Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 5 (7364) 6 - 12 февраля 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Провинция"Риголетто": новая версияИнтеллектуальное музыкальное действие. И одновременно "экшн" ПРЕМЬЕРАИраида ФЕДОРОВА Оперный спектакль, который воспринимается как единое целое, когда частности (как бы хороши ни были отдельные детали) не превалируют над главным замыслом, можно считать получившимся. Этим отличается и "Кармен", прошлогодняя постановка Новосибирского академического государственного театра оперы и балета, претендующая в этом году на премию "Золотая Маска", и нынешняя этапная премьера Новосибирского оперного - "Риголетто". Оба спектакля объединяет, кроме всего прочего, и то, что их поставил один режиссер - Алексей Степанюк, безусловно, использовавший современные приемы, характерные для нынешней Мариинки, в которой он работает. "Риголетто" Новосибирского оперного - это действие вне времени. Венецианские маски и высокие парики соседствуют с коротеньким платьицем Джильды; беседка, стилизованная под рококо, - со стеной здания, напоминающего современный промышленный корпус. Это действие развивается и в необычном пространстве - фантастически эклектическом, сложном. Огромный шар, на котором держится вся сценография, становится то маятником исполинских часов, то молотом зла, оглушающим несчастного шута в конце второго действия, то зрачком гигантского глаза всевидящей Судьбы... На память невольно приходит коллекция художника Шемякина - его антология изображений и скульптурных проектов, в которых художниками всех времен и народов используется шар. Можно сказать теперь, что новосибирский сценограф Игорь Гриневич тоже внес свою существенную лепту в развитие "шарообразного" искусства. Спектакль вообще изобилует символикой. И новосибирская версия истории, рассказанной Верди и Гюго, отличается нарочитой даже ассоциативностью - касается ли это исполнительской манеры или содержания декораций. Постоянные отсылки к другим пластам культуры, иным историческим коллизиям обогащают содержание спектакля. Получилось интеллектуальное музыкальное действие. И одновременно - "экшн". Хореография в "Риголетто" органично вплетается в соло и дуэты, а хор как одно из главных действующих лиц то и дело выходит на первый план. Он движется (в буквальном смысле танцует!) как единый живой многоликий организм, и это не только не мешает восприятию музыки, но, наоборот, помогает. В "Риголетто" поют четыре состава артистов. (Как, впрочем, и в упомянутой выше "Кармен".) Великолепно, что на сцену вышли молодые. Исполнителю партии Герцога Максиму Аксенову всего 21 год. Это блестящий "распутник" - холодный, циничный, ветреный... Возможно, певцу чуть не хватает "стали" в голосе и ровной виртуозности, но в заключительном третьем действии, безусловно, Аксенов хорош. Тембры Лилии Устюжаниной (Джильды) и заслуженного артиста России Владимира Прудника (Риголетто) в дуэте второго действия в сочетании дают необычайный эффект. Один голос будто заполняет все "микропустоты" другого. Слушать их - наслаждение. Естественно, что петь и играть (или играть и петь) в "Риголетто" артистам трудно. В такой постановке видны все огрехи в движениях, жестах, заметна несинхронность партнеров в дуэтах и квартетах. То, чему не учат на вокальном отделении консерватории, выходит на первый план. Кроме обычного солирования и освоения своей партии, от солистов требуется драматическая игра, причем мастерская, когда главные герои, например, по велению режиссера уходят в тень, чтобы дать простор для некоей синтетической, символической фигуры... Однако уже после премьеры реакция публики заставила засомневаться: а не преждевременны ли такие эксперименты театра с большой зрительской аудиторией? Не должны ли подобные новаторские поиски оставаться привилегией элитарного зрителя и камерных залов? Вместимость и впрямь Большого зала (он так и называется) оперного театра Новосибирска, учитывая реконструкцию и неработающий третий ярус, - 1800 мест. Значит, задохнуться от восторга на каждом спектакле должно ни много ни мало... почти две тысячи человек. И все они, чтобы получить эстетическое наслаждение, должны быть интеллектуалами. В том числе буйные школьники, которых приводят на "коллективные просмотры". Однако здесь уже начинается область риторических вопросов, пафосных восклицаний, ничего общего не имеющая с какой бы то ни было обоснованной критикой. Поэтому оставим кесарю кесарево, а художникам, танцовщикам, музыкантам - их святые мучения. Также в рубрике:
|