Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 50 (7409) 25 декабря - 14 января 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

Трое против страха и трепета

Десант французского кино в Москве

Беседы вела Оксана ГАВРЮШЕНКО
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


А.Корно

Эта троица представляла самый популярный и наименее французский фильм декабря

на фестивале "Французское кино сегодня" . Сатира с участием японской стороны под названием "Страх и трепет" - экранизация одноименной книги-бестселлера Амели Нотомб, переведенной более чем на 20 языков. На Международном фестивале в Карловых Варах-2003 Сильви Тестю, сыгравшая роль Амели, получила приз как лучшая актриса. 32-летняя Тестю (по происхождению итальянка) во Франции сейчас одна из самых перспективных и востребованных в своем поколении. В ее фильмографии подряд идут такие разные работы, как лирическая Ариана из "Пленницы" (по Марселю Прусту), Шанталь Акерман и преступная Кристина Папен из психопатологической драмы "Смертельные ранения". За роль убийцы Папен Сильви была удостоена премии Жерара Филипа и "Сезара" в категории "Актриса-надежда". За широту актерского диапазона ее часто сравнивают с Изабель Юппер. А внешне она напоминает разом и Джульетту Мазину, и нашу Оксану Мысину. Абсолютная актерская свобода и бесстрашие сочетаются с мозгами философа и манерами клоунессы. Она родилась и выросла в рабочем квартале Лиона и, по словам матери, в детстве была как мальчишка в юбке. Средняя из трех дочерей в семье заболела кинематографом после того, как увидела свою ровесницу, такую же маргиналку Шарлотт Гэнсбур в роли "дерзкой девчонки". Сегодня в ее фильмографии более 40 работ, от костюмных фильмов до арт-хауса.

С.Тестю

Ее партнерша (чье имя Фубуки в фильме в переводе с японского означает "Снежная буря"), красавица Каори Цудзи - профессиональная модель, впервые попавшая на съемки. В Каори 1 метр 83 сантиметра роста - для японки вещь почти невероятная. Вот она и покинула родную страну в 15 лет и ныне благополучно проживает во Франции. Где и нашел ее режиссер Ален Корно в пару к Тестю.

    

- Сильви, как автор книги отнеслась к фильму?

- Амели Нотомб оценила нашу работу достаточно высоко. Она нам так и сказала: "Вы видите перед собой писателя, которому понравилась экранизация его романа". Это беспрецедентная вещь, потому что такого в природе практически не бывает. Дело в том, что у Амели Нотомб, как и у многих, уже был печальный опыт в этой области: после того как она увидела экранизацию своего первого романа "Гигиена убийцы", она заперлась в туалете и плакала от ужаса.

    

- Это правда, что за два месяца интенсивного курса вы выучили один из самых сложных языков в мире?

- За два с половиной месяца я реально выучила 1600 фраз, это правда, я этим очень горжусь.

    

- Каори, вы свободно общались со своей партнершей?

К.Цудзи

- Мы познакомились на последнем этапе кастинга, Сильви тогда немного японских фраз знала, но в процессе съемок овладела необходимым словарем с блеском. После одной сложной сцены, где у нас с ней неприятный разговор, когда камеры уже выключили, она мне сказала по-японски: "Ну ты сука!"

    

- Амели в картине видит огромный Токио из окна небоскреба, где находится офис корпорации "Юмимото". Вне офиса зритель ее практически не наблюдает. А как вы, Сильви, познавали Японию?

- Мы лишь неделю снимали в Токио, где я также сидела на подоконнике, глядя на бурлящий город, и мечтала его изучить. Позже, когда поехали в Киото, где снимались первые и финальные сцены фильма, мне хотелось привнести мое личное ощущение от этой страны. Каори водила нас за собой как гид уже после съемок. Меня поразили контрастные вещи: обилие рекламы на улицах, сверкающей, неоновой, звуковой, - все это очень и очень громко, все технологические штучки кричат (в Японии нет закона, запрещающего создавать шум на улицах), и спокойно, размеренно шагающие по городу японцы. И еще меня поразили молодые японки в Токио, любящие одеваться как маленькие девочки, вечно какие-то мишки плюшевые в руках, бантики, юбчонки школьного типа.

    

- Вы слышали разные мнения о фильме, во Франции были и такие, кто счел его расистским. Как вы относитесь к такой точке зрения?

К.Цудзи. Что касается моих друзей, японцев, живущих во Франции, то они восприняли картину нормально, даже хорошо, они более дистанцированы, хотя отмечают и гротеск, и некоторую шаржированность отдельных сцен. При том, что удачей считают попытку отразить ментальность японцев. Но есть и такие, кому не нравится, что ему демонстрируют нелицеприятную правду о некоторых особенностях национального характера, о регламентированном мире офисного быта.

С.Тестю. Все-таки следует учитывать, что действие фильма происходит десять лет назад, до экономического кризиса, потрясшего Японию. Была иная иерархия в служебных отношениях, более строгая. Амели действительно любит Японию и отнюдь не находит всех своих начальников кретинами. Просто ее история подтверждает ту истину, что, если ты не знаешь правил, не имеешь ключа к той схеме, с которой встретился, тебя неизбежно ожидают разочарования.

    

- Сильви, на ваше решение заняться актерским ремеслом повлияла Шарлотт Гэнсбур?

- Да, моя ровесница, отлично сыгравшая в "Дерзкой девчонке" Клода Миллера, перевернула мое сознание. Когда мне показали ее, не самую красивую, не самую хорошо одетую, возможно, грубоватую, я увидела реального человека, такого же, как и я. Я себя идентифицировала с персонажем Шарлотт Гэнсбур. 12 лет - это возраст, когда начинаешь задумываться о своем месте в мире, начинаешь лгать... Тот фильм Клода Миллера вызвал любовь к кино, которую я и начала жадно реализовывать.

    

- Кристина Папен, убийца и лесбиянка, из фильма "Смертельные ранения" - страшный, отталкивающий персонаж. За ее историей прежде всего документальный судебный очерк. Какими источниками вдохновлялись вы?

- Сорок лет назад был снят фильм Никоса Папатакиса "Бездны", который мне очень помог в этой работе. И конечно, я читала пьесу Жана Жене "Служанки", досье по той криминальной истории, где были собраны отчеты допросов в полицейском участке, заключение психиатрической экспертизы и т.п. Всегда сложно оправдать патологию. Я пыталась понять то время, когда жили сестры-убийцы Папен. Знаете, служанок в 30-е годы во Франции действительно не считали за людей, а мадам-госпожа всегда надевала белые перчатки, проверяя наличие пыли на спинке стула... Был высокий градус ненависти со стороны служанок даже к этому жесту. А Кристина еще была талантливым манипулятором, свое предназначение видя в том, чтобы изменить привычный ход вещей.

    

- Вы страстный человек?

- Я разная, я могу жить и сердцем, и умом. Эту вечную женскую дилемму я пыталась выразить в своем короткометражном фильме с Элоди Бушез.

    

- В августе этого года вы опубликовали автобиографическую книгу об актерском мире "Немного звезд сегодня вечером". Не рано ли вы обратились к автобиографической прозе?

- Не думаю, наброски своей книги я начала писать постепенно, давно, на съемках вне Франции, например. Отправляла своему другу в Париж фрагменты - так сложилась эта книга. В ней много человеческих фобий. Актерских, в частности. Из разряда актерских кошмаров: когда тебе снится, что язык такой огромный во рту, что ты будто не можешь произнести текст. Вообще многое из того, о чем я пишу, навеяно поступлением в Консерваторию. Пока ты абитуриент, ты думаешь об этом здании как о храме, о памятнике, через который прошли выдающиеся люди. А когда уже сама проходишь этот этап, понимаешь, что это обычное место, где тоже есть туалет и гардероб. В конечном итоге ты освобождаешься от своего страха и трепета".

Режиссеру Алену Корно трудно дать его 60 лет. Загорелый, подтянутый, он похож на прожженного "морского волка", он заразительно смеется, похоже изображает Клинта Иствуда, зажавшего "магнум" в руке, одинаково интересно и со знанием предмета дискутирует о российском фильме "Возвращение" и о творчестве режиссеров-женщин во Франции. В юности поработавший на ниве политического фильма, а позже увлекшийся поларом, сегодня он снимает такие разножанровые картины, что "Черная серия", "Выбор оружия" и "Форт Саган", снятые в 70 - 80-е годы, уже выглядят классикой в своем роде. 7 премий "Сезар" за "Все утра мира" с отцом и сыном Депардье. Корно снимал всех крупнейших французских звезд, от Ива Монтана в "Выборе оружия" до сверходаренной Сильви Тестю в последнем фильме "Страх и трепет".

    

- На стадии написания сценария вы уже думали о Сильви Тестю?

- Я не был с ней знаком лично, видел ее прежде только в кино. Но я вспомнил ее сразу, и, в общем, у нее не было равных. Мы очень быстро встретились, она знала роман и почему-то очень обрадовалась возможности поработать в Японии, забыв, что роль у нее сложная. Автору книги, Амели Нотомб, она также очень понравилась. Сильви обладает необходимой грацией, изяществом и самоиронией, она гибкая актриса. Мне нравится, что порой трудно определить ее возраст. В нашем фильме в некоторых сценах есть ощущение, что ей только 15 лет. Пожалуй, единственное, что может всегда оправдать вашу режиссуру, это то, что вам удалось заполучить в картину фантастического актера или актрису, как в моем случае.

    

- Самопознание обязательно должно происходить через других, через чужую культуру?

- История-то подлинная. Амели Нотомб после пережитого опыта захотела стать писателем. В фильме Амели заворожена красотой Японии через Фубуки. Я сейчас работаю в разных странах, с актерами многих национальностей, поверьте, я о себе узнаю то, чего раньше не знал. Я одновременно и синефил, и кинематографист. То есть мне так же нравится снимать кино, как и смотреть его.

    

- Каким образом произошел поворот мастера полара, знатока фильм-нуар к приключенческому жанру, к арт-хаусу также?

- Вообще-то, я бы хотел всю свою жизнь снимать "черные" фильмы. Я был бы просто счастлив. Мне кажется, что в фильме-нуар вопрос самоидентификации и есть главный вопрос. Приходящий через чувство вины, то есть - кто виноват.

Во Франции фильм-нуар перестал существовать. Как коллективный жанр, к великому сожалению. Примерно с 1985 года он стал ограниченным, выходят отдельные фильмы, но это скорее стилистические эссе, упражнения. И я один такой сделал. Сейчас я страстно ожидаю, что мой любимый жанр снова станет важным и мы будем работать с ним вновь. И я заброшу авторское кино, которым с тех пор занимаюсь ко всеобщему удивлению, но не к моему собственному.

Также в рубрике:

КИНО

СКАНДАЛ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;