Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 7 (7264) 22 - 28 февраля 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Железные леди русского авангарда

Шесть художниц-амазонок, которые потрясли мир

Сергей ХАЧАТУРОВ


О.Розанова. "Портрет дамы в розовом". Около 1911 - 1912 гг.

Наконец-то в Москву примчались "скифские наездницы", амазонки авангарда. "Амазонками" художниц назвал друг Александры Экстер, поэт-футурист Бенедикт Лившиц. Американский искусствовед Джон Боулт пленился красивой метафорой и придумал для нью-йоркского музея Гуггенхайма изящный художественный проект, стартовавший аж с июля 1999 года. Творчество шести русских художниц - Александры Экстер, Натальи Гончаровой, Любови Поповой, Ольги Розановой, Варвары Степановой, Надежды Удальцовой - представлено самыми бескомпромиссными работами. В живописных архитектониках Поповой, крестьянских примитивах Гончаровой, симультанизме Экстер, визуальной поэзии Степановой, беспредметных композициях Розановой, супрематических орнаментах Удальцовой амбиции авангарда заявлены вызывающе дерзко. Непримиримо.

В.Степанова. "Автопортрет". 1920 г.

То, что темой выставки становится гендерный (иначе говоря - половой) вопрос, не только эффектный жест в сторону модных нынче политкорректности и феминизма. Сюжет об амазонках по сути своей - идефикс самого авангарда. Облик мира радикально изменен. Гравитация исчезла. Реальность истолкли в порошок. Логику послали футуристическим матом. Появились женщины с усами и мужчины с хвостами.

Изучающие авангард теоретики делают весьма решительные выводы. В частности, о том, что идеал нового авангардного человека - андрогин. Существо по сути своей бесполое, "межродовое", женско-мужеское. В рабочей прозодежде. С непременной папиросой в зубах.

Фоторабота А.Родченко "В.Степанова выполняет рисунки для тканей". 1924 г.

Любопытно, что авангардным рисующим дамам взять реванш у мужчин удалось только в России. Ведь именно здесь любая радикальная идея может вспыхнуть диким, отчаянным, скифским пламенем. Творческая энергия шести художниц такова, что все их угрозы "расправиться с изящным ремеслом воспроизведения действительности" воспринимаются как начало нешуточной войны с беспринципным и ублюдочным, по мнению Ольги Розановой, подражательным искусством. Не знаю, как в Берлине, Лондоне, Бильбао, Венеции и Нью-Йорке (предыдущих местах "бивуаков" художниц-воительниц), но в Москве супрематические пожарища и скифские кострища удалось разжечь на славу. Не в последнюю очередь благодаря дизайнерам Третьяковской галереи. Совсем как у патриарха русского авангарда и "крестного отца" амазонок Казимира Малевича, пространство секли белые и черные плоскости. На них - пророки, евангелисты, крестьяне Гончаровой, пляшущие человечки Степановой, стружки кубических натюрмортов Удальцовой. Это мир, в котором много воздуха. Супрематические полотна нельзя вешать близко. Иначе битва начнется уже между ними. Дабы экспроприировать как можно больше вселенского пространства, сосед будет выпихивать соседа. Будет красочное месиво. Убитых благодаря плохим экспозиционерам в разных музеях авангардных полотен не сосчитать. Желая избежать битвы между амазонками, дизайнеры предусмотрительно и тактично сделали каждую работу кульминационной. Это замечательно еще и потому, что в авангарде любая малая структура репродуцирует модель большой Вселенной.

Сами полотна для многих окажутся премьерными. Лишь незначительная их часть - из Русского музея и Третьяковки. Большинство - из провинции. Из музеев Башкортостана, Вологды, Нижнего Тагила, Саратова, Смоленска, Краснодара, Костромы, Ростова. Некоторые работы амазонок прибыли из Оттавы, Штутгарта, Мадрида, Нью-Йорка. Впервые часть своей коллекции выставил крупнейший знаток и исследователь авангарда Дмитрий Сарабьянов.

Теряясь в лабиринтах диагоналей супрематических стендов, смакуя благороднейший колорит картин амазонок, вдруг понимаешь, что авангардные крики о переустройстве мира, эмансипации, феминизме, андрогинах и всяких прочих гомункулусах давно уже в прошлом. Записаны в манифестах, переплетены в папочку и сданы в архив. Самым актуальным все же оказывается высочайшее качество живописи.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;