Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 42 (7153) 12 - 18 ноября 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Казань

"Окно в Россию" с видом на Татарстан

В республике прошел очередной семинар конкурса

Наталья ШАДРИНА


Редакция нашей газеты провела очередной выездной семинар в рамках конкурса "Окно в Россию" - на сей раз в столице Республики Татарстан Казани.

Инициатива - и семинар, и конкурс - нашла самый благодарный отклик у министра культуры Республики Татарстан Марселя Таишева, о чем он неоднократно говорил, и главное - что продемонстрировал на деле. Программа пребывания нашей команды в Казани, разработанная сотрудниками Министерства культуры, казалось, была составлена с целью объять необъятное. И самое интересное, что все ее пункты были выполнены. За два дня, что провели в столице Татарстана, мы посетили все намеченные музеи, библиотеки и училища, заглянули в консерваторию, осмотрели большинство памятников архитектуры и побывали на прогоне спектакля "Родословная" в Театре имени Камала. А ведь практически половину одного из дней занял собственно семинар.

Энтузиазм гостеприимных хозяев выразился и в том, что для проведения семинара они предоставили недавно реконструированный, а лучше сказать - заново отстроенный Концертный зал, ставший одной из достопримечательностей Татарстана новейшего времени. (Да и России тоже - после 1917 года строительством концертных залов у нас не увлекались). Казанский зал потрясает мраморным величием и ослепляет богатством убранства. Тут в высшей степени позаботились о том, чтобы публика чувствовала себя комфортно, и на каждом квадратном сантиметре взгляд находит что-то, призванное его радовать. Кресла в большом зрительном зале - от венгров, гардероб (очень современный дизайн) - от словаков, тут внесли свою лепту американцы, тут - итальянцы... Столько народов обустраивали это здание, что, кажется, и невозможно подсчитать точно, сколько. Даром, как нетрудно догадаться, все это не делалось. Сумма, в которую обошелся зал, поражает воображение не меньше, чем он сам, - пять миллионов долларов.

Как слишком хорошо известно, никакой антураж - не помеха обстоятельному разговору о переживаемых нелегких временах. Зал - особая статья, и наглядным примером сказочного благоденствия татарских учреждений культуры служить не может. Проблем у них, конечно, масса. Тем не менее пришедшие на семинар деятели культуры о своих трудностях почти не говорили. Так было практически на всех наших семинарах, что может показаться удивительным, а на самом деле - закономерно. Конкурс ведь был задуман не для того, чтобы кто-то смог кое-что получить "на бедность", напротив, для того, чтобы поощрять изобретательных и талантливых, которые, "невзирая на" и "вопреки", прекрасно делают свое дело. Мы хотели заставить людей хвастаться и рады, что это нам удалось. Преследуя собственный "корыстный" журналистский интерес, мы сумели получить информацию, особенно дефицитную в наше трудное время, - информацию о том, что люди работают. Работают талантливо и успешно, и работа их чрезвычайно полезна, важна и востребованна.

Кстати, и сами члены жюри почерпнули для себя немало интересных и полезных сведений. Учреждения культуры в большинстве своем демонстрируют современный и поистине творческий подход к любому делу, будь то работа с публикой или с такой важной ее составляющей, как спонсор. Разумеется, в критерии оценки экспертных советов конкурса изначально входило "освоение новых форм и методов", но этих форм явилось такое множество, что по ходу конкурса критерии пришлось корректировать и дополнять. Об этом - каждый применительно к своей "епархии" и ссылаясь в том числе уже и на опыт, полученный в Казани, - говорили на семинаре наши уважаемые эксперты: старший научный сотрудник Российского института культурологии М.Каулен (номинация "Музей"), зав. кафедрой библиотековедения и информатики РИПРИКТа Т.Кузнецова ("Библиотека"), известный театральный критик Н.Жегин ("Театр"), народный художник России, профессор Художественного института имени Сурикова О.Савостюк ("Институт искусств").

Информационный аспект конкурса, естественно, занимает и самих конкурсантов. Чернухой и светской хроникой объелись все, все обижены на центральные газеты и ТВ, практически не уделяющие внимания культурной жизни в регионах, и статью или передачу о себе уже рассматривают как серьезную поддержку. Очень горячо высказалась на эту тему Альфия Тутаева, директор Литературно-мемориального музея А.М.Горького: "Мы хотим читать о себе и о наших соседях, о любви и страсти чудаков, работающих в музеях, к своим родным местам. Мы действительно работаем со страстью и, конечно, жаждем признания - если не бурных оваций, то хотя бы аплодисментов".

"У нас резко упал спрос на ведущие федеральные издания, - сказал министр информации и печати Ислам Ахметзянов. - Что неудивительно: ведь они практически не интересуются тем, что творится за пределами Садового кольца. И особенно трудно нам бывает пробиться именно со светлой информацией. Негативная, зачастую лживая, непроверенная как раз проходит. Но газета "Культура" составляет исключение из этого правила. Ее слово и слог работают на стабилизацию, а не на конфронтацию". Приятно было убедиться в том, что нашу газету читают и любят в республике. Хотя казанские участники семинара не только хвалили, но и критиковали нас, а точнее - давали руководство к действию.

Больше уделять внимания образованию в сфере культуры - профессор Академии культуры и искусств Татьяна Дунаева, директор Хореографического училища Лидия Яковлева. Шире освещать богатейшую жизнь Татарского драматического театра, местные власти изыскивают средства на масштабные фестивали, на стажировки, и все это должно попадать на страницы газеты, - художественный руководитель Татарского Молодежного театра Фарит Хабибуллин.

В республике гордятся полученным шесть лет назад суверенитетом. Потому, очевидно, и не забывают о том, что большинство татар живет за ее пределами. Стараются поддерживать культурный обмен с регионами России и странами СНГ. Специалист по межнациональным культурным связям Министерства культуры РТ Альфия Курбанова рассказала о тех усилиях, которые предпринимаются в этом направлении, разумеется, не преминув заметить, что информация здесь должна играть первостепенную роль. Пытается наладить межрегиональный культурный обмен и Ассоциация национальных культурных обществ (АНКО). Например, в самое ближайшее время армянская и грузинская общины, сумевшие установить связи с несколькими музеями за пределами республики, организуют в Казани Дни Параджанова. Но в принципе, конечно, культурный обмен осуществляется с большим трудом. И главное, что интересовало президента АНКО РТ Сагита Джаксыбаева, - собираются ли помогать его налаживать федеральные власти. К сожалению, начальник Управления национальной и региональной культурной политики Минкультуры РФ Геннадий Смирнов, также выступавший на нашем семинаре, мог сказать мало чего утешительного. Разумеется, Федеральная программа "Развитие и сохранение культуры и искусства" предусматривает поддержку регионального обмена. Но все, как всегда, упирается в отсутствие денег. Фонд национального культурного возрождения, оказывавший какую-то помощь, недавно был ликвидирован... Впрочем, управление намерено бороться за его возрождение.

В этом году к нашему конкурсу подключился Конгресс российской интеллигенции, учредивший свои премии во всех номинациях. Эксперт Конгресса Ирина Ковалева обратилась к казанским участникам семинара с просьбой направлять конкретные предложения по сотрудничеству. Конгресс намерен оказывать и оказывает реальную помощь российской региональной культуре. Как сказал главный редактор нашей газеты Ю.Белявский: "Хорошее дело делается не в одиночку, а в большой компании. Еще до Конгресса российской интеллигенции к нам присоединились телеканал "Культура", Российская академия искусств и Академия художеств. В этом году на конкурс обратило внимание и московское правительство, предложившее в качестве своей премии двухнедельную оплаченную стажировку в Москве. Мы, впрочем, и не сомневались, что наше начинание встретит понимание и поддержку. В России действительно нет необходимости выдумывать никакую национальную идею. Она у нас уже есть - это великая российская культура".

Остается напомнить, что великую российскую культуру в данном случае поддерживает компания "Филип Моррис" - генеральный спонсор и соорганизатор конкурса "Окно в Россию". По остроумному высказыванию Г.Смирнова, Министерству культуры РФ следовало бы предупреждать: присутствие этой компании полезно для культуры. Впрочем, коль скоро он является представителем Минкультуры, будем считать, что предупреждение уже состоялось.

Также в рубрике:

КАЗАНЬ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;