Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 46 (7157) 10 - 16 декабря 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Музыка"Господь пометил тебя чудным музыкальным Даром" (Р.Щедрин)Гюляра САДЫХ-ЗАДЕ 10 декабря исполняется 60 лет Юрию ТЕМИРКАНОВУ, главному дирижеру и художественному руководителю заслуженного коллектива республики, академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Д. Шостаковича, художественному руководителю этой филармонии, просто замечательному музыканту, выступавшему с самыми лучшими оркестрами мира. Накануне широкомасштабных празднеств в честь юбиляра наш корреспондент встретился с Юрием Хатуевичем.
- Как вы воспринимаете себя в контексте собственного юбилея? Что для вас - юбилей? - Я, знаете ли, не склонен особенно радоваться по поводу своих дней рождения. В этом году даже было желание уехать куда-нибудь подальше - но друзья не позволили. И петербургская публика. Собственно, из-за петербургской публики я здесь и живу, и выступаю всю жизнь практически бесплатно. Я чувствую моральную ответственность перед публикой, перед городом, наконец. Хотя, честно говоря, предстоящая шумиха меня несколько тяготит. Я вообще-то не публичный человек. И чем старше становлюсь, тем больше замыкаюсь в себе.
- Судя по вашим словам, вы предпочитаете одиночество? - Да, теперь я совсем один. Но у меня есть музыка, есть много хороших книг. Вообще я сам себе интересен, мне с самим собой не скучно.
- А общение? Ведь раньше, я помню, вы были гораздо общительнее, более открыты людям. За последние десять лет ваш характер явно изменился, и даже ваша манера дирижирования стала более сдержанной, суховатой. Как вы сами объясняете это? - Человек не может понять сам себя до конца. Он так хорошо создан Богом, что всегда найдет оправдание своим даже очень неблаговидным поступкам. И это счастливое свойство, иначе человечество, наверное, вымерло бы. Человека нужно судить не по тому, что он сам о себе думает, а по его делам... Что касается друзей... Моя профессия предполагает разъезды. Я не сижу на одном месте подолгу. А дружбу надо питать - общением, общими интересами. Конечно, у меня есть друзья, я их вижу примерно раз в два - три месяца. Но их очень мало. Только сейчас я начал понимать строки Хайяма: "Имей друзей поменьше, не расширяй их круг. Запомни: лучше дальний, чем близкий друг".
- От всего этого как-то холодно становится на душе. Вы, я вижу, сознательно построили себе некий воображаемый пьедестал и пребываете на нем, словно окруженный разреженным воздухом. Но ведь мать-природа создавала вас совсем по другому "образцу" - вы же с годами отходите от него все дальше. - Да, когда я бы молод, меня интересовали награды, карьера, окружающие меня люди, в конце концов. А потом все это стало значить в моей жизни так мало... Конечно, на это можно возразить: "Хорошо презирать награды, имея их". Но, думаю, дело не только в этом. Просто теперь я понимаю реальное значение внешних атрибутов благополучия. Меня даже деньги не интересуют настолько, чтобы я суетился, добывая их. Раньше, например, я любил ходить на приемы в посольства. А сейчас - нет. Раньше мне это было приятно, тогда ведь не очень- то принято было советскому человеку ходить в посольство. Это меня по молодости как-то бодрило и возвышало в собственных глазах. Кроме того, я встречал там интересных людей - актеров, художников. Это было время хоть и неглубокого, но все-таки общения. А сейчас я прихожу на прием, оглядываю зал - и никого не узнаю. Мне скучны эти люди. На такого рода тусовках появился какой-то другой класс, который мне чужд.
- Что же для вас является стержнем жизни? - В данный момент меня волнует одно: что сделать, чтобы сохранить петербургский оркестр. Ведь только благодаря гастролям он существует последние 10 лет. Но это нерегулярный заработок. А если человек живет здесь, в своей стране, работает и за свой труд ничего не получает - я просто теряюсь, не знаю, что предпринять. Я больше не хочу строить для будущих поколений. Меня не интересует, что будет после меня. Мне важно, чтобы оркестр, который я возглавляю, первоклассный русский оркестр, один из лучших в мире, выстоял.
- В помощь правительства вы уже не верите? - Они не знают, как залатать дыры, более важные для них, чем культура. Почему страна оказалась в таком положении? Потому что одичала. Никому уже не нужна высокая культура.
- Но ведь классическая музыка всегда была прежде всего для избранных, - и эти люди уже не мыслят жизни без и вне филармонии, без концертов. - Я помню об этом. И потому не уезжаю из Петербурга.
- Но при этом вы уже 20 лет живете и работаете в Лондоне, возглавляя Королевский симфонический оркестр. Наверное, Лондон стал для вас родным городом - вы и особняк там купили недавно... - Конечно, за 20 лет я сроднился с лондонским оркестром. Сначала я был там главным приглашенным дирижером, затем, когда освободилось место принципала, мне предложили занять его. Контракт все продлевался и продлевался, а потом они так привыкли, что я уже работал с ними как бы всегда, без всякого контракта. Вообще-то так долго работать с одним коллективом - не очень правильно. Месяц назад мы дали концерт, посвященный 20-летию нашего сотрудничества, - и после него я решил, что пора ставить точку. Написал заявление об уходе. Они страшно расстроились и написали мне ответное письмо, в котором спрашивали, не соглашусь ли я стать "дирижером-лауреатом", - есть и такая почетная должность. Меня это ни к чему не обязывало, и я согласился.
- На вашем попечении есть и другие оркестры... - В Копенгагене я - главный приглашенный дирижер. С 2000 года займу пост главного дирижера Балтиморского симфонического оркестра. Теперь я буду проводить в Балтиморе не менее 12 недель в сезоне - таковы условия контракта.
- А к опере вы еще будете обращаться? - Возможно. В прошлом году я поставил в Сан-Франциско "Евгения Онегина". Оперу я люблю по-прежнему. Правда, я не очень воспринимаю современные постановки классических опер. Подавляющее большинство спектаклей и у нас, и во всем мире ставится так, будто режиссеры сговорились погубить этот жанр. Я не понимаю, почему действие "Пиковой дамы" от начала до конца разворачивается на кладбище, а "Евгения Онегина" - на сеновале. И почему игнорируется замысел автора. Ведь Вагнер, скажем, имел что-то в виду, создавая свой оперный мир. И то же самое можно сказать о Мусоргском, о Чайковском. Теперь же с их музыкой делают, что хотят. Партитура "редактируется", опера превращается в прикладную музыку, выполняет роль шумового эффекта.
- Вас связывали творческие отношения с Родионом Щедриным, Сергеем Слонимским, другими композиторами. Развиваются ли эти отношения сейчас? - В прошлом сезоне на юбилейном фестивале Щедрина я, если помните, дирижировал его авторским концертом. Сейчас в Нью-Йорке собираюсь исполнить его Вторую симфонию - это будет американская премьера. Недавно мы исполняли Четвертую симфонию Гии Канчели и собираемся включить ее в гастрольный репертуар. Также в рубрике:
|