Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 42 (7153) 12 - 18 ноября 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ЕвразияВо сне или наяву увижу будущий танец...БЕЛОРУССИЯБеседу вела Татьяна МУШИНСКАЯ "Хорошки" - этот фольклорно-хореографический ансамбль известен не только в республике, но и за ее пределами. Почти за четверть века своего существования "Хорошки" достойно представляли белорусское искусство во многих странах мира. Им аплодировали Лондон и Мадрид, Варшава и Дели. Своих поклонников ансамбль приобрел в Италии, Японии, Финляндии, Германии, Дании, Иордании, Сирии, Люксембурге. Все это время главным балетмейстером и художественным руководителем "Хорошек" были народная артистка Республики Беларусь Валентина Ивановна Гаевая, создатель коллектива, хореограф и постановщик всех крупных программ ансамбля. Недавно В.Гаевая за создание программ "По страницам "Полоцкой тетради" и "Прощай, ХХ век!" была отмечена Государственной премией Республики Беларусь. Одноактный спектакль "По страницам "Полоцкой тетради" основан на выдающемся музыкальном памятнике XVI-XVII веков, найденном известным исследователем белорусской культуры профессором А.Мальдисом. Этот рукописный сборник старинной музыки - яркий образец белорусской светской кантовой культуры. Создатели спектакля искали его будущие образы в старинных хрониках и исторических монографиях, в произведениях изобразительного искусства и архитектуры XVI - XVII веков, в жизнеописаниях Франциска Скорины, Симеона Полоцкого и других знаменитых белорусских просветителей. - В работе над образами этого спектакля я использовала необычайно достоверный материал, - говорит Валентина Ивановна. - Это надмогилья. Вас такой факт не шокирует?
- Почему? Наверное, вы имеете в виду надмогильные скульптуры? - Да, надмогилья князей Сапегов, Радзивиллов, которые хранятся теперь в Музее древнебелорусской культуры Национальной академии наук. Это скульптуры помогли мне увидеть людей того времени живыми, явились, например, толчком для создания номера "Вечер в замке". Вообще, я необычайно люблю эпоху Возрождения. Даже занималась ею. Хорошо знаю европейское изобразительное искусство, ведь долгое время жила в Ленинграде, училась там. Эрмитаж, Русский музей были буквально изучены. Могу сказать не только, где какие залы расположены, но и где какая картина висит. Еще с детства у меня было стремление понять, КАК ВСЕ БЫЛО, какие люди жили... Почему-то никогда не испытывала интереса к фантастике, которая связана с будущим. Наоборот, меня всегда интересовало прошлое. Работа над "Полоцкой тетрадью" заставила о многом задуматься, и прежде всего, какими были наши предки, что жили в великом княжестве Литовском? Чем они отличались от других? Как складывался наш национальный характер? Это неисчерпаемая тема. Время от времени в спектакле "По страницам "Полоцкой тетради" появляются новые эпизоды.
- Одним из наиболее ярких фрагментов программы "Прощай, ХХ век!" явилась вокально-хореографическая композиция "Бобруйские рисунки". Еврейский танец, кульминация всей композиции, поставлен и воплощен удивительно. Он возникает как бесконечное движение, как наваждение и соблазн, как омут, которого не избежать, не обойти, но который и есть спасение... Веришь, что в конце прошлого века и в начале нашего в местечке именно так одевались, танцевали, жили. Как вообще сочиняется танец? - Мне трудно это объяснить. Годами накапливаю впечатления, изучаю характеры. Случается, во сне или наяву так отчетливо увижу уже завершенный танец... Правда, не всегда получается осуществить мечту - многое зависит от исполнителей. Вы знаете, я все время нахожусь в состоянии полуреальности. Спросите, сколько сегодня стоит хлеб, я не отвечу... И вдруг все сходится: пластика, музыка, костюмы - рождается танец. Я очень быстро делаю свои постановки, могу сделать танец за репетицию.
- Приходилось ли вам отправляться в фольклорные экспедиции? Ездить, искать аутентичные танцевальные образцы? - Чтобы сделать "Гомельскую кадриль", например, я пересмотрела множество материалов, которые собрала известный белорусский балетовед и исследователь хореографического фольклора Юлия Чурко вместе со своими студентами.
- Как вы считаете: ваши хореографические композиции - это сценическая обработка народного танца или нечто иное? - Это искусство, созданное на основе народного танца. У меня нет аутентичных номеров. Искусство должно быть искусством. Только тогда оно может влиять на души людей. Есть привычные стереотипы восприятия белорусов как нации терпеливой и спокойной, чья множество раз воспетая толерантность иногда граничит с полным равнодушием к собственной судьбе. Мой соотечественник, который предстает в программах "Хорошек", совсем иной - умный, щедрый. И бесконечно талантливый. Также в рубрике:
|