Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 42 (7250) 2 - 15 ноября 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32 №34  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Ситуация

Встретимся в суде

РАО ежегодно ведет около 300 процессов

С АВТОРСКИМ ПРАВОМ

Анна МАРТОВИЦКАЯ


История авторского права в России насчитывает более ста лет. Однако лишь в 1993 году Верховный Совет наконец-то принял Закон об авторском праве и смежных правах. Теперь все силы поборников законного использования произведений искусства направлены на его безусловное соблюдение. Правда, удается это далеко не всегда. Ежегодно договорно-правовое управление Российского авторского общества (РАО) ведет около 300 судебных дел. Чаще всего права авторов ущемляются при публичном исполнении произведений (на концертных площадках, в ресторанах и ночных клубах), воспроизведении записей (радио- и телеэфир), использовании в кино и рекламе.

Так, в прошлом году РАО закончило судебное дело по претензии наследницы художника Л. к кондитерской фабрике "Россия", которая в оформлении коробок конфет использовала рисунок "Аленький цветочек", созданный в свое время специально для шкатулки. Кроме того, данный рисунок был использован и в рекламном ролике сладостей. Долгое время представители фабрики отрицали свою вину, ссылаясь то на одно, то на другое. В частности, отнекивались так: раз автор работал на Федоскинской фабрике лаковой миниатюры, то никаких прав у него на произведение не было. Когда "номер" не прошел, фабрика начала рассказывать, что давным-давно приобрела слайд у некоей организации, которая обладала всеми правами на рисунок. РАО пришлось разъяснять, что слайд и художественное произведение, запечатленное на нем, - два разных объекта авторского права. В результате ООО "Нестле Фуд", которому принадлежал контрольный пакет акций фабрики, пошло на ухищрение - наследница сообщила, что в дальнейшем намерена самостоятельно заключить договор с фабрикой и отозвала свое поручение вести дело РАО. Обидно, конечно, но ведь права автора все-таки признали.

Еще один пример. В 1996 году АОЗТ "О'кей" и АОЗТ "Иван Федоров" издали пособие для изучающих английский язык, в котором использовали все десять серий мультфильма "Ну, погоди!". Сценарист Александр Курляндский подал на предприимчивых бизнесменов в суд. Ответчики иска не признали, сославшись на то, что текст книги был написан посторонним автором, и не думавшим заимствовать идеи и тексты Курляндского. РАО предложило провести сравнительный анализ двух произведений, однако вместо сценария, который у Курляндского не сохранился, на экспертизу была представлена кассета с записью мультфильма. Это обстоятельство суд счел достаточным для отклонения иска. РАО была подана кассационная жалоба, и в ноябре 1999 года состоялся новый суд. Он-то и вынес наконец решение о взыскании компенсации в пользу автора. Курляндского в прямом смысле слова спасло заключение эксперта А. Германа, в котором указывалось, что в книге использованы персонажи мультфильма и его основной сюжет, а также название "Ну, погоди!", которое "является результатом творческого труда авторов фильма". Здесь стоит отметить особо, что охраняемость названий и имен персонажей всегда вызывала в России множество споров. Непонятно, кто и как должен проводить экспертизу названий тех или иных произведений, насколько можно полагаться на мнение экспертов и должно ли оно признаваться решающим. Закон на эти вопросы ответа, увы, не дает.

С просьбой прокомментировать ситуацию мы обратились к председателю Правления РАО Владимиру ТВЕРДОВСКОМУ.

    

- Владимир Николаевич, насколько действен в условиях нашей страны Закон об авторском праве и смежных правах?

- В целом это документ очень неплохой. Он даже получил одобрение многих международных организаций и независимых экспертов. И все-таки отдельные просчеты и пробелы в нем имеются. В течение многих лет мы пытались убедить наши телеканалы в том, что платить авторам нужно, что это единственный цивилизованный способ обращения с авторами. Первыми нам навстречу пошли частные каналы - НТВ и ТВ-6. Сейчас уже все центральные каналы получили лицензии РАО, но вот с ВГТРК нам пришлось повоевать. Еще в прошлом году с каналом "Культура" и ГРК "Радио Россия" мы выясняли отношения через суд. Гораздо сложнее дело обстоит с региональными и кабельными телекомпаниями.

Главный недостаток действующего закона в том, что в нем не прописан механизм лишения той или иной ГТК лицензии. На Западе лицензию отбирают при малейшем нарушении закона, у нас же прежде нужно факт нарушения доказать в суде.

    

- Наверное, работать в регионах вообще сложнее, чем в столице?

- К сожалению, да. Некоторые губернаторы имеют свое личное представление об авторском праве и в лучшем случае готов платить своим местным авторам. Как правило, области считают, что РАО собирает с них оброк, не сознавая, что вырученные средства распределяются между всеми авторами, вне зависимости от того, живут они в столице или в провинции. Мы надеемся, что уже в 2001 году Государственная дума примет предложенные нами поправки к закону и подобные недоразумения не повторятся.

    

- Не могу не спросить вас о борьбе с пиратством. Всем известно, что "левые" кассеты даже в Москве можно купить на любом углу.

- Да, в Москве есть Горбушка, в других городах - рынки, подобные ей. Если спросить у населения, хорошо это или плохо, большинство, бесспорно, ответит, что это удобно и выгодно. Пиратство неистребимо прежде всего потому, что народ его всячески приветствует. Никто не считает, что, покупая контрафактный диск, он обворовывает автора.

    

- И все-таки какие-то шаги по борьбе с "левыми" тиражами аудио- и видеопродукции предпринимались. Одно время в Москве была распространена идентификационная марка, свидетельствовавшая о подлинности товара. Сейчас ее отменили. Что это, победа пиратства?

- У этой марки изначально был один существенный недостаток, делавший ее бессмысленной. Она распространялась только на территории Москвы, что позволяло утаивать большую часть тиража и распространять его в других городах России. Скоро идентификационный знак будет введен по всей стране. Будем надеяться, что это изменит ситуацию к лучшему. Но говорить об истреблении пиратства в ближайшее время не приходится. На Западе сами звукозаписывающие компании борются с ворами, выделяют на это немалые средства. У нас же многие производители сами грешат этим пороком и пока ждать, чтобы они вступили в борьбу, рано.

    

- За рубежом, наверное, и права наших сочинителей уважают гораздо больше, чем на Родине...

- Наших композиторов и писателей действительно очень любят за рубежом. Но срок охраны прав очень многих из них истек или подходит к концу именно сейчас. Эта проблема существует не только в России, но и в других странах.

Также в рубрике:

С АВТОРСКИМ ПРАВОМ

В СЕМЬЕ

С РЕОРГАНИЗАЦИЕЙ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;