Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 1 - 2 (7460) 13 - 19 января 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаКавалерственная дамаДва юбилея Ирины Архиповой Дмитрий МОРОЗОВ
Среди имен самого первого порядка в исполнительском искусстве чрезвычайно мало таких, что признаются практически всеми и без сколь-нибудь существенных оговорок. Шаляпин и Каллас, Рубинштейн и Гулд, Тосканини и Караян и еще многие, многие другие вызывали и продолжают вызывать споры. Бесспорной фигурой был Святослав Рихтер. И такой же бесспорной фигурой была и остается Ирина Архипова. Больше никого сразу и не припомнить. Когда думаешь о феномене Архиповой, первое и ключевое слово, приходящее на ум, - совершенство. Архитектор по первому образованию, Архипова каждую партию, каждую вокальную миниатюру всегда лепила словно из камня, просто отсекая все лишнее. Может быть, именно поэтому сделать что-то лучше нее удавалось только ей самой. Другие могли сделать иначе, в чем-то, возможно, интереснее или ярче, но лучше - нет. Архипову как только не называли: "царица русской оперы", "двойник Шаляпина", "русское бельканто". Сравнение с Шаляпиным может на первый взгляд удивить: слишком уж различны, во многом даже противоположны артистические индивидуальности двух великих певцов XX столетия. Но вспомним один из главных шаляпинских заветов: в правильности интонации, в окраске слова и звука - вся сила пения. Архипова владеет этим, как мало кто другой, и в то же время словно бы утверждая - нет, не вся! - культивирует красоту технологически правильного певческого звука. Очевидно, как раз такое сочетание и подразумевали, говоря о "русском бельканто". При всей своей условности (все-таки понятие бельканто неразрывно связано с определенным репертуаром и стилем) этот термин действительно во многом отражает существенные свойства певческой индивидуальности Ирины Архиповой и ее особое место в истории отечественного вокала. Именно с нее, а вовсе не со следующего поколения певцов, проходивших стажировку в Ла Скала, начинается новая эпоха, соединяющая русскую самобытность с более европейской манерой пения. Архипова одной из первых протоптала дорогу на мировые подмостки, причем не только в русском, но и в западном репертуаре. И именно западная пресса величала ее лучшей Кармен и лучшей Азученой мира. Едва возникнув на оперном небосклоне, Архипова быстро затмила практически всех певиц своего амплуа. Единственная соперница появилась лишь годы спустя - Елена Образцова. Долгое время их воспринимали исключительно как антиподов - классически совершенная, мудрая Архипова и по-барочному избыточная, стихийная Образцова. Сегодня, правда, они гораздо чаще воспринимаются как две стороны одной медали, как героини оставшейся в прошлом великой вокальной эпохи. Сближает их и репертуарный универсализм, становящийся в наше время достаточно редким явлением. Но при всем том Образцова была и осталась фигурой, вызывающей споры. Подобно великой Каллас, ей невозможно подражать, на нее нельзя равняться. На Архипову - можно и нужно, потому что, помимо всего прочего, это - идеальная школа. Вкус Архиповой всегда безупречен, а сама она - художник, стремящийся раствориться в музыке. Как Рихтер, владевший даром подчинять свое творческое "я" композитору, а не выпячивать на первый план. Однако никому не приходило в голову отказать ему на этом основании в неповторимой индивидуальности. Так же и Архипова. Недаром по радио ее всегда узнаешь с первых же нот. ...Ирина Константиновна отмечает поразительный двойной юбилей - помимо круглой даты рождения, еще и 50 лет творческой деятельности. Хоть и очень редко, но она поет еще и сегодня. Пела и в посвященном ей концерте в Большом зале консерватории 2 января, открывавшем XVII Международный фестиваль православной музыки. Но это - отнюдь не единственный ее личный рекорд. Более сорока лет Архипова возглавляет жюри Международного конкурса имени М.И.Глинки, через который прошли практически все известные певцы бывшего Советского Союза. Многие из них сделали карьеру не в последнюю очередь благодаря поддержке Архиповой. Работала Ирина Константиновна и в жюри еще десятков других международных конкурсов, проводила и проводит собственные фестивали по всей России, руководит Международным союзом музыкальных деятелей. А буквально на днях Ирина Архипова стала кавалером ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Учрежденный в 1698 году Петром I, этот орден был восстановлен триста лет спустя в качестве высшей государственной награды России. Первым кавалером восстановленного ордена стал академик Дмитрий Лихачев. Сегодня его удостоена великая русская певица - как сказано в указе Президента РФ Владимира Путина, "за выдающийся вклад в развитие отечественной и мировой музыкальной культуры, многолетнюю творческую и общественную деятельность". Кстати, среди представителей классических искусств Архипова стала первой, кто удостоен этой награды. Также в рубрике:
|