Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 42 (7153) 12 - 18 ноября 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Казань"Окно в Россию" с видом на ТатарстанВ республике прошел очередной семинар конкурса Наталья ШАДРИНА Редакция нашей газеты провела очередной выездной семинар в рамках конкурса "Окно в Россию" - на сей раз в столице Республики Татарстан Казани. Инициатива - и семинар, и конкурс - нашла самый благодарный отклик у министра культуры Республики Татарстан Марселя Таишева, о чем он неоднократно говорил, и главное - что продемонстрировал на деле. Программа пребывания нашей команды в Казани, разработанная сотрудниками Министерства культуры, казалось, была составлена с целью объять необъятное. И самое интересное, что все ее пункты были выполнены. За два дня, что провели в столице Татарстана, мы посетили все намеченные музеи, библиотеки и училища, заглянули в консерваторию, осмотрели большинство памятников архитектуры и побывали на прогоне спектакля "Родословная" в Театре имени Камала. А ведь практически половину одного из дней занял собственно семинар. Энтузиазм гостеприимных хозяев выразился и в том, что для проведения семинара они предоставили недавно реконструированный, а лучше сказать - заново отстроенный Концертный зал, ставший одной из достопримечательностей Татарстана новейшего времени. (Да и России тоже - после 1917 года строительством концертных залов у нас не увлекались). Казанский зал потрясает мраморным величием и ослепляет богатством убранства. Тут в высшей степени позаботились о том, чтобы публика чувствовала себя комфортно, и на каждом квадратном сантиметре взгляд находит что-то, призванное его радовать. Кресла в большом зрительном зале - от венгров, гардероб (очень современный дизайн) - от словаков, тут внесли свою лепту американцы, тут - итальянцы... Столько народов обустраивали это здание, что, кажется, и невозможно подсчитать точно, сколько. Даром, как нетрудно догадаться, все это не делалось. Сумма, в которую обошелся зал, поражает воображение не меньше, чем он сам, - пять миллионов долларов. Как слишком хорошо известно, никакой антураж - не помеха обстоятельному разговору о переживаемых нелегких временах. Зал - особая статья, и наглядным примером сказочного благоденствия татарских учреждений культуры служить не может. Проблем у них, конечно, масса. Тем не менее пришедшие на семинар деятели культуры о своих трудностях почти не говорили. Так было практически на всех наших семинарах, что может показаться удивительным, а на самом деле - закономерно. Конкурс ведь был задуман не для того, чтобы кто-то смог кое-что получить "на бедность", напротив, для того, чтобы поощрять изобретательных и талантливых, которые, "невзирая на" и "вопреки", прекрасно делают свое дело. Мы хотели заставить людей хвастаться и рады, что это нам удалось. Преследуя собственный "корыстный" журналистский интерес, мы сумели получить информацию, особенно дефицитную в наше трудное время, - информацию о том, что люди работают. Работают талантливо и успешно, и работа их чрезвычайно полезна, важна и востребованна. Кстати, и сами члены жюри почерпнули для себя немало интересных и полезных сведений. Учреждения культуры в большинстве своем демонстрируют современный и поистине творческий подход к любому делу, будь то работа с публикой или с такой важной ее составляющей, как спонсор. Разумеется, в критерии оценки экспертных советов конкурса изначально входило "освоение новых форм и методов", но этих форм явилось такое множество, что по ходу конкурса критерии пришлось корректировать и дополнять. Об этом - каждый применительно к своей "епархии" и ссылаясь в том числе уже и на опыт, полученный в Казани, - говорили на семинаре наши уважаемые эксперты: старший научный сотрудник Российского института культурологии М.Каулен (номинация "Музей"), зав. кафедрой библиотековедения и информатики РИПРИКТа Т.Кузнецова ("Библиотека"), известный театральный критик Н.Жегин ("Театр"), народный художник России, профессор Художественного института имени Сурикова О.Савостюк ("Институт искусств"). Информационный аспект конкурса, естественно, занимает и самих конкурсантов. Чернухой и светской хроникой объелись все, все обижены на центральные газеты и ТВ, практически не уделяющие внимания культурной жизни в регионах, и статью или передачу о себе уже рассматривают как серьезную поддержку. Очень горячо высказалась на эту тему Альфия Тутаева, директор Литературно-мемориального музея А.М.Горького: "Мы хотим читать о себе и о наших соседях, о любви и страсти чудаков, работающих в музеях, к своим родным местам. Мы действительно работаем со страстью и, конечно, жаждем признания - если не бурных оваций, то хотя бы аплодисментов". "У нас резко упал спрос на ведущие федеральные издания, - сказал министр информации и печати Ислам Ахметзянов. - Что неудивительно: ведь они практически не интересуются тем, что творится за пределами Садового кольца. И особенно трудно нам бывает пробиться именно со светлой информацией. Негативная, зачастую лживая, непроверенная как раз проходит. Но газета "Культура" составляет исключение из этого правила. Ее слово и слог работают на стабилизацию, а не на конфронтацию". Приятно было убедиться в том, что нашу газету читают и любят в республике. Хотя казанские участники семинара не только хвалили, но и критиковали нас, а точнее - давали руководство к действию. Больше уделять внимания образованию в сфере культуры - профессор Академии культуры и искусств Татьяна Дунаева, директор Хореографического училища Лидия Яковлева. Шире освещать богатейшую жизнь Татарского драматического театра, местные власти изыскивают средства на масштабные фестивали, на стажировки, и все это должно попадать на страницы газеты, - художественный руководитель Татарского Молодежного театра Фарит Хабибуллин. В республике гордятся полученным шесть лет назад суверенитетом. Потому, очевидно, и не забывают о том, что большинство татар живет за ее пределами. Стараются поддерживать культурный обмен с регионами России и странами СНГ. Специалист по межнациональным культурным связям Министерства культуры РТ Альфия Курбанова рассказала о тех усилиях, которые предпринимаются в этом направлении, разумеется, не преминув заметить, что информация здесь должна играть первостепенную роль. Пытается наладить межрегиональный культурный обмен и Ассоциация национальных культурных обществ (АНКО). Например, в самое ближайшее время армянская и грузинская общины, сумевшие установить связи с несколькими музеями за пределами республики, организуют в Казани Дни Параджанова. Но в принципе, конечно, культурный обмен осуществляется с большим трудом. И главное, что интересовало президента АНКО РТ Сагита Джаксыбаева, - собираются ли помогать его налаживать федеральные власти. К сожалению, начальник Управления национальной и региональной культурной политики Минкультуры РФ Геннадий Смирнов, также выступавший на нашем семинаре, мог сказать мало чего утешительного. Разумеется, Федеральная программа "Развитие и сохранение культуры и искусства" предусматривает поддержку регионального обмена. Но все, как всегда, упирается в отсутствие денег. Фонд национального культурного возрождения, оказывавший какую-то помощь, недавно был ликвидирован... Впрочем, управление намерено бороться за его возрождение. В этом году к нашему конкурсу подключился Конгресс российской интеллигенции, учредивший свои премии во всех номинациях. Эксперт Конгресса Ирина Ковалева обратилась к казанским участникам семинара с просьбой направлять конкретные предложения по сотрудничеству. Конгресс намерен оказывать и оказывает реальную помощь российской региональной культуре. Как сказал главный редактор нашей газеты Ю.Белявский: "Хорошее дело делается не в одиночку, а в большой компании. Еще до Конгресса российской интеллигенции к нам присоединились телеканал "Культура", Российская академия искусств и Академия художеств. В этом году на конкурс обратило внимание и московское правительство, предложившее в качестве своей премии двухнедельную оплаченную стажировку в Москве. Мы, впрочем, и не сомневались, что наше начинание встретит понимание и поддержку. В России действительно нет необходимости выдумывать никакую национальную идею. Она у нас уже есть - это великая российская культура". Остается напомнить, что великую российскую культуру в данном случае поддерживает компания "Филип Моррис" - генеральный спонсор и соорганизатор конкурса "Окно в Россию". По остроумному высказыванию Г.Смирнова, Министерству культуры РФ следовало бы предупреждать: присутствие этой компании полезно для культуры. Впрочем, коль скоро он является представителем Минкультуры, будем считать, что предупреждение уже состоялось. Также в рубрике:
|