Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 4 (7261) 1 - 7 февраля 2001 г. 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраПросто добавь водыВыставка Виктора Бокарева "Погружение в миф" в галерее "У яра" Сергей ПОПОВ
Акварель - это, в общем-то, не техника. Это - состояние души. Надо быть человеком, действительно ей глубоко преданным, именно что "погруженным", - для самореализации в этом виде искусства, многим кажущемся весьма неактуальным, просто устаревшим. Иногда задача прямо так и стоит: или заниматься акварелью, или стать "современным художником". Виктор Бокарев с этой дилеммой вполне успешно справляется уже на протяжении последних полутора десятилетий. Четвертьвековой давности выпускник Строгановского училища, он сумел после десяти лет строгостей дизайнерской практики обратиться к самому поэтичному, самому облегченному визуально, но сложнейшему технически способу живописания - при помощи воды. Он выбрал только одну из четырех стихий. Но степень его проникновения в мир этой стихии - его убедительность на уровне безусловном: эта выставка уже шестая персональная за последние несколько лет (одна из них проходила в галерее "Нео-Шаг", сменившей имя на "Новую коллекцию", которая теперь - в числе лучших городских галерей). Он видит весь наш мир сквозь "призму" водных красок, и даже солнце - прежде всего как зыбкое отражение на глади воды. Как раз для искусства Виктора подходит понятие "влажного пути", в духовной практике означающего едва ли не самый сложный путь внутреннего поиска и познания. Вода творит миф - правило, на данной выставке подтвержденное автором во всей полноте. Но вода - это пространство в первую очередь душевное, а творит Бокарев поистине от всей души. Его почерк как художника быстр и размашист и при этом безошибочен. Один неправильный удар кисти, единственная помеха - и лист "запорот". Легкость в сочетании с ответственностью - это чаще всего не для нашего человека. Надо быть "слишком" дальневосточным каллиграфом, чтобы это сочетание укреплять, чтобы картина оставляла ощущение завершенной уже на "первом вздохе". В то же время акварель Бокарева живописна по всем правилам европейского классического канона. И если о воздействии на его метод художников-венецианцев, непревзойденных колористов, можно спорить, то сама Венеция - как город, как миф, как мир - поразила Виктора Бокарева за считанные дни на всю жизнь. Венецианские впечатления составляют львиную долю этой выставки, и именно в них Бокарев "погружается в миф" на максимальную глубину. Этот город на воде - поистине священный завет для художника акварели. Воздух здесь напитан влагой, особой красотой, в которой мечты, призраки предстают реальнее, чем явь. Передать это так, чтобы зритель пережил даже звуки воды, - для этого нужен и творец с даром вчувствования, аутентичности. Для этого нужна акварель. Но настоящего художника в Бокареве выдает все же не это. А умение подчинять своему видению крайне противоположные впечатления. Акварелью изобразить Венецию логично, как и касанием кисти "размыть" российские просторы (одна из значительных ранних серий посвящалась путешествию по Волге). Но вот увидеть таким же "небрежным призраком" Нью-Йорк - это определенно ломает сложившиеся стереотипы жанра. Серия, посвященная этому городу, "Новый Вавилон", удивляет разнообразием применяемых здесь пластических приемов в рамках одной техники. Акварель становится то плотной, непрозрачной, то графичной, пространство перетекает в плоскость, но главный мегаполис Земли все равно остается по-джазовому лиричным и по-домашнему уютным. Здесь, "У яра", это выглядит как "пришел, увидел, победил". Когда б действительность выстраивалась "по проектам" акварелистов, дающих возможность видеть жизнь светлей и легче! Маститые искусствоведы во время открытия в кулуарах признавались, что пришли на эту выставку отдохнуть от того напряжения, которым их не перестает щедро одаривать все без исключения современное искусство. И действительно, легкость такая, как будто опытный художник забыл, что пережил, пропустил через себя, через свое искусство ХХ век. История-то его в лицах, конечно, ощущается, но как будто в именах "праздных", необязательных - Артуре Фонвизине, Анатолии Звереве. В фигурах маэстро, одним словом. Художников, по артистичности не имевших себе равных. Спектр их творческих возможностей был практически неограниченным, но и Бокарев со своей стороны демонстрирует далеко не поверхностную палитру стилей. В его арсенале оказывается равно органичной абстракция - целые серии, в названии одной из которых - "Ускользающий мир" - ухвачена суть и акварельной техники, и беспредметной поэтики; экспрессионизм, фовизм - задор, бешеная ритмика иных работ составили бы честь художнику в период "бури и натиска" этих направлений; и конструктивизм - идеальный полигон для серьезных, почти философских граней живописания. Но все это ненавязчиво претворено в новую материю - почти бесплотную, почти неосязаемую, но такую чувственную, такую яркую. И погружение в миф воды в работах Виктора Бокарева оборачивается на самом деле парением над этой водой, а глубина - по-своему чувством полета. Также в рубрике:
|