Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 42 (7250) 2 - 15 ноября 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияВстретимся в судеРАО ежегодно ведет около 300 процессов С АВТОРСКИМ ПРАВОМАнна МАРТОВИЦКАЯ История авторского права в России насчитывает более ста лет. Однако лишь в 1993 году Верховный Совет наконец-то принял Закон об авторском праве и смежных правах. Теперь все силы поборников законного использования произведений искусства направлены на его безусловное соблюдение. Правда, удается это далеко не всегда. Ежегодно договорно-правовое управление Российского авторского общества (РАО) ведет около 300 судебных дел. Чаще всего права авторов ущемляются при публичном исполнении произведений (на концертных площадках, в ресторанах и ночных клубах), воспроизведении записей (радио- и телеэфир), использовании в кино и рекламе. Так, в прошлом году РАО закончило судебное дело по претензии наследницы художника Л. к кондитерской фабрике "Россия", которая в оформлении коробок конфет использовала рисунок "Аленький цветочек", созданный в свое время специально для шкатулки. Кроме того, данный рисунок был использован и в рекламном ролике сладостей. Долгое время представители фабрики отрицали свою вину, ссылаясь то на одно, то на другое. В частности, отнекивались так: раз автор работал на Федоскинской фабрике лаковой миниатюры, то никаких прав у него на произведение не было. Когда "номер" не прошел, фабрика начала рассказывать, что давным-давно приобрела слайд у некоей организации, которая обладала всеми правами на рисунок. РАО пришлось разъяснять, что слайд и художественное произведение, запечатленное на нем, - два разных объекта авторского права. В результате ООО "Нестле Фуд", которому принадлежал контрольный пакет акций фабрики, пошло на ухищрение - наследница сообщила, что в дальнейшем намерена самостоятельно заключить договор с фабрикой и отозвала свое поручение вести дело РАО. Обидно, конечно, но ведь права автора все-таки признали. Еще один пример. В 1996 году АОЗТ "О'кей" и АОЗТ "Иван Федоров" издали пособие для изучающих английский язык, в котором использовали все десять серий мультфильма "Ну, погоди!". Сценарист Александр Курляндский подал на предприимчивых бизнесменов в суд. Ответчики иска не признали, сославшись на то, что текст книги был написан посторонним автором, и не думавшим заимствовать идеи и тексты Курляндского. РАО предложило провести сравнительный анализ двух произведений, однако вместо сценария, который у Курляндского не сохранился, на экспертизу была представлена кассета с записью мультфильма. Это обстоятельство суд счел достаточным для отклонения иска. РАО была подана кассационная жалоба, и в ноябре 1999 года состоялся новый суд. Он-то и вынес наконец решение о взыскании компенсации в пользу автора. Курляндского в прямом смысле слова спасло заключение эксперта А. Германа, в котором указывалось, что в книге использованы персонажи мультфильма и его основной сюжет, а также название "Ну, погоди!", которое "является результатом творческого труда авторов фильма". Здесь стоит отметить особо, что охраняемость названий и имен персонажей всегда вызывала в России множество споров. Непонятно, кто и как должен проводить экспертизу названий тех или иных произведений, насколько можно полагаться на мнение экспертов и должно ли оно признаваться решающим. Закон на эти вопросы ответа, увы, не дает. С просьбой прокомментировать ситуацию мы обратились к председателю Правления РАО Владимиру ТВЕРДОВСКОМУ.
- Владимир Николаевич, насколько действен в условиях нашей страны Закон об авторском праве и смежных правах? - В целом это документ очень неплохой. Он даже получил одобрение многих международных организаций и независимых экспертов. И все-таки отдельные просчеты и пробелы в нем имеются. В течение многих лет мы пытались убедить наши телеканалы в том, что платить авторам нужно, что это единственный цивилизованный способ обращения с авторами. Первыми нам навстречу пошли частные каналы - НТВ и ТВ-6. Сейчас уже все центральные каналы получили лицензии РАО, но вот с ВГТРК нам пришлось повоевать. Еще в прошлом году с каналом "Культура" и ГРК "Радио Россия" мы выясняли отношения через суд. Гораздо сложнее дело обстоит с региональными и кабельными телекомпаниями. Главный недостаток действующего закона в том, что в нем не прописан механизм лишения той или иной ГТК лицензии. На Западе лицензию отбирают при малейшем нарушении закона, у нас же прежде нужно факт нарушения доказать в суде.
- Наверное, работать в регионах вообще сложнее, чем в столице? - К сожалению, да. Некоторые губернаторы имеют свое личное представление об авторском праве и в лучшем случае готов платить своим местным авторам. Как правило, области считают, что РАО собирает с них оброк, не сознавая, что вырученные средства распределяются между всеми авторами, вне зависимости от того, живут они в столице или в провинции. Мы надеемся, что уже в 2001 году Государственная дума примет предложенные нами поправки к закону и подобные недоразумения не повторятся.
- Не могу не спросить вас о борьбе с пиратством. Всем известно, что "левые" кассеты даже в Москве можно купить на любом углу. - Да, в Москве есть Горбушка, в других городах - рынки, подобные ей. Если спросить у населения, хорошо это или плохо, большинство, бесспорно, ответит, что это удобно и выгодно. Пиратство неистребимо прежде всего потому, что народ его всячески приветствует. Никто не считает, что, покупая контрафактный диск, он обворовывает автора.
- И все-таки какие-то шаги по борьбе с "левыми" тиражами аудио- и видеопродукции предпринимались. Одно время в Москве была распространена идентификационная марка, свидетельствовавшая о подлинности товара. Сейчас ее отменили. Что это, победа пиратства? - У этой марки изначально был один существенный недостаток, делавший ее бессмысленной. Она распространялась только на территории Москвы, что позволяло утаивать большую часть тиража и распространять его в других городах России. Скоро идентификационный знак будет введен по всей стране. Будем надеяться, что это изменит ситуацию к лучшему. Но говорить об истреблении пиратства в ближайшее время не приходится. На Западе сами звукозаписывающие компании борются с ворами, выделяют на это немалые средства. У нас же многие производители сами грешат этим пороком и пока ждать, чтобы они вступили в борьбу, рано.
- За рубежом, наверное, и права наших сочинителей уважают гораздо больше, чем на Родине... - Наших композиторов и писателей действительно очень любят за рубежом. Но срок охраны прав очень многих из них истек или подходит к концу именно сейчас. Эта проблема существует не только в России, но и в других странах. Также в рубрике:
|