Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 7 (7264) 22 - 28 февраля 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32 №34  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Ваятель в области балета

Мариинский театр провел фестиваль балета и показал премьеру "Щелкунчика"

Яна ЮРЬЕВА
Санкт-Петербург
Фото Н.РАЗИНОЙ


Сцена из спектакля "Щелкунчик". Маша - Н.Сологуб, Принц - А.Фадеев

Как только тебе начинает казаться, будто ты что-то в балетном процессе понимаешь (видишь логику, улавливаешь причинно-следственные сцепления и даже строишь обоснованные прогнозы), непременно выяснится, что ты не понимаешь ничего. В Мариинском театре, по крайней мере, так. Первый Международный балетный фестиваль "Мариинский" - убедительное тому свидетельство. Программа обещала ровное течение, не предполагающее всплесков и провалов, но фестиваль сам нашел себе кульминации и спады. Предсказать их было невозможно. Простой пример. Слетелись международные звезды: Хосе Мануэль Карэньо, Карлос Акоста, Владимир Малахов, Итан Стифел. Станцевали каждый по спектаклю с местными солистками: "Баядерку", "Дон Кихота", "Жизель" и "Аполлона" соответственно. Все четверо ведут репертуар в крупных стационарных театрах (как правило, сразу нескольких), много ездят по миру, пытаются сохранить себя в изматывающем ритме выступлений. Устают, наконец. Все четверо влетели в мариинские спектакли с минимального числа репетиций (Стифел вовсе с одной). А результат: две скучные халтуры ("Баядерка", "Дон Кихот") и два триумфа ("Жизель", "Аполлон"). Могло быть наоборот, но вышло вот так. Возможно, сработала какая-то совсем уж тайная закономерность, сплетающаяся глубоко в недрах, если предположить, что ничего случайно не случается. Та же тайная закономерность подчинила себе и нового "Щелкунчика" в постановке художника Михаила Шемякина и хореографа Кирилла Симонова - премьеру, которой прочили стать главным событием и приманкой фестиваля.

К премьере готовились долго, решающая дата откладывалась четыре раза. За это время успели отказать от работы хореографу Алексею Ратманскому и поставить под ружье балетмейстера-студента Симонова. В Америке заказывали пластмассовые маски всех размеров, цветов, фасонов, сооружали несметное количество бутафории. Любовно вытачивали и пригоняли каждую деталь, надо полагать. До этого бог весть сколько времени художник Шемякин взращивал в душе тему, смутно ею томился, искал, как сердцу выразить себя, выстраивал концепцию целого. За несколько недель до премьеры о Шемякине и его "Щелкунчике" трубили все газеты, художник направо и налево раздавал интервью. Рассказал, что нарисовал тьму эскизов. Не просто эскизов, а картинок, которые должен был оживить хореограф. То есть задал пластический рисунок партий. Срежиссировал мизансцены. По всему, ожидался триумф авторской воли, которая должна была переплавить музыку Чайковского, странно соединяющую фатальный ужас и розовощекое конфетное великолепие, танцы, сценографию (само собой). Синтетический по определению балетный спектакль, складываемый усилиями разных авторов, должен был стать спектаклем одного-единственного автора, тем самым поставив публику лицом к лицу с замкнутым в себе последовательным миром. Не стал и не поставил. Не знаю, почему. То ли звезды так повернулись, то ли так пролегли положенные Валерием Гергиевым "пределы разумного", в которые должно было вогнать созидаемое "сумасшествие", но только "Щелкунчик" получился обычный. Так и видишь, как он робко переминается с ноги на ногу, присоединясь к всемирному семейству версий спектакля. Свои узоры Михаил Шемякин разводил по канве сценария Петипа, тем самым позиционировав спектакль как традиционный. Хореография "Щелкунчика" беспомощна ровно настолько, чтобы о ней нельзя было сказать ничего (первый - "игровой" - акт получше, второй - "танцевальный" - совсем никуда). А сам он столь добротен, что описывать его чудеса попросту скучно. Не без воображения придумано появление Мышиного короля: гвардия преклоняет колени, в дыму торжественно вздымается, вырастает семиглавый мутант, по пластике слегка смахивающий на статую Екатерины Великой со вельможами перед Александринским театром. Мантия распахивается - шесть голов были ее воротником, настоящий король выступает из нее и вместе с королевой и кронпринцем, отвратительно шмякаясь со ступеньки на ступеньку, сползает вниз к подданным. Эффектны костюмы кордебалетных снежинок: каждая затянута в черное трико-комбинезон, в черную пачку, на плечах и пачке лежат хлопья снега. Танцуют на черном фоне: кажется, что невесомый контур сам соткался из снежных хлопьев. Приглашенный мим Антон Адасинский (бывший "лицедей", чей театр "Дерево" ныне прописан в Германии) в роли Дроссельмейера - вообще незабываемое зрелище. Словом, чем дальше отходит премьера во времени, с тем меньшим раздражением ее вспоминаешь. Даже какие-то симпатичные подробности вдруг всплывают. Да, на спектакле было скучно, было плохо. А почему плохо - никак не вспомнить. Нипочему. Даже провалиться этот спектакль не сумел - с треском таким, чтоб на весь мир, чтоб еще лет десять вспоминали. Не было провала. События, впрочем, тоже не было.

Смотря что, конечно, считать событием. Для газеты, которую вы сейчас держите в руках, как и для любого другого издания, событие - то, что произошло в мире всех и всяческих искусств за последнее время. И газета, хочет не хочет, должна об этом рассказать: было, мол, не отрицаем. Без событий газетные статьи не пишутся, событие - их единственный герой. Вот таким событием "Щелкунчик" Шемякина безусловно стал: Мариинский театр, Валерий Гергиев, премьера балета и т.д. Информационных поводов для статьи сколько угодно. Но есть другая дефиниция события: это когда в статье про событие так прямо и пишут "стало событием". Когда событие не просто случилось, а самим своим появлением как-то поправило знакомую нам картину мира, уточнило, опровергло, расширило наши представления о привычных вещах, а то и о нас самих. В этом смысле событий на фестивале было четыре. Приглашенный из Большого театра Николай Цискаридзе, поразительно станцевавший в концерте второй акт "Легенды о любви". Этот самый концерт - под названием "Золотой век советского балета", - поведавший прелюбопытнейшие вещи о советском балете (плюс к репертуарной "Легенде" были вынуты из архива фрагменты "Лауренсии" и "Гаянэ"). Владимир Малахов и Диана Вишнева в "Жизели". Итан Стифел в "Аполлоне". А "Щелкунчик" событием не был. Вот хотя бы несколько вопросов, на которые гипотетически могла бы ответить всякая новая постановка "Щелкунчика", но именно эта - не ответила.

Ситуация с юным хореографом Кириллом Симоновым и маститым художником Шемякиным, придумавшим концепцию спектакля, рисовавшим фигурки, которые должен был оживить смиренный хореограф, любопытно перекликалась с тем, что можно было наблюдать на первых Русских сезонах Дягилева. Когда на афишах писали: "Шехеразада", балет Льва Бакста (а танцы-то, танцы-то Фокин ставил!). Когда Александр Бенуа набрасывал фигурки танцующих половцев, какими их себе представлял, а разгоряченный Фокин переносил это на сцену, и получались "Половецкие пляски". Когда Стравинский придумывал нечто, делился с Дягилевым, тот - с Бенуа, Бенуа писал сценарий, разрабатывал оформление к музыке Стравинского, а потом уж - что делать - приглашали хореографа Фокина, отведя ему на все про все считанное число репетиций. С Кириллом Симоновым поступили точно так же. Но Кирилл Симонов, извините, не Михаил Фокин (и даже не отставленный Алексей Ратманский). Дарования его скромны, цену им в будущем назначат опыт и ремесло. В итоге: вместо интересной художественной ситуации - обычное головотяпство (не продумали, не договорились, не рассчитали время и силы).

О чем музыка, написанная Чайковским? О веселой резвости среди сластей в сказочном Конфитюренбурге или о страшной бездне-смерти, которая может разверзнуться под ногами в любой момент, играя с человеком, как с марципановым пастушком? О сластях, говорит новый "Щелкунчик". То, что Шемякин напустил в балет крыс в сверхсанитарных количествах, не делает его взгляд на мир более зловещим, чем предписано традицией рождественской сказки. Крысы славные такие, будто сбежали из секции меховых игрушек, и премило перехватывают лапками хвосты, фехтуя в сцене боя с оловянными солдатиками. А в музыке все звучит свое: "Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?". Но кто такой Чайковский, и кто такой Шемякин... Чайковский как написал, так ничего от него не убудет, ни нотки. Напротив: оркестр под управлением Валерия Гергиева все это еще и чудно исполнит. А вот на художника Шемякина, на его пластмассовые маски и массивные декорации деньги потрачены, и сам он на премьере величаво кивает из царской ложи поклонникам. Чайковский, небось, не кивнет. И даже не поморщится или там пальцем не погрозит проказнику.

Оставим то, что новый "Щелкунчик" не сказал. То, что сказал, увы, не отмечено печатью авторского своеобразия. Что в жизни каждого ребенка бывают моменты, когда взрослые кажутся ему мерзкими, кривляющимися чужаками, игрушки - живыми, а самая главная мечта - сласти до самого горизонта? Читатель, все мы были детьми, все мы это с тех пор и знаем. Нам не надо для этого идти в балет. И мы вместе сейчас дивимся: для чего возник этот новый "Щелкунчик"? Нет, понятно, конечно, что с одной версией Вайнонена особенно по гастролям не разъездишься, надоешь, надо срочно ваять нечто новое, но в то же время и благообразно-привычное. Но какое нам до этого дело? Почему мы должны это знать и принимать во внимание? Был просто неудачный спектакль, неудачный без всяких высших смыслов. Вывод из этой премьеры и всего фестиваля напрашивается только один: как ни старается Мариинский театр стать авторским балетмейстерским театром, так актерским и остается. Главное его богатство по-прежнему составляют уникальные танцовщики. Пусть даже и приглашенные. А почему так вышло (ведь на шумную премьеру сил было положено никак не меньше, чем на приглашение известнейших танцовщиков-звезд), не знаю. С этого признания, собственно, разговор и начался. А теперь окончен.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;