Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 15 (7423) 15 - 21 апреля 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Просто Бах

Благотворительный концерт Андрея Гаврилова

Татьяна ДАВЫДОВА
Фото Бориса СЫСОЕВА


А.Гаврилов

Направляясь на свой концерт в Дом музыки, Андрей Гаврилов ставил целью не расправляться с очередными стереотипами, как могло показаться, а прежде всего помочь своей альма-матер - Центральной музыкальной школе. Он взялся исполнить за один вечер все клавирные концерты своего любимого И.-С.Баха, продолжив дело марафонцев: Бориса Березовского (не так давно осилившего разом все концерты Бетховена) и Сергея Стадлера (со всеми сонатами того же автора). Шоу-аттракцион невиданной щедрости (семь концертов Баха - публике, весь сбор плюс гонорар Гаврилова - ЦМШ) сопровождался показом мод в антракте. А моделями сделали актрис и телеведущих, столь же приемлемых для подиума, сколь могли ими быть любые мало-мальски презентабельные фемины из зала.

На сцене компанию выносливому пианисту составили струнники Московского симфонического оркестра Владимира Зивы. И тут надо бы пожурить организаторов - Фонд ЦМШ, объявивший о дирижерском дебюте Гаврилова, и разубедить тех, кто в это поверил. Было бы совершеннейшей нелепостью предполагать, что Андрей примется отнимать хлеб у сегодняшних Караянов, и еще большей нелепостью - ругать его за незнание мануальной техники. Уникальный художник, он просто сделал самое разумное в данное время и в данных условиях: избавился от балласта. Тем более что речь шла о Бахе и правилах концертирования его времени. Впрочем, вклад оркестрантов МСО в создание художественного целого оказался до того незначительным, что и от их участия вполне можно было бы отказаться. Кстати, в середине 1980-х годов, когда Андрей увековечивал концерты Баха в студии с лондонским оркестром "Academy of St. Martin in the Fields", его альянс с музыкантами и дирижером Невиллом Марринером сложился весьма удачно, и записи получились интересные и задушевные.

С тех пор в подходе Гаврилова к Баху, видимо, в целом мало что изменилось. Разве что выражение эмоций (или аффектов, если угодно) стало более непосредственным, открытым, нрав исполнения - более задиристым, звукоизвлечение - менее нежным, а обхождение с украшениями - более вольным. Только и всего. Народу обещали "карнавал" и даже "rock". Но ни роковых страстей, ни рокерского драйва, ни карнавала не наблюдалось.

В начале нового тысячелетия Андрей Гаврилов, объявивший своим появлением здесь борьбу со скукой, иначе - со слушательским и исполнительским комфортом (комфорт - читай "нафталин", "снобизм", "псевдоэлитарность", "косность", "деградация" и т.п.), уверенным шагом пошел "не в ногу" с коллегами. Не задумываясь о том, не бессмысленно ли идти "не в ногу" в полку, где кто в лес, кто по дрова, а кто и вовсе встал; и не бессмысленно ли это теперь, когда "в ногу" остались шагать единицы... Самое удивительное в прошедшем концерте было то, что Гаврилов первый раз с момента возвращения на родную сцену ничем не удивил. Может, мы к нему привыкли? Не было ни инверсий привычного, ни возмутительно-восхитительных концептуальных открытий. Был Бах, сыгранный некоторым образом современно, на современном рояле (пусть специально настроенном). И сыгранный так, как это мог бы сделать сегодня любой незакомплексованный пианист, находящийся в приличной форме, не водящий дружбу с замороченными законниками-аутентистами и не слишком замученный тяжелой неволей традиции. Как будто. А на деле?

Пять из семи баховских концертов для клавира - наспех сделанные переложения скрипичных (за исключением Ми-мажорного, BWV 1053, и Фа-мажорного, BWV 1057), полагают некоторые баховеды, считая, что нет особой нужды включать сии небрежные транскрипции в программы. Гаврилов, однако, как и многие его предшественники, не согласился, а вознамерился показать без "загруза" и во всем блеске: Бах писал шедевры! Поработал над формой: углубился в детали, разобрал музыкальные конструкции и начал новое строительство. И столь увлекся, что порой баховскую готику превращал в (активируйте фантазию) постройки "улучшенной планировки" в духе конца ХХ века с вкраплениями элементов эдакого неорококо. И все это при помощи фразировки, артикуляции, орнаментики. Это ли не удивительно? Собственно, "омолаживать" Баха в духе современной исполнителю эпохи - дело вполне традиционное. Зал, впрочем, анализом не утруждался, а "культурно отдыхал". Публика то скучала (было от чего), то бурно реагировала на "события" - выбрасывания рук маэстро (единственные приметы дирижирования) и выпрыгивания с банкетки; аплодировала много и все время невпопад, а затребовав бис, получила дубль не лучшего (если не худшего) номера вечера - загнанный финал Фа-мажорного концерта, "клона" четвертого "Бранденбургского", с двумя еле поспевавшими флейтистами.

Бах всегда считался одним из самых загадочных творцов в истории человечества. "Он понял сладость противоречия, бессмыслицы, тайны... У него все время: надо совершить то, что невозможно совершить, и он совершает невозможное... Надо сделать, чтобы душе стало неудобно", - писал о Бахе Яков Друскин, и эти слова, вероятно, поклонники творчества Андрея Гаврилова с готовностью отнесли бы и на его счет. Да, вряд ли он желал просто повеселиться в большой компании. (Свои секреты он охотнее открывает молодежи, в которую верит и на воспитание вкуса которой надеется повлиять.) В его исполнении проявилось нечто очень важное для Баха: и некая нейтральность идеальной "чистой музыки" - следствие прагматичности, с которой композитор, поставщик репертуара Телемановского общества, создавал свои партитуры; и возвышенность тона - единая и для скорби, и для радости; и некая пантеистичность Баха, безгранично обожавшего природу (рисовались очень рельефные и красочные пейзажи); и то самое необъяснимое "неудобство души", несовместимое с комфортом. Планировал ли все это Андрей Гаврилов, неизвестно. Только это все отлично у него вышло.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;