Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 36 (7444) 16 - 22 сентября 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаГероиня СМИ в роли красавицы-гетерыГастроли Краснодарского балета в Петербурге Ольга РОЗАНОВА
Юрий Григорович в Мариинском театре - что может быть естественней? На этой сцене выпускник ленинградского хореографического училища (1946) стал солистом балета, а затем и хореографом - автором "Каменного цветка" и "Легенды о любви" - новаторских спектаклей, определивших на десятилетия вперед развитие отечественного балета. Отсюда в 1964-м был переведен в Большой театр, где три десятилетия руководил балетом. Затем была собственная труппа "Григорович-балет", а в 1996-м, в канун семидесятилетия, мэтр приступил к строительству новой балетной труппы в столице... Кубанского края. Прошло восемь лет, и Краснодарский театр балета Юрия Григоровича дает спектакли на сцене Мариинского театра. Поразительно? Еще как! Но и закономерно. Ведь все эти годы молодая труппа и ее маститый лидер работали не за страх, а за совесть. Результаты внушительны. В настоящее время в репертуаре одиннадцать спектаклей - балетная классика: "Лебединое озеро", "Жизель", "Баядерка", "Раймонда", "Дон Кихот" и знаменитые постановки Григоровича. Труппа гастролирует в Европе, Америке, Японии, основала балетные фестивали в Краснодаре. Но самым ответственным экзаменом на профессиональную зрелость должны были явиться гастроли в Петербурге. Можно понять, с каким трепетом ступили на прославленную сцену краснодарские артисты, если даже их лидер не скрывал волнения. На первый спектакль труппа вышла, как на решающую баталию, тем более что это был героический "Спартак", и одержала блистательную победу. Успеху, превзошедшему самые смелые ожидания, способствовал и стратегически точный расчет. Для гарантии кассовых сборов (цены на билеты установили максимальные) главные роли на премьерном спектакле вместе с Денисом Владимировым (Спартак) исполнили известные солисты - Марк Перетокин (Красс), Елена Князькова (Фригия), Анастасия Волочкова (Эгина). Чтобы заполнить зрительный зал, достаточно было бы дать на афише имя Волочковой. Кому еще из знаменитостей уделяется средствами массовой информации столько внимания, ощутимо превышающего меру творческих заслуг? На этот раз балерина оказалась на высоте. Роль Эгины - властолюбивой, циничной красавицы-гетеры пришлась ей как раз впору и принесла заслуженный успех, которому в немалой степени способствовал опытный и сильный партнер. В руках Перетокина - лучшего Красса после легендарного Мариса Лиепы - утратившая былую хрупкость балерина могла не беспокоиться за исход рискованных поддержек, сохраняя энергию для виртуозных соло. Именитые танцовщики украсили спектакль, но и красноярская труппа не выглядела нейтральным фоном. Женский и особенно мужской кордебалет, играющий в "Спартаке" первостепенную роль, создали и выдержали от первой до последней сцены ту драматически напряженную атмосферу, без которой "Спартак" попросту не может существовать. Молодежная труппа достойно справилась со сложными исполнительскими задачами и, что еще важней, обнаружила умение концентрировать и выплескивать в зал энергию "коллективной души". Этим ценнейшим качеством далеко не всегда одаривают аудиторию столичные труппы, приберегающие энтузиазм для особых случаев - премьер, гала и т.п. Придирчивый рецензент, каких нынче выискивать не приходится, не отказал бы себе в удовольствии уличить краснодарских артистов во многих грехах. Кордебалету досталось бы за несоответствие фигур танцовщиков некоему эталону, а уж об исполнителе заглавной роли нечего и говорить, если вспомнить героев Владимира Васильева и Михаила Лавровского. Непревзойденных Спартаков Большого театра вспомнить, конечно же, можно и нужно, да их и невозможно забыть. Но сравнивать кого бы то ни было с ними все же некорректно. Краснодарскому солисту далеко до феноменального мастерства великих предшественников, к тому же и внешность у него не самая эффектная. И все же его Спартак волнует и убеждает искренностью чувств, мужественной силой, достоинством свободного духом человека. Три вечера подряд Владимиров танцевал Спартака, и каждый раз зрительный зал горячо аплодировал артисту и его коллегам, будь то уже названные мастера или краснодарские солисты - Виктория Лучкина (Фригия), Александра Сивцова (Эгина), Сергей Баранников (Красс). С неменьшим успехом прошли и балеты Григоровича "Щелкунчик", "Золотой век", "Ромео и Джульетта", прибавившие к профессиональным достоинствам труппы владение разными стилями (академизм, гротеск, неоклассика). Здесь в новом качестве предстали ведущие солисты Сивцова и Баранников и уверенно заявили о себе юные Анна Жукова и Владимир Ярошенко. Петербургские балетоманы оценили лирический дар премьера труппы Инь Даюна (китайца, обретшего вторую родину в России) и заново открыли Елену Князькову, исполнившую главные партии во всех спектаклях. Балерина пленительная и разносторонняя танцует в основном за границей, но постоянно сотрудничает с труппой Григоровича. Да и кто бы отказался работать с хореографом, равного которому в обозримом будущем не предвидится? Можно только порадоваться, что его спектакли живут в Краснодаре как своеобразная антология творчества большого художника. На них вырастают молодые таланты, а Мастер остается в строю. Двенадцать дней в Мариинском театре звучала музыка Чайковского, Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна в исполнении симфонического оркестра краснодарского театра. И каждый раз нескончаемые овации принимали танцовщики - выпускники училищ Новосибирска, Перми, Воронежа, Алма-Аты, Краснодара. Элегантно благодарил музыкантов и публику дирижер Александр Лавренюк - в прошлом артист балета. Но кульминацией торжества становился выход главного героя гастролей. Сквозь грохот рукоплесканий слышалось "Браво, Григорович!" Прибавить к этому нечего. Также в рубрике:
|