Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 1 - 2 (7460) 13 - 19 января 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

ПЕТР ТОДОРОВСКИЙ: "На передовую я попал в одной гимнастерочке"

Беседу вела Екатерина ВАРКАН
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


П.Тодоровский

Петр ТОДОРОВСКИЙ - один из немногих режиссеров старшего поколения, который находится в рабочем строю. Без съемок жить не может, тут же нападает хандра. Последняя по времени его работа - "В созвездии Быка", фильм о войне и собственной молодости. В год 60-летия Победы об этом мы еще не раз будем вспоминать вместе с Тодоровским. А в новогодние дни на канале "Россия" вышел 12-серийный фильм "Курсанты" (режиссер А.Кавун, продюсер В.Тодоровский), снятый по автобиографической прозе П.Тодоровского "Вспоминая - не вспоминай" (сценарий - З.Кудри). 1942 год, новобранцы готовятся к отправке на фронт.

    

- Петр Ефимович, какое у вас самое страшное воспоминание о войне?

- Первая ночь, когда я попал на передний край, в часть, которая была разгромлена. (Начинал воевать на Западной Украине.) Мы ехали на передовую из училища очень долго, полтора месяца. Сухой паек закончился, и по пути продали все, что нам дали, - запасное белье, шинели. Таким образом я попал на передовую в одной гимнастерочке. Меня заметил сержант. Видавший уже виды, он сказал, что в такой одежде до утра я не доживу. И мы поползли за шинелью. Ракеты вокруг взлетали и с нашей стороны, и с немецкой. Мы подползли к окопу и увидели - стоит в окопе человек с усами, подперев голову кулаками. Осколок ударил его сзади, прямо в затылок. Так он и остался стоять... Сержант сказал, что это его друг, и мы начали снимать шинель - он сзади под локти захватывал, а я спереди. И никак не могли вытащить. И это лицо мертвеца с открытыми глазами передо мной до сих пор стоит. Вытащили, сами с трудом развели руки, так они окоченели. Сняли шинель, я ее надел. Рукава были длинны, и он взял нож, их отрезал и подол, счистил с воротника комок спекшейся крови - носите на здоровье. Я припомнил, что есть примета - кто наденет с мертвого, обязательно погибнет. А он - плюньте вы на все эти разговоры, жить будете. Это была первая ночь. И потом было много страха, потому что вообще страшно на войне. Страшно, когда умирают люди рядом, твои друзья умирают...

    

- А какая-то самая радостная история?

- Радость приходила каждый раз, как только мы уходили с переднего края хоть на триста метров. Иногда отводили поесть, мы тут же сбрасывали гимнастерки, потому что бойко очень вши заедали. Тут уже и санитарки, тут уже и жизнь вся. Это было счастье. Ну и конечно, счастье, когда в госпиталь попал после ранения. Господи! Белая простыня, и я в чистом белье... Чудо какое-то. То же самое ощущение было, когда вышли на Эльбу с боями. Перед нами был мост через реку. И до последнего момента, отстреливаясь, немцы переправлялись к американцам, которые стояли на той стороне. Каждому солдату давали пачку патронов - 120 штук, и нужно было палить в немецкую сторону, чтобы держать всех в напряжении. И после грохота бесконечного и круглосуточного, ни днем, ни ночью не прекращающегося, вдруг тишина. Это было 8 мая.

Тишина - и трава, и цветы, и лошади в траве валяются. Мы сбросили наконец вонючие портянки и валялись в траве, и не верилось, что мы остались живы. И только гармошка где-то пиликала...

До войны мы жили в маленьком украинском городке. Жили очень бедно, голодали в 32 - 33-х годах. Мама, кстати, умела играть на гитаре и пела старинные романсы. И все лучшее, что во мне есть, - все от мамы. С книгами в доме было плохо. Мало читал. Играл в футбол. За мной никто не смотрел, шалопай был жуткий. Потом началась война, куда-то бежали. Работал в колхозе на скотном дворе. Где-то разгружал уголь. Потом армия. И я думаю, выжил только потому, что мама всю войну за меня держала в доме огарочек свечи. Мой старший брат ушел в армию в 40-м году. И прошло 60 лет, а мы о нем ничего не знали. И все 60 лет мы писали письма в разные инстанции. В 2001 году позвонили из Коломны. Там поисковая группа нашла место, где он погиб и похоронен. Родители и старшая сестра умерли - так и не узнали.

    

- Один из лучших фильмов о войне - ваш "Военно-полевой роман". Это ваша военная история?

- Да. Мы сидели в окопах, вокруг грязь и холод. И раз в день приползали к котлу получить свой горячий паек. Путь лежал мимо землянки командира. И как-то оттуда донеслась музыка - играл патефон, и слышался женский смех, такой необычный, хрипловатый. Может быть, танцевали. И такой, казалось бы, незначительный по всем представлениям эпизод так засел, застрял в памяти. Уже после войны я проходил около ЦУМа. И вдруг услышал женский смех. Меня как будто пронзило, какой-то заряд электрический пробежал. ...Это был тот самый удивительный смех из той военной землянки той другой жизни. Я оглянулся. Смеялась женщина, она продавала что-то с лотка. Было холодно, и на руках у нее были такие перчаточки с отрезанными пальчиками. И около нее стоял маленький ребеночек, закутанный. Она смеялась. События вдруг так соединились в памяти - то, что я на фронте слышал, и это. И я придумал фильм "Военно-полевой роман". Очень жалею, что так поздно снял картину, - надо было с этого начинать свою режиссерскую деятельность. Но я не понимал еще ясно тогда про свою жизнь. И боялся писать, думал, что не справлюсь, хотя понимал, что знаю, чувствую ту жизнь. И Булат Окуджава в те времена тоже не умел сценарии писать. Но мы знали хорошо материал, потому что воевали оба. И я пригласил его работать над сценарием к картине "Верность". Мы, как слепые котята, долго-долго что-то делали, писали.

Еще вам скажу, что каждый режиссер должен дуть в свою дуду и жить только в той эпохе, которую чувствует. Например, я снял картину "Последняя жертва" по пьесе Островского. Он замечательный драматург, но совершенно не мой. И об этом жалею.

    

- Петр Ефимович, вы закончили операторское отделение. А как стали режиссером?

- Я не стал, меня стали. Я работал оператором на Одесской киностудии с Марленом Хуциевым ("Весна на Заречной улице", "Два Федора") и Евгением Ташковым ("Жажда"). В какой-то момент они убежали в Москву. А на студии лежал сценарий Григория Поженяна, который был уже куплен. И надо было, чтобы кто-то снял. Поженян ездил в Киев, все пробивал. И надо знать этого человека - он читал в инстанциях стихи, он стоял в кабинетах на руках... Разрешение получили и отдали молодому режиссеру Владимиру Дьяченко, который только что окончил ВГИК. А меня, как более опытного, прицепили как главного оператора, да еще сделали сорежиссером. И я включился в эту сорежиссерскую работу.

Интересно было начинать с актерами работать. Я не знал системы Станиславского, но если знаешь, что хочешь, можно рассказать актеру, что с ним происходит в этом кадре, и этого вполне достаточно. Чтобы объяснить, что у героя в душе происходит, порой надо какой-нибудь анекдот рассказать на эту тему, или случай, или историю из жизни. И тогда актер начинает тебе верить и слушать тебя. Такой опыт приобретал я в фильме "Никогда". Это был мой режиссерский дебют.

    

- В последнее время вы все чаще выступаете со сцены с музыкальными номерами. Сейчас вы более режиссер или музыкант?

- Я только режиссер. Каждый ведь чем-то увлекается - кто рыбалкой, кто огородом, кто шахматами. Вот для меня такое хобби - гитара. С ней я отдыхаю, отхожу от работы, от заботы и забываю всякие невзгоды. А иной раз она помогает и придумать что-то, когда не идет в голову какая-то сцена или сюжетный ход. Бывает, под бреньканье невольно вдруг придумывается и какое-то решение. Каждый режиссер сочиняет по-своему - кто любит ходить, кто сидеть, кто лежать думая. У каждого своя манера, у меня вот выработалась такая. Иногда бренькаю и не слышу сам что. А иногда даже мелодия выползает. И музыка, которая приходит во время сочинения сценариев, к концу становится темой картины. Никогда не бывало так, чтобы материал был уже готов, а я принимался сочинять музыку. Такими способностями я не обладаю. И в музыке я абсолютный дилетант и самоучка. Гитара в моих руках появилась случайно. Когда снимали фильм "Весна на Заречной улице", гитара, с которой в фильме прогуливался один из героев, валялась в общежитии, где мы жили. И я ее взял как-то, и так мне понравилось. Потом купил себе дешевый инструмент за семь пятьдесят и так потихоньку-потихоньку научился играть. Я до сих пор и нот не знаю, хотя некоторые музыканты теперь говорят, что уже выработал свой стиль, ни на кого не похожий. Все свои "ля-ля" я подбираю аккордами. Я так слышу гармонию. И вижу - так мне кажется. Поле, пустота, небо. И все, что у меня получается, - это чистая, стопроцентная интуиция.

    

- Петр Ефимович, вы в детстве были шалопаем. А ваш сын?

- Валера был такой же шалопай. Учился плохо. Он любил бегать по нашему большому двору и по деревьям лазить - дворовый был мальчишка. Но наступил момент, когда он сам нашел школу с гуманитарным уклоном и поступил туда учиться. И вот с 8 по 10 класс я его помню в одной позе - лежащего на диване и читающего. За два года он перечитал всю классику - и нашу, и западную. Самостоятельность проявилась у него рано. Во ВГИК на режиссерский его не взяли. Хорошо, успел к Парамоновой на сценарный факультет ВГИКа. Пытался на Высшие режиссерские курсы попасть, опять не взяли. И потом так случилось, что он за месяц в Ялте снял "Катафалк" в 90-м году. А дальше вы все знаете.

    

- А что вы цените в своей семье?

- В своей семье я ценю то, что мы семья. Мы - близкие люди. Доброжелательность у нас есть. И доброта. Очень дефицитное понятие в наше время. Мне повезло.

    

- А вообще все ваши картины о любви?

- А что в жизни есть важнее, чем любовь? Назовите. Любовь - Богом данное чувство, и человек не испытавший - не человек вовсе. Любовь движет всем. А мужчине и женщине дает движение к подвигу.

    

- А много ли любви было на фронте?

- Конечно. Хотя война - весьма своеобразный образ жизни, там происходили не только ужасы, но радости. Естественно, случалась и любовь. Как только небольшое затишье, сразу начиналась эта суета. Да и что вы хотите? Солдаты - ведь в большинстве своем молодые парни. Помню, особенно забавно было, когда мы уже стояли на Висле, нейтральная полоса была между нами и немцами совсем узенькая - метров 75, и к нам прислали девушек-снайперш, чтобы они ловили на мушку нерасторопных немцев. Их близкое присутствие так возбудило мужскую солдатскую массу, что работать снайперши просто не могли. Все скоропалительно хватали счастливую минутку. Но были в той любви и трогательность, и осмысленность. К примеру, был у меня в подразделении солдатик, и любил он санитарку, а она его - во всем этом ужасе между боями, смертями и ранениями. Они поженились и после войны нарожали кучу ребятишек, и жили долго и счастливо.

Кстати, как и любили, пели на войне каждую минутку затишья. Песня и любовь на войне были отдушиной. Пели, знаете, в основном самодеятельные песенки, вставляли туда разные женские имена наших знакомых. И самыми моими любимыми и тогда были, и до сих пор остаются "Темная ночь" и "Землянка". Душераздирающие строки - "До тебя мне дойти нелегко..."

Так как я сейчас вдруг стал таким исполнителем, чаще других пою:

Сколько бы нас ни осталось в живых,

Жив голос погибших друзей боевых,

Жив голос победных знамен боевых -

И все-таки мы победили!

Также в рубрике:

КИНО

СНИМАЕТСЯ КИНО

ВИДЕО

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;