Словно снег на голову
Андрей Звягинцев и его "Возвращение"
ОТКРЫТИЕ ГОДА
Светлана ХОХРЯКОВА
Фото Степана РАПЧЕВСКОГО
 |
А.Звягинцев |
Произошло небывалое событие: никому не известный дебютант из России, имя которого и на Родине-то узнали за неделю до 60-го Венецианского кинофестиваля, на этом самом юбилейном фестивале получил сразу двух "Золотых Львов" за фильм "Возвращение" - такого никогда еще не было. Безвестный человек, не имеющий режиссерского образования, актер по профессии, приехавший не так уж и давно в Москву из провинции, оказался на вершине мирового кинематографического Олимпа. А ведь какие мэтры мечтали показать свои картины в Венеции! На Родине после случившегося многие растерялись. Кто-то из властных людей в киномире намекал на загадочные связи молодого режиссера, не находя объяснений случившемуся. Но связей у Звягинцева не было. Фильм сделан без поддержки Службы кинематографии, без государственного участия, то есть это независимый проект, что вызвало дополнительные волнения общественности. Шума было много. Всегда ведь хоть какая-то информация просачивается о том, что кто-то где-то снимает кино, а тут - тишина. Руководители Службы кинематографии не знали даже имени режиссера, когда стало известно, что его картина отобрана в Венецию. Все изменилось с тех пор. Не только судьба режиссера Звягинцева, который наполучал массу призов и в России, как то: "Золотой Овен", "Сталкер", - и за пределами Отечества (в частности стал обладателем европейского "Оскара" - премии "Феликс", номинируется на "Золотой глобус", а Россия выдвинула "Возвращение" на "Оскар"), изменились и некоторые взгляды Службы кинематографии и Союза кинематографистов, не могут они жить по-старому.
Более 60 стран купили "Возвращение". Только во Франции имеется 60 копий и 55 - в Италии. Можно сказать, что с "Возвращением" связано возвращение российского кинематографа на позиции, которые оно утратило, вне зависимости от того, нравится эта картина или нет (во всяком случае, серьезные оппоненты у нее имеются).