Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 36 (7343) 5 - 11 сентября 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

ВЛАДИМИР ЦИГАЛЬ: "Фурцева разрешила мне "раздеть" генерала Карбышева"

Беседу вел Евграф КОНЧИН


В.Цигаль

Народный художник СССР, действительный член Российской академии художеств, лауреат Ленинской и Государственных премий Владимир ЦИГАЛЬ создал 46 памятников и других монументальных произведений. 30 его работ находятся в Третьяковской галерее. Десятки скульптур и сотни рисунков - во многих музеях страны.

    

- Какие из своих монументальных работ вы считаете наиболее значительными?

- Трудный вопрос. Знаете, в многодетной семье выделить кого-либо бывает очень сложно - все дети дороги и любимы. Ленинскую премию я получил за мемориальный комплекс в Новороссийске, "Памятник десантникам" на Малой земле. Мне он особенно близок: я сам участвовал в этом десанте в ночь с 3 на 4 февраля сорок третьего года.

    

- Вы участник Великой Отечественной войны...

- Летом 41-го года я был студентом-дипломником Московского художественного института имени В.И.Сурикова. И вдруг война! Правда, мы получили бронь, но я был молодым, здоровым парнем, оставаться в Москве и заниматься искусством не мог. И попросился на фронт. Меня как военного художника направили на Черноморский флот, в морскую пехоту. Там я выпускал фронтовую газету "Полундра", которая пользовалась большой популярностью... В 44-м меня перевели на Балтийский флот, в Кронштадт. Победу встретил в Москве.

Все последующие годы я невольно возвращался к суровым дням войны и, перелистывая военные дневники, рассматривая рисунки, делал эскизы, композиции, мечтал воссоздать дорогие мне образы тех людей и тех дней. Как в тумане пропадали многие детали, но вырисовывался обобщенный образ - сильный, мужественный, величественный, который я в какой-то степени и воплотил в новороссийском мемориале.

А еще были памятники генералу Карбышеву в Австрии, на территории бывшего фашистского концлагеря Маутхаузен, где он погиб, а также в Москве, детскому врачу Филатову, Рихарду Зорге - в Москве и Баку, Сергею Есенину и президенту Вьетнама Хо Ши Мину в Москве, поэту Мусе Джалилю в Казани...

    

- Вашим скульптурам всегда "давали зеленую улицу"?

- Это далеко не так. Многие мои произведения "проходили" с большим трудом. Например, Комитет ветеранов войны резко возражал против "обнаженного" Карбышева, требовали его обязательно "одеть". Во что? В арестантскую полосатую робу? Мне на помощь пришла Екатерина Алексеевна Фурцева. Министр культуры приехала в мастерскую, осмотрела скульптуру и с ходу отмела все возражения против нее. Или памятник Мусе Джалилю. Я его уже заканчивал, как поползли слухи о его якобы предательстве, из музеев спешно убрали все экспонаты, ему посвященные. Но вступились партийные и государственные руководители Татарии, и памятник был установлен. Очень трудно проходил Сергей Есенин. После долгих споров, когда, по существу, памятник уже отказались принять, пришлось пойти на некоторые изменения первоначального замысла, о чем я сейчас очень сожалею.

    

- Вы исполнили и множество незаказных работ, в основном портретов...

- Портрет в моем понимании не просто буквальная "фиксация" черт лица, а субъективное представление о человеке, очень заинтересованное, с явно выраженным, подчеркиваю, личным отношением. Без этого субъективного видения произведение не состоится. Более того, в бронзе незримо соединяются как бы два портрета - изображенного и самого художника, вжившегося в свою модель. Я леплю людей, внутренний мир которых мне близок. И делаю это не потому, что нахожусь с ними в дружеских отношениях. Просто наступает момент, когда я подчиняюсь непреодолимому желанию рассказать о них буквально все. Так рождались портреты Дмитрия Кабалевского, Германа Титова, моих товарищей по искусству - Дмитрия Шмаринова, Екатерины Белашовой, Юрия Чернова, Олега Комова и других.

Раньше я их делал для себя, вырубал в камне, отливал в бронзе и предоставлял на выставку. И, как правило, эти работы неизменно закупались Министерством культуры или Художественным фондом, между ними даже шла жесткая борьба за эти работы. Сейчас эти времена в прошлом.

    

- Но вы и сейчас много работаете. Я вижу большую гипсовую модель памятника Фритьофу Нансену...

- Нансен был в 1921 году одним из организаторов помощи голодающим в Поволжье. Он отдал на это благородное дело свою Нобелевскую премию и призвал всех других ученых мира нам помочь. Великий ученый, исследователь - и великий гуманист. Я создал эту композицию двенадцать лет назад для города Самары. Но там не нашли средств для установки монумента. Теперь же моим произведением заинтересовались норвежцы, клуб "Ротари", а также армянская диаспора в Москве (оказывается, Нансен много хорошего сделал и для армян) и предложили финансовую помощь. Памятник уже отлит в бронзе. Его предполагается установить на Арбате, в Большом Левшенском переулке уже в этом сентябре. Нежданный дар к моему 85-летию.

    

- Что вы еще сейчас делаете?

- Много рисую. В том числе и по военным воспоминаниям. Делаю рисунки для новых скульптурных работ. Прежде всего для большой (более сорока) серии бронзовых рельефов. Написал четыре автобиографические книги-воспоминания о военных годах, о боевых друзьях и, конечно же, о художниках. Только что вышла книга, которая так и называется - "Художники".

    

- Вы много общаетесь с молодежью в скульптурной мастерской при Академии художеств, которую ведете. Каковы они, сегодняшние молодые ваятели?

- В моей мастерской работают выпускники Суриковского института. Я отбираю их сам. Мастерская - трехгодичная. Ведь после окончания института ребята попадают в сложное положение: денег нет - стипендию уже не выплачивают, мастерской нет, материалов нет. Они остаются один на один с суровой, порой беспощадной действительностью. Моя мастерская помогает входить в жизнь этим молодым талантливым ребятам.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

АРТ-ХРОНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;