24 сентября с утра с подачи FM-овских радиостанций Москве стало известно, что вечерний спектакль "Евгений Онегин" будет не совсем обычным. Дело в том, что исполнитель партии Ленского свежеиспеченный заслуженный артист РФ Н.Басков выйдет на сцену во фраке величайшего Ленского всех времен и народов С.Я.Лемешева.
Искусство, конечно, - дело мистическое, круто замешенное на всякого рода мифах и легендах. Скажем, перстень Карузо, якобы передававшийся от одного великого тенора к другому. Легенда замечательная и вскружившая не одну романтическую голову. Но бывает и так, что очень хочется стать легендой, а перстня, как назло, никто не приносит. Вроде бы все уже есть: и переполненные залы, и экзальтированные дамочки розами закидывают, и политические тяжеловесы на "членовозах" к театру подъезжают, и спонсоров "на деньги раскрутил", а легенды все нет и нет. Тогда-то, видимо, и возникает это необоримое желание не сотворить, а присвоить себе легенду. Можно втихаря пойти к ювелиру и заказать себе "перстень Карузо", а можно просто взять напрокат в театральном музее старый фрак великого предшественника. Но легенда - материя тонкая, одного возвысит, другого - сделает смешным. Впрочем, какие уж тут легенды, нынче это называется богатым заграничным словом "промоушен". При его помощи делание легенд поставлено на поток, причем занимаются этим люди, вряд ли отличающие на слух верхнее до от си-бемоля. Да им, собственно, это и ни к чему. И работа другая, и задачи иные. Промоутер должен, ни жалея сил и денег, раскрутить имя до состояния звезды, превратить звезду в товарный знак (бренд) и "застолбить свою долю". Технологии могут быть самые разные, важен результат. А он выражается в количестве дензнаков, которыми бренд оценивается.
Вот, например, Российский национальный симфонический оркестр (РНО). До самого последнего времени многим людям казалось, что это дирижер и сто с лишним музыкантов, более или менее удачно исполняющих музыку. Но в процессе развития скандала, связанного с отставкой маэстро Спивакова, выяснилось, что это не так или не совсем так. Оказывается, это прежде всего бренд, у которого есть цена (50 - 70 миллионов долларов) и хозяева (по утверждению министра Швыдкого, за оркестром стоит некая американская компания). Вот ведь как! А тут кричат - грабительская приватизация природных ресурсов! Двенадцать лет назад, в тогдашней неразберихе, предприимчивые люди "прихватили" себе всего два слова: "российский" и "национальный", а теперь у них эти слова и за 50 миллионов долларов не выкупишь. Я не собираюсь комментировать конфликт В.Спивакова с администрацией оркестра. За последние дни этого только ленивый не делал. Позиция маэстро изложена во всех практически СМИ, и замечу, что она вызывает понимание и симпатию.
Позиция директора РНО С.Маркова публикуется в этом номере нашей газеты. Похоже, что точки сторонами расставлены окончательно и компромисса не последует. Жаль. Тем, кто наивно полагал, что оркестр существует для исполнения музыки, альянс Спивакова и музыкантов РНО доставлял удовольствие. А вот насчет бренда... Понятно, что искусство давно не принадлежит народу. А вот кому принадлежат слова "российский" и "национальный", хотелось бы понять. Неужто все-таки брендодержателю? Чем-то все это очень напоминает историю с чужим фраком.