Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 49-50 (7306) 27 декабря 2001 г. - 9 января 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаВАСИЛИЙ СИНАЙСКИЙ: "Случайных имен больше не будет"Беседу вела Анна ВЕТХОВА
Интервью с Василием СИНАЙСКИМ, художественным руководителем и главным дирижером Госоркестра России, появляется в этом новогоднем номере "Культуры" не случайно. Подводя итоги года, мы решили, что маэстро достиг на своем новом поприще больших успехов. И самым серьезным подтверждением тому послужило блестящее исполнение оркестром и маэстро в прошлом месяце Второй симфонии Малера. Но поскольку разговор у нас предновогодний, мы попытались не ограничиваться только лишь событиями жизни ГАСО и поговорили обо всем понемногу. Василий Синайский, как и подобает настоящему маэстро международного масштаба, попал с корабля на бал. Только что выступал в Париже со знаменитой караяновской певицей Хильдегард Беренс, прилетел в Москву и на следующий день приступил к репетициям с родным ГАСО. Между делом, как признался маэстро, он ходит в классы к профессорам Московской консерватории и присматривается к молодым певцам.
- У вас какая-то особая любовь к вокалу, если не ошибаюсь? - Это правда: я очень люблю оперу и, говорят, довольно прилично умею ею дирижировать. Английская национальная опера предложила мне несколько ангажементов после премьеры "Кармен", которой я занимался в прошлом году. Я по причине отсутствия должного количества времени согласился пока только на один проект: в 2003-м буду дирижировать "Кавалером розы" Рихарда Штрауса. Так получилось, что мой дебют в опере состоялся уже на втором курсе консерватории: я тогда дирижировал в оперной студии постановкой спектакля Мариана Коваля "Волк и семеро козлят". Опера эта, кстати, до сих пор идет: можете себе представить, сколько лет этим козляткам? Их уже кушать не хочется. Кроме того, мой профессор Мусин пытался привить своим ученикам любовь к вокалистам и много рассказывал, как надо с ними работать.
- Как вы относитесь к тем грандиозным акциям, в которых принимает участие Госоркестр без вас? Например, концерт на Красной площади с Доминго или совместное выступление со "Скорпионс"? - Как музыкант я отношусь к этому с напряжением.
- Вы совсем не любите рок-музыку? - Я ее плохо знаю, поэтому не имею о ней должного представления.
- А джаз? - Очень люблю джазовых пианистов: Дейва Брубека и Оскара Питерсона. И наш концерт с музыкой Гершвина, которую сыграл Николай Петров, появился неслучайно: мне очень хотелось попробовать, как будут себя чувствовать в этой музыке мои струнники. Кроме того, мне было интересно поэкспериментировать и поставить Гершвина рядом с Моцартом - вроде бы несочетаемые вещи, да? Но я считаю, что нужно сопоставлять абсолютно неожиданные стили, чтобы публику немножко ошарашивать.
- Насколько мне известно, вы довольно много делаете записей с оркестром Би-би-си, где являетесь главным приглашенным дирижером. Есть что-нибудь среди них особенно примечательное? - С Би-би-си я записал довольно много русской музыки. Глинку, Лядова, два компакт-диска Балакирева, интересный диск увертюр Глиэра. Это очень любопытная работа. Глиэр у нас считается композитором устаревшим, и, кроме колоратурного и скрипичного концертов, по-моему, редко что играют из его сочинений. А у него есть очень симпатичные произведения с настоящей такой восточной негой. Но есть и такие совковые! Но я их тоже записал.
- Господи, а зачем? - Да любопытно же! Например, представьте себе "Марш на создание Бурятской АССР", где используется Интернационал, Гимн Советского Союза, Бурятский какой-то гимн. Это такой китч! Причем он их полифонически соединяет. Непременно надо сыграть в Москве: все точно со стульев попадают. И удивительно, какая колоссальная осведомленность там, на Западе: мы здесь и понятия не имеем, что все это существует, а они это просят записывать! Правда, у них нет другого выхода: все, что в ходу, уже записано многократно, вот они и скребут по сусекам.
- Это действительно очень любопытно, поскольку бытует мнение, что на Западе, как и у нас, интерес только к определенным исполнителям и конкретным композиторским произведениям в их интерпретации. - В концертной практике это действительно так. Недавно в Амстердаме в Концертгебау был проведен опрос слушательской аудитории, и среди композиторских имен публика отдала предпочтение Чайковскому и Бетховену. Другое дело, что там все равно исполняется очень много иной музыки. Ну а Англия - страна вообще более смелая в этом отношении. Я, например, недавно дирижировал - речь опять же о Би-би-си - фрагментами из музыки Прокофьева к "Ивану Грозному", причем теми, которые не вошли в известную сюиту и которых я сам не знал.
- И публика на это ходит? - Конечно. Более того, концерт транслировался на всю Европу по радио Би-би-си-3. Публика же приглашается в студию для создания концертного антуража: кто-нибудь покашляет, у кого-нибудь телефон зазвонит...
- Неужели и в чопорной Англии мобильники не выключают? - Редко, но бывает. В Амстердаме, например, залы оборудованы специальной защитной системой, которая автоматически прекращает прием звонков.
- Чем вы заняты сейчас как руководитель оркестра? Вы будете еще проводить прослушивания в оркестр? И как обстоят дела с постоянным приглашенным дирижером? - С оркестром, к сожалению, работают и не самые достойные дирижеры. В этом отношении я намерен жестко влиять на нашу политику. Случайных имен больше не будет. Я также хочу, чтобы оркестр занимался и камерной музыкой: мы уже выступали камерным составом, а в прежние времена в Госоркестре был потрясающий квинтет. Так что эти традиции, я думаю, стоит продолжать. А что касается дирижера постоянного, то я могу сказать, что больших успехов на этом поприще достиг мой ассистент Феликс Коробов, который одновременно играет в оркестре в группе виолончелей. Он уже продирижировал несколькими концертами, так что я на него вполне могу рассчитывать. Феликс как струнник, конечно, будет заниматься и камерным составом. В этом отношении неоценимы тот опыт и то мастерство, которыми обладает концертмейстер оркестра Сергей Гиршенко. Он теперь будет проводить и мастер-классы для наших скрипачей, что тоже очень важно. А конкурсы проходят постоянно: два-три раза в год музыканты играют экзамен на передвижку, но музыкантов извне мы теперь берем не сразу, присматриваемся к ним, поскольку состав у нас укомплектован и работа идет детальная, если можно так сказать.
- Каковы ближайшие творческие планы оркестра? - Будет премьера "Четырех русских песен" для оркестра Родиона Щедрина, "Игр" Эшпая. Сыграем Концерт для оркестра Стравинского, "Шехеразаду" Римского-Корсакова, "Планеты" Хольста. Очень хочу играть здесь Стравинского. В будущем сезоне вновь исполним Малера - "Песнь о земле". Она довольно давно здесь не звучала.
- Не проявляете ли вы какой-никакой обывательский интерес ко всяким гороскопам, астрологическим прогнозам? - Я буквально несколько дней тому назад узнал, что 2002 год будет годом Лошади! Но вообще-то проявляю. Обязательно почитаю, что сулят астрологи моему знаку, и по всем правилам встречу Новый год. Кстати, впервые за последние пять лет я отмечу этот праздник в Москве. Также в рубрике:
|