Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 5 (7364) 6 - 12 февраля 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноБорьба за жалость и сухой паекИтоги VII Фестиваля архивного кино "Белые Столбы" Анастасия МАШКОВА
В этом году фестиваль архивного кино преподнес своим постоянным зрителям и фанатам - киноведам, кинокритикам и журналистам - несколько сюрпризов. На десерт была заготовлена программа "Вторая древнейшая встречается с первой". Название породило немало шуток, однако одну из двух древнейших идентифицировали быстро. Оказалось, что программа - это такой подарок, отдохновение от тяжелых синефильских будней и бесконечного просмотра хроникальных ужасов. Жрицы продажной любви явились на белостолбовском экране в образах юных Клаудии Кардинале ("Ла Вьячча" (1960 - 1961), Марины Влади ("Девушка из витрины", 1961) и целого сонма международных звезд из фильма "Самая древняя профессия в мире" (1967 - 1968). Надо заметить, что, во-первых, в прокате последняя картина имела и более деликатное название "Любовь, проходящая через века", и, во-вторых, последнюю новеллу этого кинодекамерона из шести частей в "Белых Столбах" уже видели года три назад. То был мини-шедевр Жан-Люка Годара "Будущее" с Анной Карина. Но и все остальные новеллы - о-го-го какие оказались! Мишель Мерсье, Эльза Мартинелли, Жанна Моро, Рэкел Уэлч, Надя Грей. Спору нет, поразительные девушки, озорное и изящное кино, именно в таких фильмах и снимаются звезды, дабы показать себя во всем блеске молодости и красоты. И именно в таких ролях.
Что же касается собственно дискуссионного пространства, то на сей раз обсуждали уроки итальянского неореализма. Течение в итальянском кино, чей первой вершиной заслуженно считается "Рим - открытый город" (1945) Роберто Росселлини. Но до фильмов, к коим приурочен юбилей, до "Одержимости" Л.Висконти, "Четырех шагов в облаках" А.Блазетти и "Дети смотрят на нас" Де Сики была дистанция огромного размера. Все эти картины были сняты на переломе 1942 - 1943 годов, отсюда и "датировка" "круглого стола", прошедшего в рамках фестиваля: "Итальянский неореализм - 60 лет". Именно поэтому так любопытен, например, первый неореалистический опыт столпа направления - фильм В. Де Сики. Мне лично он напомнил "Любовника" В.Тодоровского, что вызвал у нас в стране так много споров в этом сезоне. Это история женского предательства, неспособности справиться с семейными передрягами, история развода родителей (и даже гибели одного из них), увиденная глазами ребенка. Здесь тоже не прописан, вернее как бы отодвинут, заретуширован нелегкий быт, а в центре - интимная драма, распад традиции. Чуть позже неореалистическое кино станет куда достовернее в деталях, ближе к социальным низам - это фильмы из фестивальной программы "Жить в мире" (режиссер Луиджи Дзампа, 1946), "Без жалости" (режиссер Альберто Латтуада, 1948) "Где свобода?" (режиссер Р.Росселлини, 1948). Снятые уже после падения режима, до, во время и после Освобождения, все эти картины так или иначе взывают к состраданию к жесточайшим - вплоть до гибели и разорения - трагедиям маленького человека. В них нет некой жесткой тенденции, эдакой "указивки": мы, итальянцы, должны строить гражданское общество, избавляться от недостатков и т.д. Построение итальянского гражданского общества, как мы видим, началось с жалости, вернее, даже с попытки возродить в себе это чувство. Но также любопытно, как сквозь это жесткое кино прорастают традиции "мелодрамы по-итальянски" и "комедии по-итальянски". Так, например, в "Где свобода?" блистает в трагикомической роли Тото: представьте себе, брадобрей, отсидевший двадцать с лишним лет за убийство, пытается устроиться на службу по специальности!
Отдельные классики и критики устроили серьезную головомойку вечному возмутителю спокойствия, режиссеру Алексею Балабанову. В материалах "круглого стола" было его заочное суждение о неореализме: "...не думаю, что он показывает жизнь как она есть. На самом деле неореалисты все тщательно организовывали, ведь кино - это прежде всего выбор... Они придумали эту концепцию потом, когда стали себя раскручивать. Снимали же на улицах, а не в павильонах, потому что не было денег. Так же и я снимал "Настю и Егора" и первого "Брата" - выкручивался как мог..." И М.Хуциев защищал Феллини от Балабанова - уже одно сильное место на "круглом столе" было! Итальянское кино - это кино чувства, одержимости, жалости, сострадания. Поэтому режиссеры с "головной" концепцией могут его и не принимать. Тут хорошим контрастом оказалась юбилейная, к столетию французского классика Клода Отан-Лара показанная лента "Не убий!" (1960). Вот она как раз напрямую говорит со зрителем о построении гражданского общества, о праве человека отказаться от службы в армии по идейным соображениям. "Пусть кирка, но не ружье!" - твердит на суде юный герой-француз, убежденный пацифист, заставший войну ребенком, но сделавший выводы из увиденного. Это не совсем тот Отан-Лара, которого мы помним по шлягерам отечественного проката, допустим, по его "Красному и черному", по озорной новелле в "Древнейшей профессии"... Мастер идет от рацио, от четкой аргументации всех сторон общественного строя, сопровождая историю пацифиста симметричной сюжетной линией. Это судьба немецкого священника, которого уже в послевоенные годы судят во Франции за убийство по приказу вышестоящего офицера. И - оправдывают. Зал суда, судебная больница, казарма. Красиво, эмблематически выстроен каждый съемочный объект. Но вот что интересно. Во время "круглого стола" киновед С.Кудрявцев высказал такую мысль: не предложив никаких технических, сугубо языковых новаций, неореализм тем не менее сумел стать одним из самых выдающихся течений в кино ХХ века, и - более того! - практически невозможно заключить, когда же это течение закончилось, исчерпало себя. Сегодня, например, традиции неореализма расцвели в кино Ирана. Мощным военным блоком программы стали фильмы, посвященные Сталинградской битве (чье 60-летие мы начали отмечать буквально на днях), и хроникальный блок, связанный с отражением глобального политического события - смерти Сталина, - запечатленного в хронике, созданной кинематографистами разных стран пятьдесят лет тому назад. На этих темах, в частности, сотрудники Госфильмофонда и кураторы программ решили обкатать новую тенденцию: хроника без комментария. Тенденция, понятно, экспериментальная, но она становится модой. И здесь - отличный контраст с игровой картиной из ФРГ 1958 года "Собаки, вы хотите жить вечно?!" (режиссер Ф.Висбар). Вот немецкая хроника (материалы военных операторов): подготовка к походу, обзор местности, потом собственно военные кадры, кстати, очень точно диагностирующие состояние страха и растерянности снимающих. А вот главная часть: фюрер, парад, смерть каждого героя отпразднована (как ни цинично это звучит) роскошными, грандиозными похоронами. Тренировка психологии камикадзе, смертника в чистом виде. И вот... как пишут в титрах... прошли годы. Немцы снимают художественное кино про то, как "нечего жрать". И это самая неприятная правда. Более того, именно в "Собаках...", которые у нас, разумеется, никому не показывали и заочно ругали, запечатлена главная жуть сталинградских боев: противники были буквально заперты в одном пространстве, постоянно сталкивались, в том числе, извините, у выгребной ямы. Подчас находили давних знакомых, но это уже больше по части авторской фантазии. Немцы воровали у русских сухие пайки, дико радуясь наличию в оных "копченой селедки". Фильм откровенно физиологичен, и вот его резюме: "Мы в полном дерьме. Но и мы же в этом участвовали!" Тем показательнее контраст с советскими "Днями и ночами", фильмом программно патетичным. Но эта картина, снятая А.Столпером в 1944 году, была народу как глоток свежего воздуха в бомбоубежище. Вот ее посыл: уходят близкие, но все мы вместе, вся страна - выстоим. Значит, и боль потерь, и голод, и раны - все как-то легче. Наше кино подобного пафоса редко достигает теперь. И само по себе отношение к неореализму показывает: вместе с пафосом мы часто компрометируем душевность, ее остатки, тот самый необходимый для выживания ее "сухой паек"... В целом же программа дарила многими поучительными картинами, но и ироничными (всем рекомендую заводную "Раз, два, три" Б.Уалдера про продвижение западных брендов и западного сознания на Восток) и просто хорошими фильмами, которые хранятся в архиве и ждут своего года, часа, темы. Призы фестиваля архивного кино "Белые Столбы-2003"Историк и теоретик кино - Леонид Козлов . Кинокритик - Диляра Тасбулатова . Телевизионная программа о кино - "Острова" (телеканал "Культура") Приз имени Виктора Демина, вручаемый Фондом "Триумф", - киновед, критик Валерий Фомин . Также в рубрике:
|