Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 37 (7344) 12 - 18 сентября 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраХроническое москвовидениеИтоги выставок ко Дню города Юна ВЕЧЕНА
Очередной День города, обрушившийся на столицу 1 сентября, как водится, принес с собой целый сонм выставок, посвященных Москве. И все-таки, вопреки прогнозам, 855-летие Первопрестольной в музейном исполнении прозвучало камерно и как-то на удивление однородно. Никто, даже Музей истории Москвы не стал на сей раз вглядываться в глубину веков, заставляя нас позабыть привычные многоэтажные очертания и умозрительно перенестись в маленький обжитой мир средневекового москвитянина. Напротив, словно сговорившись, устроители выставок представили Москву в незримо присутствующем или откровенно заявленном диалоге с самой собой. Город конца XIX - начала ХХ веков, 30 - 50-х и город современный. Москва трех эпох, трех так до конца и нереализованных возможностей. Сперва буржуазно-интеллигентская, противостоящая чинно-чиновничьему Петербургу, затем активно руководящая строительством социализма в отдельно взятой стране и, наконец, та единственно для нас возможная и привычная, уже вроде бы навсегда утратившая исторический облик и характерный московский запах, но еще не оформившаяся в нечто новое и цельное. Такой предстает сегодня столица на выставках "Москва Гиляровского" в Музее истории города, "Москва многоликая. Классика и современность" в Фотоцентре на Гоголевском бульваре и "Москва, Москве, Москвой" в галерее "Сэм Брук". Путешествуя с дядей Гиляем
Город, описанный знаменитым дядей Гиляем, воссоздан в духе путеводителя рубежа веков. Маршрут начинается от вокзала, точнее от Каланчевской площади, огромная - во всю стену - фотография которой открывает выставку. Стеклянная выгородка с манекенами пассажиров в дорожных платьях, расписание и неизбежные в подобном случае "корзины, картины, картонки". Здесь же рядом объемистая выдержка из этого самого путеводителя, рассказывающая, как сориентироваться на вокзале впервые ступившему на столичный перрон. Как сесть на извозчика и где остановиться. Далее, следуя логике путешествия по Москве, перед нами разворачивается целый мир городских улиц и заведений, государственных учреждений и магазинов. Ильинская и Никольская, извозчики, макет конки и даже настоящий булыжник с куском рельса; воссозданные с помощью подлинных вещей фрагменты меблированных комнат, почтамта и торгового дома "Мюр и Мерилиз", трактирная зала невысокого пошиба, аптека со множеством склянок из-под клюквенного экстракта и одеколона, колониальный магазин с его чаями, засахаренными фруктами и заморскими сластями, банковский зал. Все, сделанное по признанию сотрудников для того, чтобы живо, наглядно и ненавязчиво поместить зрителя в атмосферу Москвы "Анны Карениной, Эраста Фандорина, профессора Преображенского и доктора Борменталя". Той же цели, видимо, служат и поставленные в центре экспозиции три гипсовые фигуры в натуральный рост: городовой, дворник и разносчик - непременные атрибуты городского быта того времени. Вообще-то идея выставки следовать за путешественником или горожанином, обходящим самые обычные и будничные места, побывать на рынке, в книжной лавке и фотоателье, вспомнить традиции народных, религиозных и государственных праздников, и правда, хороша. Невольно думаешь, насколько мало по сути изменилась наша жизнь и насколько сильно по форме. Невольно прилагаешь к нынешнему дню забавные рассказы Гиляровского о нравах Китай-города, предания которого он знал как никто. И невольно сожалеешь, что сгодились они сегодня, как, впрочем, и вся очень милая, но наивная выставка даже не как прикладное, иллюстрированное пособие по москвоведению, а лишь для того, чтобы приблизить современных москвичей к жизни столь любимого ими Фандорина... Остановись, столичное мгновенье
Иное дело - выставка фотографий Москвы из архива фотоцентра и союза фотохудожников. Мысль не новая, но беспроигрышная и не требующая актуализации. Несколько поколений знаменитых фотографов: Шайхет, Игнатович, Марков-Гринберг, Халдей, Ахломов, Мишуков, Шахвердиев. Несколько поколений москвичей, застигнутых фотографами в самые разные, но чаще праздничные и пафосные моменты жизни. Пассажиры 1900-х годов, пригорюнившиеся на остановке в ожидании трамвая. Этот самый трамвай, но уже переполненный, с заскочившим в последний момент у Красных Ворот и едва удерживающим равновесие господином в котелке. Уникальные кадры встречи челюскинцев, с пальмами у Кремлевской стены и нескончаемыми приветственными листовками, уже сплошным ковром устилающими мостовую под колесами автомобилей участников экспедиции О.Ю.Шмидта, но все еще сыплющимися из окон и рук восхищенных свидетелей исторического момента. Военные и физкультурные парады. Конструктивистские ракурсы. Крупные планы. Изломы в композиции и в судьбе государства. Снимаемые с кремлевских башен двуглавые орлы и идущие им на смену обнаженные остовы еще не обросших "рубином" гигантских звезд. Величественная скульптура Сталина, "встречающая" физкультурников на ВСХВ и огромный лик вождя на плакатах счастливых демонстрантов. Улыбающиеся лица метростроевцев - первых пассажиров метро. Любовь Орлова, опускающая бюллетень в избирательную урну на "самых демократичных в мире" выборах 1930-х годов. Москвичи и гости столицы, обступившие на открытии ГУМа прилавок с духами фабрики "Новая заря". И впервые извлеченная из архива Михаила Савина фотография встречи нового 1947 года в обыкновенной старой московской квартире с пушистой елкой, большим круглым столом и ... иконой в углу. Перекликающиеся и словно отражающиеся друг в друге - все эти снимки создают ощущение реального исторического процесса, в котором зритель, кажется, может отследить каждый шаг. Вот на выстроенной видовой фотографии Парийского Красная площадь до 1917-го. Вот она же 10 лет спустя, запечатленная Игнатовичем во время военного парада, для удобства проведения которого был передвинут памятник Минину и Пожарскому. А вот спустя еще 30 лет уже "мавзолееносная" и заново замощенная площадь принимает армянскую делегацию. Еще немного, и пейзаж становится совсем узнаваем: на фотографиях Кейтельгиссера последних лет от Васильевского спуска уже видится "Балчуг"; отремонтированное здание Третьяковки, Крымский мост. Рядом и увековеченные Кремером герои нового времени - Н.Михалков, Гусман, Караченцов-футболист. Вроде бы все то же. И фотографы первоклассные, и умение ухватить жанровую сцену не пропало. Все точно и художественно одновременно: охломовская старушка, торгующая вязаными шапочками у подземного перехода, мишуковская "Беременная в метро". Есть и непозволительная прежде ирония Шахвердиева, приметившего указатель в зоопарке, задающий, с одной стороны, направление к "обезьянам" и "тиграм", а с другой - к "милиции". Но все-таки чего-то не хватает. Невольное сравнение образа Москвы ушедшей и Москвы настоящей оказывается не в пользу последнего. Трудно понять, в чем тут дело. То ли сказывается налет старины, приближающей все прошедшее к вечному идеалу, то ли было у той эпохи общее настроение, единый мощный стиль, тоска по которому угадывается и в современной московской архитектуре, и в ее жителях, и в их изображениях. Через призму сточных люковМожет, поэтому устроители еще одной московской выставки в "Сэм Бруке" и решили отойти от прямолинейной фиксации парадных видов центральных площадей и красиво окутанных туманом памятников и сосредоточились на концептуальных арт-проектах, основанных на фотографии, компьютерной графике, видео и даже фотопоэзии. Большинство авторов хорошо известны. Это Инфантэ и Горюнова с виртуально преображенными видами города, Наумов со своими уже хрестоматийными московскими монументами с головами Фантомаса, Тишков и Силаев с видеоэпосом существ воздуха, "обитающих" в спальных районах. Поистине объединяющей все рассмотренные эпохи и образы Москвы стала уже прославленная и отчасти представленная на выставке фотоколлекция О.Тимофеева. Сотни любовно сделанных и собранных автором фотографий крышек канализационных люков. От тех самых чугунных 1870-х, когда канализация в нашей столице еще только нарождалась, до выполненных по последнему слову техники и глубоко укатанных в асфальт. Взглянуть на историю Москвы сквозь призму канализационных люков, превратив их из утилитарного предмета в артефакт искусства, художникам еще не доводилось. А задуматься бы стоило и поискать: может, чего еще кроме люков осталось. Глядишь, и нашелся бы рецепт от традиционного, набившего оскомину хронического москвовидения, которым потчуют нас в День города который год и творцы прекрасного, и его экспозиционеры. Также в рубрике:
|