Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 49 (7408) 18 - 24 декабря 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32 №34  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

ЮРИЙ БАШМЕТ: "От ностальгии спасает музыка"

Беседу вел Григорий КРОШИН
Дортмунд
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Ю.Башмет

Разговор с Юрием БАШМЕТОМ состоялся в немецком городе Дортмунде, после довольно напряженной многочасовой репетиции. Музыкант прилетел сюда на два дня из Парижа, чтобы выступить в качестве солиста в необычной акции - "Юрий Башмет Фестивале" (Yuri Bashmet Festival) - вместе с "Международным симфоническим оркестром Дортмунда". А необычной эта акция была потому, что много факторов в ней сошлось впервые. Впервые Юрий Башмет гастролировал в Дортмунде. Впервые здесь проходит его именной фестиваль. Впервые исполнялся концерт для альта с оркестром Александра Чайковского, написанный композитором специально для Башмета. Впервые для дортмундцев играет оркестр, собравшийся вместе всего... полгода назад. И наконец, впервые в Германии создан оркестр, на 80 процентов (!) состоящий из русскоговорящих музыкантов! Приветствие фестивалю прислали министры культуры России и Германии и обер-бургомистр Дортмунда, а Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Германии Сергей Крылов специально прибыл в Дортмунд из Берлина, чтобы лично выразить свое восхищение фактом создания "русского оркестра в Германии" и фестивалем. Отсюда - первый вопрос к Юрию Башмету:

    

- Как вы пришли к идее этого фестиваля и чего вы ожидали здесь?

- Ну, то, что я приду и увижу как минимум двух русскоговорящих соотечественников, я знал. Это главный дирижер и его сын, саксофонист Максим. Правда, я поначалу себя очень неловко чувствовал, так как сильно опоздал. И не по разгильдяйству, а так, к сожалению, сложились обстоятельства. И думаю, в Москве музыканты вели бы себя более жестко по отношению к солисту, который настолько опоздал... Я, например, помню, мы были еще студентами и репетировали последний концерт Ростроповича перед его выездом из Советского Союза. И мы все были в таком восторге от того, как он работал! Но один тромбонист встал вдруг и сказал: "Все, время кончилось" - и преспокойно ушел... Но здесь, слава Богу, такого не произошло.

    

- И все же - почему вы взялись за это дело?

- А потому что очень люблю затевать новые вещи. Это же не просто фестиваль. Это вообще, мне кажется, какой-то новый знак времени. Так вот взять и создать практически русский оркестр в Германии! Между прочим, и в России-то его сейчас создать нелегко... Это - русские люди, которые хотят быть вместе! И не просто оттого, что они хотят деньги зарабатывать. У нас же изначально все по чувству, но если еще и деньги платят - большое спасибо. Люди, которые сюда переехали, по-разному входят в чужую среду, в другой менталитет. Ностальгия есть, а спасает от нее МУЗЫКА. И объединяет.

    

- Вы затеваете уже свой второй фестиваль именно в Германии. Что вас связывает с этой страной?

- Многое. Вы правы, у меня уже был здесь свой фестиваль, его открывал регулярно президент Германии, тогда им был Вайцзеккер. Он проходил в городке Роландсек, под Бонном. Фестиваль длился много лет, но потом умер хозяин, большой друг Рихтера... Так получилось, что эта страна была началом моей карьеры, по большому счету, после победы на конкурсе в Мюнхене в 1976-м. И несколько первых лет я ездил на гастроли только в Германию. А потом, благодаря таким центрам, как Саарбрюккен, Эссен, Франкфурт, Мюнхен, меня начали узнавать, и я стал известен и Европе, и Америке, и так далее. Но Германия имеет свои особенности. Состоит как бы из многих княжеств. Если кто-то с огромным успехом прошел во Франкфурте, это совсем не значит, что его так же полюбят в Мюнхене... Нельзя говорить, что ты "завоевал" страну, если ты сыграл в столице.

    

- Известно, Юрий Абрамович, что именно вы сделали альт сольным инструментом. Теперь композиторы пишут специально для альта, вам посвящено уже 53 произведения. Но вы как-то сказали, что не очень довольны своей карьерой. Мол, слишком ленивы и прочее. А сейчас как считаете?

- Так же. Я просто прекрасно знаю, что если бы я сфокусировал все свое внимание на каком-то проекте и не распылялся, то мог бы сделать и по-другому, и больше. Поэтому я и говорил, что я ленивый. Устаешь, когда ставишь перед собой столько задач (а я их ставил много, на много жизней хватит). Конечно, если начинать хвастаться, то, наверное, есть основание быть довольным свой карьерой...

    

- И все же вы, бесспорно, - звезда: много лет назад лондонская газета назвала вас лучшим альтистом мира...

- И это стало моим крестом. Это, конечно, было очень важно, что кто-то так меня оценил, но... Самое главное - потом соответствовать. Надо учиться у Леонида Жаботинского. Помните, он установил мировой рекорд и через три месяца - новый мировой... А потом - еще... И опять мировой. А почему? Потому что он не ставил на штангу плюс два килограмма, а ставил каждый раз плюс... сто граммов! И это действительно так! ПОТОМ держать уровень трудно. Я уже не могу отступать, снижать уровень... Рихтер, например, говорил: "Знаете, Юра, чем старше, тем надо больше заниматься". А знаете, каково это - 30 лет кряду оставаться первым?..

    

- Какие-то солидные конкуренты у вас есть сегодня?

- По игре нет. По политике - может быть, кто-то подрастает... Общий уровень альтовый сейчас невероятно вырос. Раньше среди студентов, обучавшихся альту, были либо какие-то... полудебильные создания... которые в детстве не очень хотели работать, заниматься, ленивые... Что касается девочек-студенток, то это были, как правило, такие, знаете... обиженные природой: либо невероятно толстые, либо не совсем нормальные... А сегодня... Я вот даю мастер-классы, скажем, в Италии уже 18 лет, в Сиене... Сегодня ко мне на класс приходят просто красавицы!...

    

- С кем вам в ансамбле особенно хорошо, комфортно играется?

- Со многими. Вот... с Витей Третьяковым работать всегда отлично. С Олегом Каганом было замечательно... С Венгеровым прекрасно играть. Мы много с ним играем. С Гидоном Кремером - потрясающе! По мысли. И у него вообще логика железная! Музыкант должен быть умным. Если эмоционален, это, конечно, важно, но... ум необходим. Это ж сразу заметно.

    

- А есть ли среди ваших друзей люди, совершенно не слышащие музыку?

- Есть. Мой друг, очень близкий, говорит: "Хорошо, я приду на твой концерт, но...слушай, а Шнитке не будешь играть? Если будешь, я выйду, похожу там, во дворе..." Он не воспринимает ни Шнитке, ни Шостаковича... И знаете, я могу это понять. Потому что у него свои проблемы, своя жизнь, он не может раствориться в этом, не готов. Вот там, где мелодика простая, он может получить удовольствие. У него, кстати, прекрасное чувство ритма (я видел, как он танцует), сам может песню спеть... У него другие какие-то ценности.

Также в рубрике:

КРАСКИ МИРА

ВСЕ ОБО ВСЕМ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;