Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 49-50 (7306) 27 декабря 2001 г. - 9 января 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраСон белой совыФедор Конюхов в залах Российской академии художеств Евг.ВАСИЛЬЕВ
Имя Федора Конюхова всемирно знаменито: уникальный путешественник, он совершил около 40 удивительных, связанных с опасностью для жизни экспедиций на море и на суше, в неприступных горах и пустынях на всех континентах земного шара, побывал в 70 странах. Даже среди профессиональных, признанных путешественников он считается универсалом, его имя занесено в энциклопедию "Хроника человечества". Так, он осуществил свою детскую дерзновенную, в то время совершенно утопическую мечту "стать свободным человеком", о чем писал в своей книге "На пределе". Его искусство и стало выражением сконцентрированных, предельных человеческих физических и духовных возможностей, силы воли, мужества, целеустремленности. Сила духа - вот главная тема живописных и графических произведений, выставка которых открыта в залах Российской академии художеств и приурочена к 50-летию со дня рождения путешественника. Она стала нежданным открытием еще и потому, что профессиональный путешественник предстал перед нами и как вполне профессиональный художник, без всяких скидок на его основную спортивную и иную деятельность, без каких-либо снисхождений. Конечно, графические листы Конюхова - в большинстве своем о путешествиях, об увиденной им разнообразной природе, главным образом северной, и о людях, в ней живущих часто с трудом, риском и опасностью. Но это не просто путевые, пусть умелые зарисовки, сделанные художником во время экспедиций в разные экзотические страны Севера, Африки, Азии, что само по себе уже интересно. В лучших своих работах Федор Конюхов выходит за рамки простой, часто занимательной описательности и создает символические образы, наполненные глубоким философским смыслом. Они даже не о конкретном путешествии, той, иной открытой им земле - они о жизни человеческой, о ее сути, предназначении, предопределении, о чем редко задумываешься в городской суете, в стремлении овладеть земными благами. Все это в тиши полярной ночи или в безбрежье океанском кажется мелким, ничтожным, недостойным божественной благодати. Здесь художник достигает "языка духа" - предела любого творческого дерзания, любого творческого свершения. К таким работам я отношу "Сон белой совы", "Моих друзей по риску", "Арктическую тишину", некоторые листы серии "Путь на Север", иллюстрации к книге "Любящий ее любит жизнь" и "Художника в океане"... Когда просматриваешь книги Федора Конюхова, им же богато иллюстрированные, то понимаешь широчайший диапазон творческих интересов, глубину размышлений их автора: от зарисовок суровых, полярных будней, подчас восходящих к широким, эпическим панорамам, до шутливых рисунков, проникнутых остроумным юмором и добродушием большого, сильного человека (например, в книге "Гавр-Чарльстон"), наконец, до тонкой, проникновенной, даже чувственной лирики, посвященной любимой женщине и показывающей, что суровому скитальцу и нелюдимому отшельнику, как его иногда представляют, ничто человеческое не чуждо. Разнообразен Федор Конюхов и в стилистике своих произведений, он может быть скрупулезно документален в зарисовках, например, санного снаряжения, в портретах, но может подняться до широких обобщений и даже пуститься в мистические, почти неоглядные дали. Свобода духовного мира этого удивительного человека ничем не ограничена. Свободна, легка, непринужденна и манера его работ. Он использует самые различные "измы", чтобы полнее воплотить свои чувства, размышления - и в этом он универсален и вполне современен. А еще поражаешься феноменальной трудоспособности Федора Филипповича, многогранности его приобщения к жизни в стремлении охватить воистину все неохватное. Например, в 1998 году он становится студентом юридического факультета Гуманитарного университета и возглавляет лабораторию по дистанционному обучению в экстремальных условиях, используя современные средства связи. А в прошлом году по рекомендации президента Российской академии художеств З.Церетели член Союза художников России Федор Конюхов поступает в Академию художников в Париже, с тем чтобы стремиться кистью и карандашом "донести до людей эмоциональные грани и оттенки того же мира, выразить свое отношение к нему". Также в рубрике:
|