Тузы и дама русского авангарда
Арина АБРОСИМОВА
 |
Работа О.Розановой |
Загадочная, неповторимая, стремительная Ольга Розанова. Только 32 года было отпущено ей на жизнь, только семь - на творчество. Но это время - с 1886 по 1918-й - совпало со временем сокрушительного перелома и вдохновляющих перемен, с рождением новой эры и многоличием человеческой трагедии. Искусству в ту пору пришлось пережить, испытать натиск агрессивного обновления, обрести бесценный опыт движения авангардистской эстетики. Многих из окружения Розановой можно назвать революционерами от искусства и мыслителями от философии творчества. Находясь в обществе Аристарха Лентулова, Казимира Малевича, братьев Бурлюков, Владимира Татлина, Бориса Анисфельда, Василия Кандинского невозможно было удержаться от соблазна, чтобы самостоятельно не ниспровергнуть "закостенелый" канон (к примеру, стал считаться пошлостью реалистический портрет, а Валентин Серов объявлялся главным фотографом). Постоянно и на Западе, и в России открывалось что-нибудь эдакое - кубизм, примитивизм, футуризм, лучизм, органика, супрематизм и т.д. - и художники, проведя череду экспериментальных кульбитов, превращались в созидателей. Именно в таком бушующе-клокочущем творческом пространстве Ольга Розанова состоялась как художница, поэт, теоретик и практик нового искусства. Она участвовала в пятнадцати самых громких выставках начала ХХ века, будучи в разные годы членом таких обществ современных художников, как "Бубновый валет", "Союз молодежи" и "Супремус".
 |
Работа О.Розановой |
Нынешняя выставка художницы в Московском Центре искусств на Неглинке стала персональной и весьма символичной. Само ее название "Символическое сходство. Гадание на картах Ольги Розановой" интригует концепцией поиска тайного смысла в закодированном изображении. Карты, карты, карты мельтешат асссоциацией "Слова, слова, слова...". В трех цветах - белом, красном, черном и в четырех мастях разбрелась галерея образов, порой собирательных - валеты, дамы, короли, тузы. Они графичны, живописны и непредсказуемы - каждый имеет свой знак, место, лицо, судьбу. Мы имеем дело не с простыми картами, а с говорящими на особом языке, не с воображаемыми персонажами действительности, а с существовавшими когда-то в земной реальности. Сегодня их самих уже нет, но остались характерные черты их внешнего и психологического отражения в искусстве. Недаром и сама карта - зеркальный перевертыш. На своих друзей и коллег экспрессивно погадала Ольга Розанова: раскидала, сопоставила, поймала откровение и зафиксировала его. К впечатлению, помимо представления простого смертного об этом дамском баловстве, примешиваются азарт и мистика. Карты - лишь символ игры, игра - символ жизни, гротесковые персонажи - символы людей, масть - символ значимости. Быль или небыль? И тогда сквозь время, материю и пространство возникает единственный, но мистический, в заданном контексте, перевертыш: искусство - символическая по природе своей область человеческого созидания - материализует и значимость, и людей, и жизнь.