Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 7 (7366) 20 - 26 февраля 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраПодземная радостьАкварель и рисунки Александра Лабаса в галерее "Ковчег" Евграф КОНЧИН
Галерея "Ковчег" "специализируется" на открытии новых имен, а точнее, на восстановлении забытых - в истории отечественного искусства, в нашей современной художественной жизни. Порой творчество даже хорошо знакомых художников в экспозиционных публикациях галереи вдруг обретает иной смысл, прежде неведомый, существенно дополняя или корректируя наши о них представления. В основном такие обретения происходят тогда, когда мы видим картины или графические листы, прежде недоступные широкому зрительскому кругу, ибо хранились они в частных коллекциях либо в семье ушедшего из жизни мастера. Они были отысканы сотрудниками галереи, обладающими, к слову, незаурядным даром поиска, ими исследованы и грамотно показаны. Именно к таким открытиям можно отнести акварели и рисунки 1930 - 70-х годов Александра Лабаса (1900 - 1983), одного из ярких, тонких и элегантных художников прошлого века. Ныне они экспонируются в зале Делового центра на улице Усачева, близ станции метро "Спортивная". Прежде находились у сына художника и, по существу, впервые увидели "большой свет". Александр Лабас родился в Смоленске. С семи лет стал заниматься в Студии В.Мушкетова. Вскоре семья художника перебралась в Москву, где он поступил в Строгановское училище и в то же время посещал Студию Ф.Рерберга и И.Машкова. После революции Лабас продолжил свое образование в Государственных свободных художественных мастерских у П.Кончаловского. А с 1924 года по приглашению В.Фаворского преподавал живопись во Вхутемасе, участвовал в организации Общества станковистов (ОСТ), в оформлении ВСХВ, работал в театре, часто выставлялся в СССР и других странах. В частности - на Международной выставке в Венеции (1931), на Международной выставке живописи в США (1931), на Всемирной выставке в Париже (1937), на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939). Нынешняя выставка - небольшая, камерная и - очень светлая. Сюжеты работ - самые незатейливые, бытовые, повседневные, подчас напоминающие репортажные наброски. Но дарование художника и его мастерство позволяют в обыденном, казалось бы, случайном подметить характерные черты жизни страны, Москвы, людей. Более того, уловить ритм, динамику, энергию тех лет, той сложной эпохи. Не только тогда, когда он рисует самолеты, дирижабли, корабли, праздничную толпу - делает зарисовки Москвы в годы войны. Художник обращается прежде всего просто к пешеходам, пассажирам метро. Кстати, метро - один из любимых сюжетов Александра Лабаса, подземные поездки доставляли ему истинное удовольствие, настраивали на веселый лад. Нам, вероятно, трудно это сейчас понять. Тем более что в этих его акварелях и рисунках не увидишь привычной толчеи, суеты, судорожной давки, нет в его листах безликой и угрюмой толпы, усталых, нервных людей. Может быть, в тридцатые - пятидесятые годы такого еще не было? Но, вероятнее всего, дело не в том или ином времени, а в самом характере художника, в его доброжелательном, веселом отношении к людям вообще. Посмотрите, какие нежные, ласковые его "домашние" работы, когда он изображает людей близких и родных. Например, "Юлик", "На балконе", "Женский портрет", зарисовки детей... Тогда его кисть или карандаш становятся особенно легкими, свободными, мягкими. Александр Лабас ничего не доказывает, ни к чему и никого не призывает. Но сколько в его листах, даже самых незначительных, доброты, тонкого юмора, радости бытия! Это мировоззрение художника подчеркивает и его великолепная, изысканная цветовая палитра. Иногда акварели кажутся эскизными, только начатыми, но сколь они цельны и завершенны по смыслу, по настроению, по пластическому строю. Также в рубрике:
|