Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 31 (7142) 20 - 26 августа 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32 №34  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Имена

Верность

Анатолий Эфрос - о Викторе Розове

Публикация Татьяна ШАХ-АЗИЗОВА


21 августа исполняется 85 лет Виктору Сергеевичу Розову, патриарху нашей драматургии, с которым столь многое связано в театре и кино начиная с середины 50-х. Розов и его знаменитые "мальчики" обозначили эту пору искусства и жизни. Спектакли Центрального детского театра, начало "Современника", новое кино с фильмом "Летят журавли" - все это розовское. И острый драматизм новых сюжетов, подсказанных жизнью, от "взрослой" уже пьесы "В день свадьбы" до "Гнезда глухаря" и "Кабанчика" - тоже розовское. Как и ожившие образы Гончарова и Достоевского в розовских инсценировках. И страстное неравнодушие ко всему, что делается вокруг. И судьбы художников, актеров и режиссеров, которые благодаря Розову состоялись, проявились, обрели второе дыхание: Первым из них по праву должен быть назван Анатолий Эфрос.

Все началось с "Доброго часа": Совсем молодому режиссеру Анатолию Эфросу доверили постановку пьесы не слишком пока известного драматурга Виктора Розова, который, однако, был здесь не новичок: на сцене ЦДТ уже шли две его пьесы. Первый их разговор несколько насторожил драматурга: сам стиль мышления и объяснений живого и экспансивного режиссера казался ему странным. Но вскоре начались репетиции: родился спектакль "В добрый час!", а с ним - крепкая, долгая дружба. У Розова возник свой театральный дом, с которым его связали почти семейные отношения.

Потом Эфрос поставил в ЦДТ еще не одну пьесу Розова, вместе с ним развиваясь, меняясь, мужая. С пьесы Розова "В день свадьбы" начнется новый период его жизни, в Московском театре имени Ленинского комсомола, нынешнем Ленкоме. В Театре на Малой Бронной он тоже поставит розовскую "Ситуацию" и спектакль "Брат Алеша" (инсценировка Розова по роману Достоевского "Братья Карамазовы").

Дело, однако, не в статистике; не ею определяется то, что называется позабытым сегодня выражением "родство душ". Но ведь оно было; оно не раз доказано тем, как чувствовали они друг друга и общее движение времени; как совпадали порой в этом, хотя у каждого уже был свой путь. Эти, пусть нечастые и внезапные совпадения, и могли дать такие вершинные создания обоих, как тот же "День свадьбы" или "Брат Алеша".

Родство душ не только так проявляется; есть у него и другое - простое человеческое, житейское измерение - верность. Эфрос был на дюжину лет моложе; годился Розову в племянники или младшие братья и вызывал у него особый род горделивой и заботливой нежности; внезапный уход его стал, как видно, для старшего незаживающей раной. Эфрос в свою очередь платил ему до конца дней веселой и благодарной нежностью. Когда в начале 80-х на телевидении решили сделать передачу "Виктор Розов и его герои", оба его младших друга - Эфрос и Ефремов, уже маститые, пришли сразу, по первому зову, и получилось чудное трио:

Сначала Эфрос бродил по фойе и, рассуждая как бы сам с собой, говорил следующее.

- Здесь в течение десяти лет мы ставили пьесы Розова. Вот там - комната, где мы репетировали их. Вот - фойе, где мы с Виктором Сергеевичем каждую премьеру ходили и ждали, как публика будет воспринимать наш спектакль:

Время идет очень быстро, я смотрю на эту стенку с фотографиями и вижу здесь большинство незнакомых мне актеров. Молодые лица: Некоторых я все же узнаю. Это - люди, которые работали тогда в театре (20 - 25 лет назад); которые участвовали в пьесах Розова. Но, к сожалению, нет портрета Заливина, который замечательно играл в "Добром часе": Он и Ефремов в "Добром часе" представляли собой удивительную пару. Это были типы жизненные, необыкновенные, какие-то нешаблонные. Заливин играл мальчишку, который казался всем безобразником. И Розов в этом безобразнике почувствовал человека, такого ершистого, такого угловатого, который, по существу, был замечательным, - это вообще тема очень многих розовских пьес.

Я вообще скучаю по таким героям:

Еще у Розова была прекрасная манера смешивать смешное и серьезное. Когда я впервые читал его пьесы, они очень весело воспринимались, и в этой веселой оболочке была запрятана очень серьезная тема. А потом Розов бросил эту веселую оболочку и стал писать пьесы более драматичные что ли, более суровые.

Потом все сели за стол, и начался диалог; Эфрос обращался к Розову прямо.

- Тогда, когда ваши пьесы появились, они были чрезвычайно дерзки. Я читал их одним из первых всегда, и вся моя нервная система отзывалась на эти пьесы. Когда я прочитал "Вечно живые", то долго был в неспокойном состоянии и чувствовал, что познакомился с чем-то настоящим, реальным. И в "Поисках радости", когда мальчик рубил мебель, все это восстание против мещанства очень волновало. Очень волновало... Я закрывал пьесу и чувствовал, что ее необходимо сейчас же поставить.

Еще было такое чувство, когда я читал ваши пьесы, что как будто бы сразу становился на обе ноги. Какая-то твердость позиции была. Я понимал, что год мой не пройдет зря.

Я думаю, вы очень чувствуете, как человек, пока проживает жизнь, забывает свою юность, свое детство. А в общем, юность и детство - самые прекрасные моменты... Вот, собственно, детство: юмор и улыбка. Человек рождается с улыбкой к другим людям. Он может отозваться на шутку и улыбается...

Потом человек "заскорузневает", в результате одевает на себя такую крокодиловую кожу, какие-то доспехи. Потому что жизнь - непростая вещь, и он учится соотноситься с жизнью, защищаться. И это приобретательство, о котором вы пишете, тоже есть защита - чтобы встать на ноги; чтобы быть, как все. В глазах у него появляется твердость. Я совершенно не перевариваю людей, у которых в глазах - твердость. Мне кажется, нужно быть цельным человеком, нужно быть человеком долга, дела, любви к профессии, любви к ближнему и в этом проявлять необычайную твердость. Щиты нужно очень умело выставлять, а то они становятся основным; становятся кожей человека. Посмотришь на человека, а у него в глазах - щит...

Люди порой в силу многих обстоятельств жизни теряют человеческий облик. А мне кажется, что вы в своих пьесах говорите самую простую, нормальную вещь: что нужно не терять человеческий облик...

И еще: о столкновении поэзии и прозы, которые существуют в каждом человеке и в жизни. Проза - замечательная вещь, но, знаете, нужна норма. Нужно сохранять поэзию в столкновении с ужасающей прозой... Вы молодых людей противопоставили именно этой прозе, потому что они приходят с чем-то, к чему надо прислушиваться и не душить, не давить ту свежесть чувств и восприятия, с какими они появляются на свет. Вот этому, по-моему, вы верны. И когда мальчики ваши отошли на второй план - все равно они присутствуют в отношении к тем слонам и бегемотам, которых вы изображаете с точки зрения того юноши, что смотрит на это нормально.

Я, может быть, чересчур прекраснодушное что-то скажу. Думаю, что ваши пьесы в людях нашего поколения оставили добрый след...

Это было сказано 15 лет назад и с тех пор не раз звучало с телеэкрана. Конечно, это не тот великолепный литературный текст, который оставил нам Эфрос в своих книгах. Но это - его интонация, его слова, его отношение к Розову, которое он запечатлел, как и самого себя, - с безбоязненной своей открытостью, с верностью себе молодому; с тем отсутствием "щита" в глазах и душе, что через несколько лет подтвердится...

В последний раз я видела их вместе в бурную "перестроечную" пору театра - когда ВТО преобразовывалось в СТД. Было позднее вечернее заседание, нервное, напряженное, грозящее скандалом, который и произошел, но они к тому моменту уже исчезли. А до того были веселы и легки, перебрасывались шутками друг с другом и с нами, и явно были счастливы своей встречей...

Также в рубрике:

ИМЕНА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной; Купить люстру в интернет магазине: люстры arte-lamp. Люстры Arte здесь. ; Быстро химчистка одежды.