Британский ковчег
Английское искусство в Кремле
Анастасия АНТОНОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ
 |
На выставке |
Выставка, открывшаяся в звоннице Московского Кремля, приурочена к 450-летию установления дипломатических и торговых отношений между Британией и Россией.
Первый подданный Великобритании оказался при дворе Иоанна Грозного в 1553 году. Ричард Ченслер в поисках восточных рынков сбыта английских товаров заплыл на своем корабле "Эдвард Благое Предприятие" в устье Двины и не просчитался - был принят царем, заинтересованным в европейском признании своей не совсем еще крепкой, но обширной державы, и получил разрешение на торговлю заморских купцов. Отсюда и точность даты, сохраненной в протоколах Посольского приказа. Не замедлили явиться не только купцы и ремесленники, но и жалованные грамоты, посольства, а вместе с ними и подарки, и государственные заказы английским оружейникам и мастерам серебряных дел. Англичане не только стали монополистами северных русских портов, но и имели право ввозить драгоценные металлы и чеканить из них монету. Об активности подданных Великобритании до сих пор напоминает здание первого "аглицкого" посольства на улице Варварка, находившегося в непосредственной близости от государевой резиденции, даже ближе к Кремлю, чем двор бояр Романовых, расположенный на той же улице. В 1557 году было отправлено ответное посольство в Англию, ко двору Тюдоров, и русские купцы получили право беспошлинной торговли в Лондоне. Новая династия сменила Рюриковичей на российском троне, но отношений с далекой страной не утратила. Дружеские контакты с Англией подтвердили Борис Годунов, отправлявший подданных в английские университеты, и Михаил Федорович Романов, искавший союзников для борьбы со смутой, тишайший Алексей Михайлович, имевший личным лекарем англичанина, и горячий царь-реформатор, первыми годами царствования которого и ограничена хронология выставки. Петр Первый благоволил к британским специалистам, лично посетил Англию в 1698 году, однако именно в его царствование происходит существенная перестройка русско-английских отношений. Активное стремление Петра к Балтийскому морю угрожало британской монополии и вызвало разрыв отношений в 1719 - 1720-х годах. Выставка охватывает два века "московского" периода развития русского государства и включает около сотни экспонатов, привлекающих внимание к разнообразию и давности русско-английских контактов.
 |
На выставке |
Двухлетняя работа специалистов по подготовке выставки, одним из итогов которой стал солидный том каталога, опровергает широко распространенные представления о неподвижности допетровской Руси, о ее невосприимчивости к западным влияниям. Своеобразным воплощением истории взаимоотношений двух стран стала богатейшая коллекция английской серебряной посуды и оружия XVI - XVII веков (времени расцвета этих производств), собранная в Оружейной палате. Организаторы не зря сетовали на отсутствие обширных выставочных площадей в Кремле, им пришлось выбирать только "самое-самое", дополнив произведения златокузнечного дела гравюрами, жалованными грамотами, вышивкой, живописью, иконами из собрания десяти музеев и архивов России и Великобритании. В экспозиции можно выделить несколько взаимосвязанных разделов. Центром "протокольного", или "церемониального", стали два знаменитых портрета - королевы Елизаветы и ее приемника короля Якова, из Морского музея в Гринвиче. Портреты крайне редко покидают пределы музея и в Россию не привозились ни разу. Их дополняют роскошно оформленные жалованные грамоты русского царя и английского короля, портреты монархов, протоколы Посольского приказа с описаниями приемов и списками даров. Оловянная посуда, модель судна и многочисленные карты, в том числе и вышитые крестом и гладью, напоминают о постоянных морских путешествиях между странами, не имеющими общих границ. Оловянная ложка, например, была не только предметом обихода, но и служила в качестве недорогого презента.
 |
На выставке |
Тему русских послов и путешественников развивают портреты руководителей Посольского приказа и участников многочисленных посольств, сопровождавшие их иконы, виды Лондона и Москвы. Особое место в экспозиции занимают произведения английских оружейников и золотых дел мастеров: кубки, курительницы, блюда. Английское серебро XVI - XVII веков в буквальном смысле слова прошло пожар революции: многочисленные предметы были переплавлены в период правления Кромвеля. Музеи Кремля обладают одной из самых больших в мире коллекций серебряной посуды времен царствования поздних Тюдоров - ранних Стюартов. Свое постоянное место в экспозиции Оружейной палаты покинули парные кувшины с носиком - крылатым драконом, не имеющие мировых аналогов, и декоративный сосуд в виде фигуры барса, поддерживающего щит. Вещи эти предназначались для праздничного стола русских царей и служили не только его украшением - например, в полой фигуре барса умещалось ведро вина. Еще один уникальный экспонат выставки - английский орден Подвязки с изображением конного святого Георгия, поражающего дракона. Происхождение этого столь близкого российской геральдике предмета окончательно не прояснено: по одной из версий, орден был прислан для Ивана Грозного, по другой - получен одним из русских дипломатов. Красота и тонкость работы искупают туманный провенанс и заставляет вспомнить девиз ордена - "Да будет стыдно тому, кто дурно об этом подумает!" Великолепные экспонаты выставки - лишь верхушка айсберга, пунктир, намечающий возможные темы будущих выставок и исследований. В планах организаторов продолжить сотрудничество с британскими коллегами: в марте выставка отправится в Национальный Морской музей Великобритании, чтобы в свою очередь представить британцам произведения национального искусства, хранящиеся за ее пределами. Несмотря на относительно небольшой размер, перед нами выставка, уровень и значение которой невозможно переоценить. Знаточество, работа с вещью и фактом всегда были сильной стороной музеев Кремля. Интересно то, что музеи Московского Кремля, обычно держащиеся особняком среди столичных коллег, увлеченных концептом, наконец, отдали дань теме взаимоотношений стран и культур. Обладая собственными богатейшими коллекциями декоративно-прикладного искусства, музей в последних выставках все чаще привлекает произведения живописи, гравюру, старинные документы, составляя не только тематические экспозиции, но и полноценные выставки-впечатления. Есть все основания предполагать, что Кремль в ближайшие годы (а в 2006 году музей отметит свой 200-летний юбилей) станет претендовать на звание Музея русской государственности и подтверждать свое право быть ведущим музеем с большими, хорошо проработанными проектами.