Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 30 (7337) 25 июля - 7 августа 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Информация

Любовь ломает предрассудки

Галерея "Гмуржинска" пропагандирует русское искусство

Вера ФЕДЯЕВСКАЯ
заслуженный художник России


Министр культуры М.Швыдкой наградил Кристину Гмуржинску почетным дипломом "За значительный вклад в научные исследования и выставочную деятельность в области русского искусства ХХ века". По этому поводу в Кельне, где расположена картинная галерея "Гмуржинска", состоялась торжественная церемония.

Вручая диплом, Генеральный консул РФ в Германии Сергей Нечаев сказал слова, не совсем привычные в устах чиновника. По его мнению, "не министерства и не учреждения способствуют распространению культуры, а люди - такие, как Кристина Гмуржинска, которая благодаря своей энергии и целеустремленности сблизила русскую культуру с культурами других народов и таким образом добилась большого взаимного понимания и помогла сломить предрассудки".

Многие наши художники старшего поколения, кто знал мать Кристины Антонину Гмуржинску, питали к ней искреннее уважение. И дело не только в неутомимости, порядочности и щедрости этого человека. Она была влюблена в русское искусство начала прошлого века, верила в его общечеловеческую ценность даже тогда, когда в Советском Союзе к нему относились, мягко говоря, без должного уважения. И, что, возможно, самое главное, - она сыграла ведущую роль в том, что работы русских художников и литераторов Серебряного века заняли достойное место рядом с самыми ценимыми работами мировой классики.

Кристина Гмуржинска придала делу своей матери подлинный размах, научную глубину и неустанное просветительство. Выпускница Сорбоннского университета по курсу "русское изобразительное искусство", Кристина вместе со своим деловым партнером, директором галереи "Гмуржинска" Матиасом Расторфером, сумела создать, наверное, самый известный и процветающий центр изучения, пропаганды и распространения современного русского изобразительного искусства за пределами России.

Награда Министерства культуры России, по словам Кристины, ей особенно дорога. И все же стоит заметить, что она далеко не первая. Еще в 1983 году галерея "Гмуржинска" была награждена золотой медалью города Парижа. Вручил медаль тогдашний мэр Парижа Жак Ширак.

Каждый, кто поставил себе целью показать деятельность галереи "Гмуржинска" в области русского искусства, оказывается на мучительной развилке: какой путь избрать? Отказаться от любых характеристик и просто перечислить выставки и публикации, научные семинары и остроумные реконструкции, осуществленные галереей? Или выбрать одно из событий за последние годы и показать на конкретном примере, как серьезная работа и отличная материальная база приводят к впечатляющим результатам?

Оба варианта соблазнительны. Испытаем первый из них.

Первая выставка организована галереей в 1974 году. Она называлась "С Земли в Космос. 1916 - 1924 годы". Далее последовали: "Двадцатые годы в Восточной Европе" (1975), "Эль Лисицкий" (1978), "Измы российского искусства. 1907 - 1930" (1977), "Казимир Малевич. К столетию со дня рождения" (1978), "Художницы русского авангарда, 1910 - 1930", "От рисунка к дизайну - искусство русского конструктивизма в двадцатые годы" (1981), "Александр Родченко. Возможность фотографии" (Париж - Кельн, 1982), "Семь московских художников, 1910 - 1930" (1984), "Малые форматы. Западные и восточноевропейские художники 1910 - 1930" (1984), "Пионеры абстрактного искусства из собрания Тиссена - Борнемизы" (1986, коллекция Тиссена - одного из богатейших собраний русского авангарда), "Мастера двадцатого века" (1987), "Поверхность, изображение, пространство. Скульптура, рельеф, коллаж" (1988), "Образ-абстракция" (1989), "Рисунок сквозь призму" (1991), "Взгляд из Космоса. Искусство и архитектура с 1910 по 1990-й" (1991), "Глазом кино. Пионеры российского фильма" (1992), "Василий Чекрыгин. Мистика русского авангарда" (1992), "Малевич, Суетин, Чашник" (1992), "Психология художника. Павел Филонов и двадцатые" (1992), "Шерше ля фам" (1992, выставка русских художниц), "Родченко, Степанова. Из Москвы в Париж через Кельн" (1993), "Жизнь через фотокамеру. Три поколения советско-российской фотографии" (1994), "Модная сумочка. Художницы русского авангарда" (1995), "Дима" (1996), "Роберт и Соня Делонэ" (1997), "Очарование абстракции" (1998), "Органика. Беспредметный мир природы русского авангарда ХХ века" (1999), "Взгляд на современное искусство. Двадцатые и тридцатые" (2000), "Александр Родченко - Наум Габо. Пространственные конструкции" (2001), "5х5=25. Пять современных российских художников: Ольга Чернышева, Игорь Мухин, Павел Пепперштейн, Наталья Першина-Якиманская, Вадим Захаров" (2002).

Этот длинный абзац и прочесть непросто. Но представьте, насколько ничтожны усилия читателя в сравнении с той огромной энергией, которую пришлось затратить организаторам с учетом того, что каждое из этих мероприятий длилось с год, а готовилось несколько лет.

Попытаюсь вкратце расшифровать хотя бы одну из строчек... Выставка "Органика", открытая в Кельнском выставочном зале галереи "Гмуржинска" в 1999 году, проходила с заметным успехом. Один из залов галереи был отдан под реконструкцию "беспредметного исполнения" музыкальной пьесы одного из родоначальников русского авангарда Михаила Матюшина "Рождение света, цвета и объема". Инсценировка включала танцы и музыку, воссозданные с помощью редчайших первоисточников. Российский художник Алексей Кострома поставил хореографию и приспособил ее для практического использования в галерее. Все исполнение было записано на видеопленку, а копии стали доступными для всех посетителей галереи.

Нельзя не добавить, что специальные музыкальные инструменты, созданные Матюшиным и названные им "монокордами", были также реконструированы с помощью сохранившихся документов и экспонировались впервые. Во время выставки "Органика" был проведен международный симпозиум. Свои доклады представили десять крупнейших специалистов, шесть из которых - россияне. Эти труды были собраны в отдельный том и изданы год спустя на английском языке.

Но издание трудов и открытие выставок, сколь бы интересными они ни были, представляют собою лишь часть работы, связанной с распространением культурного наследия. Галерея "Гмуржинска" сотрудничает на постоянной основе с десятками музеев и галерей во всем мире - в Германии, Голландии, Соединенных Штатах и, разумеется, в России. Успешное распространение русской культуры в иных культурных средах - это трудный бизнес, где успех вовсе не гарантирован, где, кроме собственно денег, необходимы вера, любовь к искусству, умение увлечь за собою других и терпение, терпение - потому что на немедленные результаты рассчитывать не приходится.

И еще одно замечание в связи с наградой, которую получила галерея "Гмуржинска". Любое дело, связанное с распространением произведений культуры, захиреет и зачахнет, если не будет приносить определенной прибыли. Прибыль, получаемая зарубежными бизнесменами и экспертами от операций, связанных с произведениями российской культуры, порой вызывает у россиян если не открытую неприязнь, то определенную настороженность.

Это не просто несправедливо. Это близоруко и крайне вредно для настоящего и будущего российского искусства. Будет просто замечательно, если наше искусство - и авангардистское, и реалистическое, и древнее, и современное - станет знакомым и близким многим людям за пределами нашей страны. Если их, говоря проще, будут не только жарко любить, но и дорого покупать.

На земле немного людей, которые сделали для этого больше, нежели Кристина Гмуржинска, молодая немка из города Кельна.

Также в рубрике:

ИНФОРМАЦИЯ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;