Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 36 (7343) 5 - 11 сентября 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

Перформанс по-тихому

В Петербурге прошел четвертый Международный фестиваль экспериментальных искусств

ВЫСТАВКА

Кирилл ГАВРЮШИН
Фото ИТАР-ТАСС
Санкт-Петербург


Работа представителей Университета аэрокосмического приборостроения

В санкт-петербургском Манеже прошел четвертый Международный фестиваль-биеннале экспериментальных искусств и перформанса, декларировавший своей целью демонстрацию в едином выставочном пространстве пограничных жанров и видов художественного, интеллектуального и технического творчества, сложившихся к началу III тысячелетия. Несмотря на заявленные в программе "звездные" имена участников: знаменитого питерского Сергея Бугаева (Африки), арт-групп "Слепые" и "Театр Колейчука", а также впервые представляющих свои инсталляции в Северной столице Дмитрия Пригова и двух поколений московской династии Церетели (Зураб и Василий), фестиваль прошел на удивление спокойно, без открытий и без скандалов. Для пущей важности и международности пригласили и участников из-за рубежа - молодых художников Украины, Австрии, Англии, Японии, Гонконга и Северной Америки. Однако ни иностранные гости, ни обещавшие стать гвоздем программы новейшие компьютерные разработки Университета аэрокосмического приборостроения не смогли похвастать не то что чем-то ошеломляющим, но просто заметным.

Музыкальный перформанс арт-группы С.Бугаева (Африки)

Из инсталляций, пожалуй, самой интересной и занимавшей доминирующее положение в зале оказался экспериментальный музейный проект "Путь на прародину", который представили Государственный музей Природы и Человека (Ханты-Мансийск) и художники Бугаев и Антипова. Хотя, конечно, эта экспозиция, созданная совместными усилиями регионального этнографического музея и двух независимых авторов, была бы более уместной в рамках проекта "Современное искусство в традиционном музее", реализованного в музеях Петербурга в июле. Эта замысловатая композиция представляла собой единое целое из предметов реально существующих шаманских культов и художественных произведений, созданных под впечатлением духовных практик и этнических особенностей. Однако наибольший интерес у не столь уж многочисленной публики вызвали демонстрировавшиеся в рамках проекта видеофильмы. Например, документальный фильм о взаимоотношении слепого шамана и таежной природы. Сей факт, несмотря на несомненные художественные и смысловые достоинства фильма, для фестиваля новейших технологий оказался весьма симптоматичным. Поскольку еще одним заметным явлением в рамках биеннале стал опять же видеоряд, представленный в как всегда элегантном проекте Дмитрием Приговым, на этот раз с семьей. Этот самый видеопроект Дмитрия Пригова, Андрея Пригова и Наталии Мали включал в себя несколько видеосюжетов из "семейной жизни": "бытовой" разговор отца и сына, короткий фильм "Дуэт" и сеанс гипноза.

Музыкальный перформанс арт-группы С.Бугаева (Африки)

Два героя - Отец и Сын - перенесены в условное, беспредметное пространство. Они говорят ни о чем, бросают друг другу ничего не значащие фразы вроде "отопление плохо работает", "как я устал", "отдохни", "самое простое сказать - отдохни" и т.д. Безусловно, в этом "театре", в этой "мелодраме" только то, что на экране - отец и сын, все остальные связи, ситуации, условия свободно домысливаются. Главное - это два лица, созданных по сходной матрице, - одно в фас, другое в профиль. Эхо интонаций, повторение мимики. В "Дуэте", напротив, по мере усиления звучания выговариваемых персонажами фраз появляется все больше визуальных различий - первенство отдано звукам. Противопоставляется произнесение акающей скороговорки "Николай, сиди дома, не гуляй" и бубнящей "У попа была собака".

В сюжете с гипнозом отсутствует звук и сведены до минимума предпосылки для сочинения какой-либо истории. Но зритель не хочет верить в то, что фильм немой, пытаясь выйти из неразрешимой ситуации, он хочет на телевизоре найти кнопку, чтобы включить вдруг пропавший звук.

Попытки найти кнопку, понять, что же, собственно, происходит, в чем новизна и где в представленных перформансах таятся новейшие технологии, и стали лейтмотивом нынешнего фестиваля. Публика, изрядно подуставшая за это лето от подобных мыслей и зрелищ, ожидаемого фестивального возбуждения уже не испытывала. Но именно в этом и состояли отличие и чаемая новизна незаметно завершившегося Биеннале-2002. Его итогом можно считать то, что искусство перформанса, ставшее за последние годы достаточно привычным и не вызывающее былого ажиотажа, постепенно очищается от лишнего и случайного и если таковое и встречается, то выглядит не в лучшем свете. Некоторый общий спад интереса к этому виду искусства идет ему на пользу, делая более рафинированным и самодостаточным. Так что есть шанс, что, как только о фестивале перестанут говорить как о событии № 1 в мире новейших технологий в искусстве, он возьмет да и разразится чем-то по-настоящему новым и технологичным.

Также в рубрике:

ВЫСТАВКА

  • Перформанс по-тихому
    В Петербурге прошел четвертый Международный фестиваль экспериментальных искусств

КИНО

MEMORI

ЗАНАВЕС

ЮБИЛЕЙ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;