Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 44 (7155) 26 ноября - 2 декабря 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноРусские - в Голливуде. А у себя дома?Превратности судьбы Александра Балуева Эльга ЛЫНДИНА Обидно, когда статный, красивый, с какой-то непреходящей печалью светлых глаз и иронически сжатыми губами, он появляется в американских фильмах, не столько даже играя, сколько символизируя роскошество русской фактуры, необходимой в качестве еще одной краски для той или иной картины. Обидно, потому что талантливый, умный, особенный артист Александр Балуев соглашается на такую работу не от хорошей жизни у себя дома. Разумеется, этот пассаж найдет отклик далеко не у всех коллег Балуева: повезло-де человеку, приглашают все время сниматься в Голливуд, гонорар платят в твердой валюте... Кто не мечтает об этом сегодня в нищей России, где простаивают главные киностудии? Но ведь существует и другая сторона медали, тем более для личности одаренной. Увы, летят годы, а наши соотечественники, в общем, не так много видят на сцене и на экране Александра Балуева, герои которого чаще всего "ходят по ножам" и живут во власти бурных страстей. Герои, которые вплотную подходят к краю бездны и не боятся заглянуть в нее... Между тем Балуев играет на сцене уже около двадцати лет и довольно давно начал сниматься в кино. Но если выстроить его роли в некую линию, то возникнет кривая, где обозначатся многие работы проходные - те самые, которые связаны с хлебом насущным, и пики творческой судьбы, когда Балуев сполна находил в роли опору своей мощной энергии, своему романтическому стоицизму и возможности еще раз бросить резкий вызов несовершенству, не соответствующему его представлениям о жизни. Первый раз я увидела Балуева в "Даме с камелиями" в Театре Советской Армии, где сцена-площадь гремела роскошеством пошлости, а спектакль более всего напоминал грезы горьковской Насти о прекрасной любви. Балуев играл Армана. Его Арман не покорял страстью к парижской кокотке, не обжигал горечью погибшей любви, не предлагал образ "вечного любовника". Странно, но он жил в стороне от происходящих событий, в том числе и от своей Маргариты. Многих этот Арман разочаровывал - где же пылкая страсть и трагический исход? Зато у него была ощутима саднящая тоска одиночества. Даже в самые светлые минуты жизни с Маргаритой в нем не было умиротворения - все было словно приправлено скрытым ожиданием безнадежного финала, который он заранее принимал как данность. Этот странный Арман через несколько лет пришел мне на память, когда Балуев появился в картине Александра Кайдановского "Жена керосинщика". При всем том, что "Жена керосинщика" и знаменитая мелодрама Дюма-сына полярно противоположны по всем статьям, кажется, что-то прояснилось в настороженной отторженности давнего балуевского Армана. Его особая чувствительность, быть может, слишком сильна для одного человека, мешает ему нормально жить. "Жена керосинщика" - нечто вроде философской притчи, вырастающей из криминального сюжета, из поединка братьев- близнецов, в том числе и любовного, из мрачных режиссерских фантазий. Балуев играл обоих братьев, тогда их критики обычно сравнивали с Авелем и Каином, потому что один из близнецов становился жертвой другого. Но, на мой взгляд, Балуев в чистом виде ни убийцу Каина, ни жертву его Авеля не играл. То был один человек в контрастных его проявлениях и взаимоотношениях с миром. Один из близнецов Удальцовых - председатель горсовета в небольшом российском городке, сильно запутавшийся в криминале. Второй Удальцов, отсидевший в тюрьме из-за того, что взял на себя вину брата, а затем тем же братом выброшенный на обочину, - все это одна расколотая надвое душа. Расколотая необязательно тем конкретным временем, когда происходят экранные события: 1953 год, конец сталинской эпохи. С тех пор прошло почти десять лет. Стало ясно, что люди от века существуют в острейшем драматическом диалоге с самими собою. Одним из первых Балуев это почувствовал на экране, соединяя братьев Удальцовых - в Удальцова, имеющего прямые корни в русской классике. В то время актер работал в Театре имени Ермоловой. Примерно за два года до "Жены керосинщика" он сыграл Дантона в спектакле "Второй год свободы", вместе с режиссером Валерием Фокиным мучительно превозмогая нарочитую актуальность и плоскость пьесы Буравского, у которого Великая французская революция, ее герои, они же - жертвы, оказались поводом для разоблачения другой революции, называвшейся Великой Октябрьской. У Балуева Дантон одним из первых понимал: сила искушает. Ненависть, с которой начали революционеры, неостановимо развивается, растет, все больше возобладая над остальными чувствами. Вернуться к своему естеству, вспомнить, зачем человеку сердце, - вот чего хочет великий революционер Дантон, сокрушивший вместе с властью, с Бурбонами и свою собственную жизнь! Но ничего уже вернуть не может, и мысль об этом пригибает к земле. Что-то от Дантона жило и в балуевском Калигуле, тоже сыгранном на ермоловской сцене. Человек по своим корням чисто русский, с волжскими предками, Балуев в "Калигуле" Альбера Камю был похож на римских императоров с их чеканными профилями, запечатленными в каменных изваяниях, дошедших до нас. И играл актер с такой же чеканной завершенной простотой. Еще - с безысходной тоской, потому что талант, сила духа и сила физическая, направленные на перемены к лучшему, менее всего нужны другим. От "Калигулы" для Балуева начинается прямой путь к "Мусульманину", лучшей кинороли артиста на сегодняшний день. "Какой человек пропадает!"- об этом все время думалось, когда на наших глазах тонул в тоске, запоях, в собственной и чужой крови еще один русский Иван. Могучий темперамент актера врывался на экран, крушил все вокруг и разбивался со страшной силой о невидимую - но и видимую для нас - преграду! Некуда себя деть Ивану. Обида, тоска, впереди - тупик. Иван потому травит себя хмелем, что не хочет ни видеть, ни знать, ни понимать, ни чувствовать. Но с бесчувствием у таких не получается, и однажды они уходят из жизни, накинув на себя петлю. За роль в "Мусульманине" Балуев получил премию на "Кинотавре", "Нику", ему искренне рукоплескали коллеги, критики задумчиво толковали о появлении настоящего трагика. Хотя Александр Балуев и прежде, признаться, заслуживал большего к себе внимания у пишущей братии, впрочем, как и у режиссуры. У него появилось больше возможностей сниматься, но нет пока в отечественном кино роли, способной по- настоящему изменить его судьбу. В героях Балуева погребена какая-то тайна. Быть может, она в свободе от расчетливости, постоянного недоброжелательства, зависти, низости - всего, чем больно ранен наш век. В последнее время актера много приглашают сниматься за океаном. Началось с картины "Миротворец", где он играл плохого, даже очень плохого русского генерала, негодяя, торгующего стратегическим оружием. Вместе с Балуевым в "Миротворце" снимались суперзвезды - Николь Кидман и Джордж Клуни. Русский артист пришелся по вкусу голливудским компаниям. Сейчас на нашем экране идет картина "Столкновение с бездной". В одной из главных ролей - Александр Балуев, играет русского ученого-астронавта. Космическая команда готова пожертвовать собой ради спасения миллионов землян. Перед возможной гибелью каждому из членов экипажа дают возможность проститься с близкими по космической связи. Была снята такая сцена и с Балуевым, при монтаже ее выбросили, пожертвовав в данном случае чувствами русского героя. Или у нас уже нет близких? В таких случаях говорят: режиссеру виднее. Но в этой детали вдруг ощущаешь, что и лучшие российские актеры так или иначе остаются для американцев удобной рабочей силой. Сегодня, когда наша киножизнь почти остановилась, возможность работать за рубежом - действительно не такой плохой выход из положения, и дай Бог Александру Балуеву и дальше сотрудничать с американцами: свою миссию в их фильмах он выполняет серьезно и честно. А все же обидно, потому что нет сейчас у Балуева такой картины, как, например, "Мусульманин", где актер имел подлинную опору для себя во всем. Он снялся у Юрия Грымова в "Му-Му", выламываясь из эротической пасторали и заставляя вспомнить слова Марка Шагала: "Только ребенок мог на кресте оказаться..." Снимается в картине Егора Кончаловского "Затворник". Хотелось бы оптимистически воскликнуть: "Прекрасно! Главная роль!" Но подождем, пока наш оптимизм действительно оправдается и мы увидим Балуева в его полной силе. Также в рубрике:
|