Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 30 (7337) 25 июля - 7 августа 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ИнформацияЛюбовь ломает предрассудкиГалерея "Гмуржинска" пропагандирует русское искусство Вера ФЕДЯЕВСКАЯ Министр культуры М.Швыдкой наградил Кристину Гмуржинску почетным дипломом "За значительный вклад в научные исследования и выставочную деятельность в области русского искусства ХХ века". По этому поводу в Кельне, где расположена картинная галерея "Гмуржинска", состоялась торжественная церемония. Вручая диплом, Генеральный консул РФ в Германии Сергей Нечаев сказал слова, не совсем привычные в устах чиновника. По его мнению, "не министерства и не учреждения способствуют распространению культуры, а люди - такие, как Кристина Гмуржинска, которая благодаря своей энергии и целеустремленности сблизила русскую культуру с культурами других народов и таким образом добилась большого взаимного понимания и помогла сломить предрассудки". Многие наши художники старшего поколения, кто знал мать Кристины Антонину Гмуржинску, питали к ней искреннее уважение. И дело не только в неутомимости, порядочности и щедрости этого человека. Она была влюблена в русское искусство начала прошлого века, верила в его общечеловеческую ценность даже тогда, когда в Советском Союзе к нему относились, мягко говоря, без должного уважения. И, что, возможно, самое главное, - она сыграла ведущую роль в том, что работы русских художников и литераторов Серебряного века заняли достойное место рядом с самыми ценимыми работами мировой классики. Кристина Гмуржинска придала делу своей матери подлинный размах, научную глубину и неустанное просветительство. Выпускница Сорбоннского университета по курсу "русское изобразительное искусство", Кристина вместе со своим деловым партнером, директором галереи "Гмуржинска" Матиасом Расторфером, сумела создать, наверное, самый известный и процветающий центр изучения, пропаганды и распространения современного русского изобразительного искусства за пределами России. Награда Министерства культуры России, по словам Кристины, ей особенно дорога. И все же стоит заметить, что она далеко не первая. Еще в 1983 году галерея "Гмуржинска" была награждена золотой медалью города Парижа. Вручил медаль тогдашний мэр Парижа Жак Ширак. Каждый, кто поставил себе целью показать деятельность галереи "Гмуржинска" в области русского искусства, оказывается на мучительной развилке: какой путь избрать? Отказаться от любых характеристик и просто перечислить выставки и публикации, научные семинары и остроумные реконструкции, осуществленные галереей? Или выбрать одно из событий за последние годы и показать на конкретном примере, как серьезная работа и отличная материальная база приводят к впечатляющим результатам? Оба варианта соблазнительны. Испытаем первый из них. Первая выставка организована галереей в 1974 году. Она называлась "С Земли в Космос. 1916 - 1924 годы". Далее последовали: "Двадцатые годы в Восточной Европе" (1975), "Эль Лисицкий" (1978), "Измы российского искусства. 1907 - 1930" (1977), "Казимир Малевич. К столетию со дня рождения" (1978), "Художницы русского авангарда, 1910 - 1930", "От рисунка к дизайну - искусство русского конструктивизма в двадцатые годы" (1981), "Александр Родченко. Возможность фотографии" (Париж - Кельн, 1982), "Семь московских художников, 1910 - 1930" (1984), "Малые форматы. Западные и восточноевропейские художники 1910 - 1930" (1984), "Пионеры абстрактного искусства из собрания Тиссена - Борнемизы" (1986, коллекция Тиссена - одного из богатейших собраний русского авангарда), "Мастера двадцатого века" (1987), "Поверхность, изображение, пространство. Скульптура, рельеф, коллаж" (1988), "Образ-абстракция" (1989), "Рисунок сквозь призму" (1991), "Взгляд из Космоса. Искусство и архитектура с 1910 по 1990-й" (1991), "Глазом кино. Пионеры российского фильма" (1992), "Василий Чекрыгин. Мистика русского авангарда" (1992), "Малевич, Суетин, Чашник" (1992), "Психология художника. Павел Филонов и двадцатые" (1992), "Шерше ля фам" (1992, выставка русских художниц), "Родченко, Степанова. Из Москвы в Париж через Кельн" (1993), "Жизнь через фотокамеру. Три поколения советско-российской фотографии" (1994), "Модная сумочка. Художницы русского авангарда" (1995), "Дима" (1996), "Роберт и Соня Делонэ" (1997), "Очарование абстракции" (1998), "Органика. Беспредметный мир природы русского авангарда ХХ века" (1999), "Взгляд на современное искусство. Двадцатые и тридцатые" (2000), "Александр Родченко - Наум Габо. Пространственные конструкции" (2001), "5х5=25. Пять современных российских художников: Ольга Чернышева, Игорь Мухин, Павел Пепперштейн, Наталья Першина-Якиманская, Вадим Захаров" (2002). Этот длинный абзац и прочесть непросто. Но представьте, насколько ничтожны усилия читателя в сравнении с той огромной энергией, которую пришлось затратить организаторам с учетом того, что каждое из этих мероприятий длилось с год, а готовилось несколько лет. Попытаюсь вкратце расшифровать хотя бы одну из строчек... Выставка "Органика", открытая в Кельнском выставочном зале галереи "Гмуржинска" в 1999 году, проходила с заметным успехом. Один из залов галереи был отдан под реконструкцию "беспредметного исполнения" музыкальной пьесы одного из родоначальников русского авангарда Михаила Матюшина "Рождение света, цвета и объема". Инсценировка включала танцы и музыку, воссозданные с помощью редчайших первоисточников. Российский художник Алексей Кострома поставил хореографию и приспособил ее для практического использования в галерее. Все исполнение было записано на видеопленку, а копии стали доступными для всех посетителей галереи. Нельзя не добавить, что специальные музыкальные инструменты, созданные Матюшиным и названные им "монокордами", были также реконструированы с помощью сохранившихся документов и экспонировались впервые. Во время выставки "Органика" был проведен международный симпозиум. Свои доклады представили десять крупнейших специалистов, шесть из которых - россияне. Эти труды были собраны в отдельный том и изданы год спустя на английском языке. Но издание трудов и открытие выставок, сколь бы интересными они ни были, представляют собою лишь часть работы, связанной с распространением культурного наследия. Галерея "Гмуржинска" сотрудничает на постоянной основе с десятками музеев и галерей во всем мире - в Германии, Голландии, Соединенных Штатах и, разумеется, в России. Успешное распространение русской культуры в иных культурных средах - это трудный бизнес, где успех вовсе не гарантирован, где, кроме собственно денег, необходимы вера, любовь к искусству, умение увлечь за собою других и терпение, терпение - потому что на немедленные результаты рассчитывать не приходится. И еще одно замечание в связи с наградой, которую получила галерея "Гмуржинска". Любое дело, связанное с распространением произведений культуры, захиреет и зачахнет, если не будет приносить определенной прибыли. Прибыль, получаемая зарубежными бизнесменами и экспертами от операций, связанных с произведениями российской культуры, порой вызывает у россиян если не открытую неприязнь, то определенную настороженность. Это не просто несправедливо. Это близоруко и крайне вредно для настоящего и будущего российского искусства. Будет просто замечательно, если наше искусство - и авангардистское, и реалистическое, и древнее, и современное - станет знакомым и близким многим людям за пределами нашей страны. Если их, говоря проще, будут не только жарко любить, но и дорого покупать. На земле немного людей, которые сделали для этого больше, нежели Кристина Гмуржинска, молодая немка из города Кельна. Также в рубрике:
|