не решали бы у него вечно стоящей ребром проблемы.

Нынешний Чеховский МХАТ уверенно завоевывает зрителя. Сказать, что добивается он этого любыми доступными средствами, - значит попросту соврать. Есть настоящий шлягер "№13" в постановке Вл.Машкова, который входит ныне в джентльменский культурный набор новой богатой публики. И что? Плохой спектакль? Ничуть! Динамичный, веселый, мастерски поставленный и сыгранный. Стыдно для "канонической" сцены? Не думаю. По-моему, даже здорово. Другое слово - "погоды не делает". Но это уже другое слово. Есть, правда, и "Девушки битлов". Это, по моему разумению, стыдно со всех точек зрения: и с драматургической, и с актерско-режиссерской, и даже с музыкальной. Но, с другой стороны, так ли успешно идет прививка новой драматургией на всех других наших сценах? Еще вопрос! Есть "Лесная песня" Л.Украинки, поставленная Р.Козаком на Новой сцене театра, - симпатичное музыкальное зрелище, неожиданная для МХАТа, основательно забытая классическая пьеса, хорошая актерская игра. Не "программно", но вполне достойно.

Однако четыре спектакля нынешнего чеховского МХАТа волей-неволей заставляют заговорить о программе. Волей-неволей - потому, что справедливо заметим: редкий из современных наших театров в состоянии оплатить предъявленный ему "программный" счет. Но МХАТ - статья особая. Табаков это знает. И, заявляя во всеуслышание, что озабочен привлечением в Камергерский публики, явно рискует. Неужто очереди за билетами на "№13" совершенно успокаивают его руководящее сердце? Не думаю. Не так все просто.

"Антигону" Ж.Ануя поставил во МХАТе Темур Чхеидзе, тот самый, что ставил здесь при О.Ефремове "Обвал" М.Джавахишвили и собирал на этот спектакль всю театральную Москву. Жесткий и горький спектакль "Антигона", полный прозрачных социальных аллюзий, тоже пользуется успехом. Не в последнюю очередь оттого, что главную роль в нем играет замечательный грузинский актер Отар Мегвинетухуцеси. Но главная ставка сделана все же не на это обстоятельство. Т.Чхеидзе - один из серьезнейших современных режиссеров, к тому же "марджановец" (генетическая связь Марджанова со Станиславским общеизвестна, вот вам и пример традиционного мхатовского отбора по принципу "духа и буквы").

"Ю" О.Мухиной - спектакль современной темы и современного сценического языка. С отчетливым привкусом постмодернизма. С нескрываемой молодой насмешкой над сентиментами и романтикой советских пьес, сыгранных в этих стенах за прошлые десятилетия во множестве. Но вместе с тем и с романтикой, и с сентиментом. С каким-то неистребимым генетическим кодом московского менталитета. Здесь в смешении времен угадывается вечное задушевное братство коммунального жилья. Здесь прямо с балкона отправляются гулять... по воздуху. Здесь любят, ревнуют, стреляются, травятся и бесконечно пьют культовый российский напиток - чай. Здесь в легкой, необыкновенно человечной интонации сливаются голоса актерских поколений: В.Краснов, удачно влившийся в мхатовскую труппу из Саратова, С.Любшин, О.Барнет, Е.Добровольская, А.Мохов, М.Виторган, Е.Бероев, Д.Мороз - полный возрастной спектр.

Эта чистая мхатовская "полифония" в "Ю" особенно примечательна, потому что тут, как и в большинстве новых спектаклей МХАТа им.Чехова, в актерский состав "аборигенов" последовательно вживляются актеры Табакерки. Теперь уже очевидно - руководитель двух театров совершенно сознательно внедряет своих, выпестованных на ул.Чаплыгина артистов в большое пространство мхатовской сцены. Этот "коктейль" не всегда безупречен на вкус. В причинах его изготовления угадываются и общность школы (ведь обе труппы комплектуются, как правило, из выпускников Школы-студии МХАТа). И вполне объяснимое желание "отца" выпустить своих "детей" из тесного дворика на просторы большой лужайки. И (тоже понятное) стремление влить во мхатовские жилы свежую кровь. Исчерпываются ли при этом собственные резервы труппы в Камергерском? Вопрос. Быть может, один из самых болезненных. Но отнюдь не единственный, который можно задать О.Табакову. Впрочем, наверняка он и сам себе задает вопросы.

"Ю" соединила артистов в стройном многоголосии. Но "Чайка" демонстрирует явные диссонансы. Даже блистательный Е.Миронов, играющий Костю Треплева, при любопытном внешнем рисунке обнаруживает подозрительные внутренние пустоты. Нет навыка к крупному приему? Огромная сцена поглощает привычную "мелкую пластику" проживания роли, которая нужна при интимном контакте со зрителем?

В этой диспозиции особенно проигрывает М.Салакова - Нина Заречная. На милую провинциальную девочку она еще тянет, на героиню - никак. Проигрывает и М.Хомяков - Тригорин. Но тут, кажется, дело не в масштабах сцены, а в степени органичного мужского обаяния. Куда деваться от сравнения с прежним Тригориным - А.Калягиным, чей внешний рисунок М.Хомяков хранит бережно, но наполнить содержимым не в состоянии?

Куда вообще деваться от сравнений, если речь об обновлении того, что однажды родилось цельно и счастливо?

Гениальные декорации В.Левенталя, и те смотрятся анахронизмом, ибо в них теперь другие люди по-другому ходят, говорят и носят свои пиджаки. Закодированная в пространстве сцены драма Художника и Театра не откликается в населяющих ее персонажах. Ритмы все так же, по-ефремовски, замедленны, мизансцены так же выпуклы. Но Аркадина - совсем другая. Т.Лаврова была более нервна и драматична. И.Мирошниченко - победно земная, по-бытовому понятная. Играет она замечательно, но новая мощная индивидуальность, вписанная в старое полотно, дает о себе знать хоть и небольшим, но ощутимым эклектизмом.

В.Невинный - Сорин, сохранившийся из прежнего состава, хранит и прежнюю интонацию. Наблюдать его игру - удовольствие, но в ансамбль слишком разнородных инструментов ему войти тяжело. Тем более Вл.Давыдову - Дорну, чья реплика "мне 55 лет" воспринимается ныне куда проблематичнее, чем 20 лет назад.

Все же реставрация, дело обычное в области живописи или архитектуры, весьма уязвима в том случае, когда речь идет о человеческом материале. В спектакле все - от цвета задника до актерской походки - рождается в определенный отрезок времени, дышит и живет этим временем и, видимо, вместе с ним умирает. "Кабалу святош" заново ставил ныне здравствующий режиссер Адольф Шапиро, тот самый, что сочинил ее и в 80-е годы с О.Ефремовым в роли Мольера. Теперь Мольера играет О.Табаков. И в первом и во втором случае руководителя Пале-Рояля сыграли руководители Московского Художественного театра. И тот и другой - большие актеры. Однако со времени первой постановки успела из нашей общественной жизни улетучиться главная булгаковская тема - "художник и власть". Шапиро ставит другой спектакль. Табаков играет другую личность и другую боль. Играет то, что должен был сыграть в иную эпоху и от своего собственного имени. И все же горький привкус несостоявшейся реставрации в "Кабале святош" дает о себе знать.

Нельзя дважды войти в одну и ту же мхатовскую реку. Но и русло ее изменить нельзя. Вот проблема!

Также в рубрике:

ТЕАТР

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;