Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 31 (7142) 20 - 26 августа 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Райская жизнь в коридоре

Московский феномен - Музей Вадима Сидура

Евграф КОНЧИН


Московский государственный музей Вадима Сидура на Новогиреевской улице начинается еще метров за сто до своего входа. Начинается трагической трехфигурной композицией - "Оставшимся без погребения", посвященной погибшим на афганской войне. Первый в Москве подобный памятник, открытый в 1991 году. Памятник - скорбная молитва. Памятник - горестное напоминание о бессмысленных жертвах. Памятник - покаяние. Но памятник - это еще и символ музея. Более того - символ творчества одного из выдающихся скульпторов уходящего ХХ века Вадима Сидура, "советского Генри Мура", как его называли на Западе. Называли, наверное, не совсем точно, ибо его талант настолько могуч, мужествен и страстен, что всякое сравнение даже с классическими образцами не выявляет суть его одержимой самобытности, а скорее указывает на некую профессиональную планку.

Творчество Вадима Сидура настолько обширно и многогранно, что вместить его в какую-то схему невозможно. Лишь несколько биографических штрихов. Родился в 1924 году. Воевал. Командовал пулеметным взводом. В 1944 году был тяжело ранен. В девятнадцать лет - инвалид Великой Отечественной войны. В 1953 году окончил Строгановское училище. Работоспособности он был поразительной. За тридцать лет исполнил более пятисот скульптур, тысячи графических листов и живописных картин. Прошел сложный, подчас мучительный, тернистый путь от крепкого реализма до "Гроб-арта", композиций из канализационных труб, деталей автомобильных моторов и прочих отходов "второй природы" - человеческой цивилизации. Эти работы - аккуратно уложенные в ящики-гробы - он причислял к "искусству эпохи равновесия страха". Прошел путь от доброжелательного понимания его необычного дарования до официального забвения и подозрений в политической неблагонадежности, когда искусство Вадима Сидура стало не укладываться в каноны социалистического реализма, до триумфального взрыва признания в последние годы жизни и после смерти в 1986 году.

Экспозиция музея, размещенная в нескольких небольших уютных залах, наглядно показывает основные и довольно разносторонние направления творчества Вадима Сидура. Это - "Памятники" шестидесятых годов. Произведения этого цикла предельно лаконичны, емки, сконцентрировавшие выразительность, эмоциональную и образную силу до формы знака, символа. Эти скульптуры, увеличенные до больших монументальных размеров, установлены в Западной Европе и в России. "Памятник погибшим от бомб" находится в городе Вюрцбург. "Памятник погибшим от насилия" - в Касселе, "Взывающий" - в Дюссельдорфе. "Формула скорби" - в Пушкине под Петербургом.

Совсем иной мир художник открывает в иронических работах цикла "Мой гарем" и "Неосалон", в мудрых и грустных барельефах на библейские темы в акварельной серии "Мужчина и женщина", в красочных, удивительно пластичных темперах на дереве "Красавицы", в утонченной, элегантной графической серии "101 на вечные темы". Почему "101"? Вероятно, потому, что скульптор не любил все слишком "округлое".

Особое место в его творчестве занимает живописный цикл работ "Райская жизнь в коридоре", которая сейчас отдельной выставкой представлена в музее. Она весьма своеобразна, ибо исполнена на дверях комнат и дверцах стенных шкафов. Таким образом художник решил украсить интерьер своей типичной московской квартиры. Работал с перерывами несколько лет. Так дошел до коридора. Созданные здесь панно он посвятил юбилею своей жены Юлии. Отсюда и название - "Райская жизнь в коридоре". По ассоциации с романом М.Булгакова "Мастер и Маргарита": Воланд дарит Мастеру и Маргарите вечный покой в тихом доме в райском саду. Сюжеты, воплощенные в живописи, - одни из любимых для художника: "Сусанна и старцы", "Пигмалион", "Леда и мышка", "Ю. + Д. = 100 лет", написанная к достопамятной дате, когда Вадиму и Юлии Сидур исполнилось вместе сто лет.

Но какие бы сюжеты ни исполнял Вадим Сидур, они сводились к вечным темам, которые стремились познать люди еще с библейских времен. Это - жизнь и смерть, рождение, страдания, любовь. Он настолько их остро воспринимал и сопереживал, что их отражение в скульптуре, графике, живописи казались ему тесными. И тогда он писал стихи - в 1990 году вышел сборник "Самая счастливая осень". И тогда он создает прозаическое произведение "Памятник современному состоянию", частично опубликованное в 1992 году в журнале "Знамя". Под таким же названием он снимает двухчасовой художественный фильм, где является автором сценария и режиссером, где снимается в главной роли.

Творения Вадима Сидура были его детьми, их судьба его волновала.

Теперь не могу умереть

Мучаюсь мыслью

Что с детьми будет моими

Когда я исчезну.

Но Вадиму Сидуру повезло. Его жена и сын, друзья и поклонники добились устройства Государственного музея Вадима Сидура. Таким образом, государство признало его искусство национальным достоянием. Музей со многими муками и трудностями все же открылся в 1987 году на базе выставки его произведений в Перовском выставочном зале. Единственный в Москве Музей современного, нонконформистского искусства, который, быть может, со временем превратится вообще в центр современного, шестидесятых - девяностых годов, искусства. По крайней мере, такие разговоры идут. Да и лучшего места, пожалуй, не сыщешь.

Директором музея стал сын скульптора искусствовед Михаил Сидур, что весьма благотворно сказалось на выставочной, издательской и просветительской деятельности, на их высоком качестве. Здесь, непосредственно в экспозиционных залах, устраиваются выставки работ художников, которых знал и любил Вадим Сидур, которые были его творческими единоверцами. Такие, как Анатолий Слепышев и Юрий Ларин. Здесь проводятся литературные и музыкальные вечера, фестивали, конференции, встречи. Тем самым возрождаются традиции некогда полулегальных встреч, которые в прошлые жесткие времена проходили в полуподвальной мастерской скульптора.

Музей Вадима Сидура феноменален. Не только колоритной, богато одаренной личностью художника, не только драматической мощью его таланта, не только тем, что он единственный музей современного, некогда неофициального, авангардного искусства. Хотя и эти характерные особенности существенно выделяют его из мемориальных музеев страны. Феноменален музей своей неформально-музейной атмосферой, некой притягательной силой, странным магическим воздействием, когда восприятие личности творца и его творений становится неразрывным, что и заставляет волноваться и сопереживать. И удивляться страшной трагичностью его образов и всеобъемлющей вере в радость и счастье бытия. Удивляться и восторгаться высоким званием Человек, высокому предназначению его искусства, очищенного от всего сиюминутного, мелочного, амбициозного.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;