Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 39 (7346) 26 сентября - 2 октября 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаПрямо in the middleИтоги Grand pas Анна ГАЛАЙДА
Первый Московский международный балетный фестиваль "Grand pas" прошел в рамках нового проекта Правительства Москвы "Лицо России". Масштабную многодневную акцию подобного размаха не смог поднять даже Большой театр - его шестидневный мини-фестиваль "Звезды мирового балета на сцене Большого" с участием Хосе Мануэля Карреньо, Йохана Кобборга и Владимира Малахова, украсивший начало прошлого сезона, продолжения так и не получил. Зато Гедиминас Таранда после девяти дней трудовой вахты пригласил зрителей на свидание в сад "Эрмитаж" через год. Таранде вообще всегда удается все, за что он берется. Еще десять лет назад, будучи премьером Большого, он умел подкармливать товарищей по работе краткосрочными заграничными вояжами - за что и был уволен Юрием Григоровичем. Но без работы не остался: организовал собственную труппу. И, несмотря на скудный творческий потенциал, смог обеспечить ей вполне благополучное на фоне многочисленных московских балетных коллективчиков существование: нашел конвертируемое название "Имперский Русский балет", заполучил в патроны Майю Плисецкую, наштамповал ходовую классику - "Щелкунчика", "Жизель", "Пахиту", "Шопениану", "Спящую красавицу", вечер балетов Фокина, обзавелся одной из лучших сцен - уютной и театральной Новой Оперой с оркестром этого театра в придачу. Люди понимающие от Имперского Русского балета воротят нос, однако Таранда преуспевает: в отличие от большинства коллег успешно продает труппу хотя и не в мировые столицы, но в цивилизованные страны - США, Финляндию, Израиль, Испанию. Так же было и с фестивалем: заинтересованные масштабным предприятием зрители, в котором было анонсировано участие Алины Кожокару, Джулии Кент, Элизабет Платель, Манюэля Легри, Дианы Вишневой, хотя и закатывали в ужасе глаза от смешения французского с нижегородским, спектакли посещали усердно - зал, несмотря на нераспроданные билеты, был полон. На нем почти не отразился даже стремительный откат звезд: в последний момент все именитые импортные гастролеры, не соблазнившись московской золотой осенью, предпочли остаться дома. В сложной ситуации Таранда сумел сохранить лицо, придав своему детищу признаки ликбеза. Самым удачным ходом "Grand pas" стало приглашение якобсоновцев - петербургского театра "Хореографические миниатюры", не выступавшего в Москве почти 10 лет. Но вся остальная программа фестиваля оказалась слеплена по традиционному в таких случаях лекалу: приглашенные солисты были вставлены в привычные для них - и для зрителей - рамы классики. Кореянка по рождению, петербурженка по воспитанию и балерина Центральной Европы по месту нынешней прописки (Национальный балет Нидерландов) Джу Янг Ким, обладательница золотой медали парижского конкурса-98, танцевала "Щелкунчика" (ее партнером был Николай Цискаридзе), как и положено балерине с хорошей наследственностью. Самой интригующей звезде фестиваля - 23-летнему Денису Матвиенко - достались "Пахита" с премьершей Имперского Русского балета Ириной Сурневой и "Жизель", где его партнершей стала Лиза-Мари Каллум - миниатюрная балерина новозеландского происхождения, уже десять лет делающая европейскую карьеру (в последнее время она является ведущей солисткой Баварского балета, танцует с Владимиром Малаховым и Роберто Болле). Из них только Матвиенко был известен в Москве до фестиваля. Однако два его предыдущих выступления - одно с Имперским Русским балетом в "Тенях" из "Баядерки", второе - в каком-то гала в Большом - прошли незамеченными. С третьей попытки обладателю Гран-при трех международных конкурсов удалось наконец привлечь к себе внимание. И даже найти поклонников среди любителей статистики, у которых основанием для восторга может служить дополнительный пируэт. Прямой противоположностью ему оказалась партнерша - Лиза-Мари Каллум принадлежит к той категории балерин, которые делают карьеру не столько ногами, сколько головой. Родись она в Москве или Петербурге, ей не удалось бы добраться даже до старших классов хореографического училища - природа оказалась к ней не слишком щедра. Несмотря на обучение по методике Чекетти, не наработала Каллум и виртуозности в том понимании, что позволяет балерине танцевать трюковые па де де из "Эсмеральды" или "Корсара". Тем не менее смотреть ее Жизель так же увлекательно, как читать хорошую книжку: не взмывая под колосники, не утрируя количество вращений, не усердствуя в изображении наивности и страданий, Каллум дает урок балетной пунктуации, где температура переживаний в каждой сцене выверена с той же тщательностью, что и градус подъема ноги в арабеске или выворотности стоп. Меньше всего повезло отечественным танцовщикам, на откуп которым были отданы спектакли, в которых местными балетоманами их партии заучены наизусть. Андрей Уваров танцевал свою лучшую роль - Принца Дезире - в обрамлении заваливавшихся на разные стороны, как избушки на курьих ножках, кордебалета и корифеев. За день до этого он же с Надеждой Грачевой неожиданно влетел в "Жизель". Юлия Махалина и Фарух Рузиматов в очередной раз упражнялись на "Шехеразаде". Однако главным просчетом "Grand pas" оказались два концерта, которые имели право на приставку гала только с учетом их продолжительности. В них организаторы фестиваля воткнули, судя по всему, всех импортных солистов, которым смогли сделать визы: мелькнули солисты варшавского Театра Вельки, Венгерской национальной оперы, Большого и Мариинского театров, Национальной оперы Украины, Штутгартского балета, неаполитанского театра Сан Карло, Имперского Русского балета. Однако среди всей этой огромной массы танцовщиков, претендовавших на статус звезд мирового балета с весьма различной долей прав, некоторых хотелось рассмотреть подробнее: в первую очередь, слегка размягчивших строгую архитектуру форсайтовского "In the middle" Алисию Аматриен и Фридмана Фогеля из Штутгартского балета, пылкую польскую Джульетту - Изабеллу Милевску, юных киевлян Наталью Домрачеву и Сергея Сидорского, уже засветившихся на нескольких балетных конкурсах. Для них, к сожалению, у Имперского Русского балета спектаклей не хватило. Однако Гедиминас Таранда с мастерством Игоря Кио умеет превращать боевые раны в свои ордена. А мэрская программа "Лицо России" рассчитана на шесть ближайших лет. Также в рубрике:
|