Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 1 - 2 (7460) 13 - 19 января 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияДве "корочки" от одного вузаВысшее образование разделится на бакалавриат и магистратуру ДИПЛОМЕлена НОВИКОВА Споры о реформе высшего образования идут не первый день. Еще в сентябре 2003 года, когда на совещании министров образования европейских стран было принято решение о присоединении России к Болонскому процессу, этот вопрос вызвал массу противоречивых реакций. Но тогда реформа представлялась делом далекого будущего, поскольку главным камнем преткновения был ЕГЭ, и споры затихли сами собой. Правда, до поры до времени. В конце декабря 2004 года состоялось заседание Правительства РФ, где была рассмотрена концепция двухуровневого высшего образования, которую российские власти рассчитывают узаконить уже весной текущего года. Суть этой концепции сводится к тому, что теперь российские студенты будут выходить из стен альма-матер не просто специалистами, но бакалаврами или магистрами. Поэтому вместо привычных пяти лет обучение будет длиться для одних четыре года, а для других - все шесть. Одна из целей такой системы образования - не перегружать напрасно тех, кто не собирается идти в науку и кому вполне достаточно бакалаврской "корочки" для того, чтобы неплохо устроиться в жизни. Наши чиновники полагают, что с этой "корочкой" выпускники смогут спокойно идти в менеджеры и администраторы. При этом за бакалавриатом будет закреплен статус полноценного высшего образования, дающего студентам базовые знания. Только теперь у них появится выбор: углублять свои знания в магистратуре или же сразу применять их на практике. Тех, кто решит учиться все шесть лет, будут готовить в специалистов высшего уровня (инженеров, медиков и т.д.). Таким образом, высшее образование будет поделено на так называемых "элитных" специалистов и специалистов общего назначения. Одним из достоинств новой системы чиновники Минобрнауки считают то, что она расширит возможности студентов. Ведь отныне они смогут получать углубленное образование не только в своем вузе, но и в любом другом. По крайней мере, теоретически. Однако руководители некоторых российских вузов считают, что на практике эта система будет выглядеть иначе. Первым свои опасения высказал ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий, обратив внимание на то, что переход на "двухступенчатую" систему высшего образования, скорее всего, оставит за бортом аспирантуру и докторантуру. Кроме того, не вызывает сомнений тот факт, что попасть в магистратуру будет не так-то просто. Несмотря на уверения министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко в том, что двухуровневое образование не повлечет за собой сокращения бюджетных мест (в частности, при переходе на второй уровень), руководители вузов считают иначе. Возможно, в итоге реформа приведет к тому, что образование в магистратуре станет платным. Вопрос только в том, какой будет эта плата. В Департаменте государственной политики в сфере образования Минобрнауки РФ, куда мы обратились за комментариями, пока ссылаются на то, что проект реформы еще не доработан, а потому говорить о том, как будет на практике осуществляться преобразование и не пострадает ли при этом аспирантура, слишком рано. Тем не менее на заседании Правительства РФ было решено, что законопроект будет направлен в Госдуму РФ уже будущей весной. Целиком система, как обещает министр образования и науки РФ, заработает к 2008 году. Глобальная цель готовящейся реформы - интеграция нашего образования в общеевропейское пространство. Реформа "двухступенчатого" образования, по мнению чиновников, должна решить проблему признания наших дипломов за рубежом. Однако для многих руководителей вузов вопрос о том, нужно ли нам это признание, до сих пор остается нерешенным. На коллегии, состоявшейся в Минобрнауки по следам правительственного заседания в самом конце декабря, руководители крупнейших вузов вновь вернулись к наболевшей теме о присоединении России к Болонскому процессу. Виктор Садовничий горячился: в результате подобной реформы наши бакалавры будут годны только на то, чтобы чистить пробирки в западных лабораториях. "Чем быстрее мы будем гнать реформы в образовании, тем больше будем работать на Запад". Ректор Новосибирского госуниверситета Николай Диканский высказал опасения по поводу "утечки мозгов". Кто-то, правда, предположил, что, быть может, случится обратное и в новосибирские вузы приедут иностранцы... Но, видимо, таких иллюзий не питают даже самые большие оптимисты. Впрочем, далеко не всех ректоров российских вузов пугает проблема оттока кадров. К примеру, руководители СПбГУ и Высшей школы экономики считают, что присоединение к Болонскому процессу откроет российским студентам массу новых возможностей и главное - возможность свободно передвигаться по миру. Не секрет, что дипломы российских вузов признаются сейчас только в странах, с которыми прочные связи были налажены еще в советские времена: в Индии, Вьетнаме, Алжире, Финляндии, странах Восточной Европы. Что же до западных стран, то там котируются исключительно дипломы ведущих российских альма-матер, таких, как МГУ, СПбГУ, МГТУ им. Баумана, Высшей школы экономики, МФТИ. Выпускникам всех остальных отечественных вузов приходится проходить за рубежом процедуру легализации дипломов: либо сдавать экзамены по специальности, либо проходить дополнительное обучение. На коллегии в Минобрнауки РФ чиновники и ректоры ведущих вузов рассмотрели программу присоединения к Болонскому процессу, которая должна быть реализована к 2010 году. Согласно намеченному плану к 2010 году высшая школа должна претерпеть ряд существенных изменений. Во-первых, планируется ввести систему зачетных единиц (European Transfer Credit System), которая показывает, насколько интенсивно студент изучал тот или иной предмет. Таким образом, чтобы закончить семестр, студент должен будет получить определенное количество "кредитов" по каждому предмету. Вторая задача, которую планируется решить в течение пяти лет, - создать приложение к диплому о высшем образовании (Diploma Supplement), аналогичное европейскому. Для этого специалисты Минобрнауки разработают методические указания по заполнению приложения к диплому и переведут на английский язык описание всех дисциплин. Однако самым революционным новшеством в высшем образовании все-таки станет повсеместное разделение на бакалавриат и магистратуру. Как известно, опыт "двухступенчатого" образования в России уже есть. В столице по этому методу работает несколько известных высших учебных заведений, в том числе Экономическая академия им. Плеханова и Московский физико-технический институт. Характерно, что и педагоги, и сами студенты считают такую систему вполне эффективной, поскольку пятый и шестой годы учебы, когда начинается серьезная научная работа, выдерживает далеко не каждый студент, да и не каждый к этому стремится. Однако главный вопрос заключается в том, применима ли двухуровневая система ко всем без исключения вузам? Или для кого-то она может оказаться гибельной? Споры, возникшие по этому поводу на правительственном заседании и министерской коллегии, еще раз свидетельствуют о том, что к согласию чиновники и ректоры вузов до сих пор не пришли. Однако реформу это, видимо, уже не остановит. КОММЕНТАРИЙ
Валерий ГАВРИЛОВ, ученый секретарь Совета ректоров Москвы и Московской области: - На мой взгляд, вопрос об унификации российского образования с европейским уже решен. Осталась только проблема технического плана: как этого достичь? Через введение бакалавриата и магистратуры? Позиция Совета ректоров по этому вопросу такова: для целого ряда специальностей двухуровневое образование приемлемо вполне. Но, скажем, для инженерных специальностей, там, где требуются эксплуатационные, практические навыки, нужно сохранить квалификацию специалиста. Объясню почему. Бакалавр - это недоделанный инженер, а магистр - научный работник. А что делать, если нам, к примеру, нужен специалист, практик? Я думаю, что Плехановская академия идет по верному пути. У них не первый год работает двухуровневая система, потому что сама экономическая специфика образования им это позволяет. Не пострадают, я думаю, и гуманитарные специальности при новой системе. Но весь ректорский корпус настаивает на том, чтобы в технических, инженерных вузах была сохранена квалификация специалиста. Также в рубрике:
|