Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 4 (7261) 1 - 7 февраля 2001 г. 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеМного шума и ничего"Девушки битлов" во МХАТе имени Чехова ТЕАТРИрина АЛПАТОВА
Если бы не тот факт, что именно с этой премьеры должен начаться отсчет деяний нового художественного руководства МХАТа имени Чехова, на "Девушек битлов" по пьесе Сергея Волынца в постановке Александра Марина можно было бы посмотреть сквозь пальцы. Бывали здесь спектакли и похуже: "Максимилиан Столпник", например, или "Злодейка". Правда, они, к счастью, с репертуара сняты, за что, уж не знаю какому руководству, большое спасибо. Говорят, что Олег Табаков дал себе нечто вроде испытательного срока - год. И ему крайне повезло, что подобный спектакль появился ближе к началу этого срока, чем к его финишу. Иначе, возможно, пришлось бы крепко призадуматься. Хотя бы о цене красивых и правильных слов о "сохранении", "приумножении", "обновлении" и т.д. - репертуара, труппы, режиссерского корпуса. Понять, какую новизну вносят "Девушки битлов", - та еще задачка. Оживляют репертуар? Формально, - конечно, да: пьеса новая и ставится впервые. И жанр причудлив - "телешоу для театра", и тема любопытна: претензия девушки быть "музой" для кого-то из битлов. Но все же замечательный переводчик С.Волынец в драматургии - новичок, а рука дилетанта перо держит нетвердо. Ей бы в помощь другую, более твердую руку - режиссерскую, да не случилось. Актеры? Они пока все те же - по именам и способностям, без особых открытий. Плюс Игорь Угольников, которого взяли, понятно почему: телешоу требует своего ведущего, желательно оттуда - "из ящика". К Угольникову претензий нет: профессионален и обаятелен, не без драматических талантов (у самого Петра Фоменко когда-то учился). Талантливому человеку в данном случае можно только посочувствовать. Уж больно "сверхзадача" несерьезна: поторговать лицом и прочими частями тела. Право, стоило ли возвращаться на сцену, да еще какую, после столь долгого перерыва, чтобы пару раз снять штаны, тихо, но внятно прошипеть "...твою мать" и принять участие в очередном мхатовском междусобойчике. Впрочем, Угольников - человек основательный, если уж решил вернуться к театральной деятельности, то не раздумает и найдет достойный проект для себя. А теперь давайте поищем крайнего и, кажется, найдем. Потому что крайний - это режиссер. Возьмем шире - уровень режиссуры чеховского МХАТа. А.Марин постановщик не без способностей, но меры и удержу не знает. Ах, скажите, какая новость - явить на сцене сумасшедший дом, громогласно заявить, что жизнь есть сон, иллюзия, бред. Да редкий спектакль сегодня обходится без этого, так чего ради с энтузиазмом неофита бросаться в давным-давно отработанный на столичной сцене прием? И надо же было так беспощадно утопить имеющуюся в пьесе эмоционально-лирическую нотку в безумном буйстве, шуме, громе и всяческих кривляниях. Смешно и интересно было первые минут 15 - 20, потом же утомление и скука нарастали как снежный ком, потому что нить "сквозного действия" оборвалась и была безбожно затоптана мечущимися персонажами. Когда же на сцену в три тысячи двадцатый раз выскочили Ленин с Марксом и иже с ними (ну что за психушка без подобных "героев"?), стало даже как-то и неловко. Ведь сцена-то хоть и Малая, но Московского Художественного, а не какого-нибудь там новомодного театра "На огородах" или очередного чердака-подвала. И пусть нам потом эту "обманку" стыдливо раскроют: мол, все это шоу, не всерьез - трюк этот ничего спасти не в силах. Еще в планах нынешнего МХАТа "привлечение нового зрителя". Но и тут, кажется, промашка вышла. Истинным почитателям группы "The Beatles", в том числе и молодым, этот спектакль ничего не даст. А выбирая между Рембо и Рэмбо (об этом спорят наши персонажи), молодые явно предпочтут последнего. Чеховский МХАТ уже который год привык обходиться собственными режиссерскими силами, теперь им на помощь (или на смену) идут режиссерские силы Табакерки. Но менять, скажем, Н.Шейко на А.Марина, а Р.Козака на В.Машкова - только время терять. Да, конечно, и у них порой получаются приличные спектакли - и все же это, скорее, гарнир. А хочется еще и основного блюда. Действительно, процесс привлечения крупных мастеров - дело не одного дня. Но кто говорит о дне, когда процесс этот давно уже растянулся на годы. А птичка может и не дождаться - отлетит. С занавеса... Также в рубрике:
|