Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 16 (7475) 28 апреля - 4 мая 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияЗатяжной прыжок престижаИностранцы хотят приехать в Россию, но по-прежнему опасаются ТУРИЗМЛариса РОМАНОВСКАЯ
Мода на "загадочную русскую душу", расшифровать которую можно было только с помощью таинственных заклинаний "пьереистройка" и "гластност", давно позади. И хотя зарубежные туристы продолжают к нам ездить, с былым потоком нынешний ручеек сравнить нельзя. По целому ряду позиций - уровень сервиса, безопасность, стоимость въездной визы и гостиничного проживания - Россия сильно уступает своим конкурентам. В результате многие отечественные объекты культурного туризма - усадьбы писателей и художников, заповедники, музеи, поля ратной славы, уникальные памятники древнего зодчества - остаются без внимания гостей из-за рубежа, а соответственно, и без весьма серьезной статьи дохода. О том, почему наша страна стала непривлекательной для иностранных путешественников, и о многих других проблемах отрасли руководитель Федерального агентства по туризму Владимир Стржалковский рассказал журналистам на специальной пресс-конференции, посвященной открытию сезона. Он начал свое выступление с оптимистической статистики: число зарубежных туристов в прошлом году увеличилось по сравнению с предыдущими годами и составило 23 миллиона прибытий. Впрочем, если сравнивать наши прибытия с общемировыми, то картина окажется совсем не такой радостной. Потому как пресловутые 23 миллиона - это всего лишь 3 процента от общемирового количества туристских визитов. Особенно обидно это слышать, зная, что площадь России в несколько десятков раз превышает площадь лидирующих по этим показателям Франции, Германии и других европейских государств, да и возможных объектов культурного туризма у нас несопоставимо больше. По мнению Стржалковского, одна из причин этого - короткие отпуска. "Раньше, двадцать - сорок лет назад, человек брал отпуск на месяц и уезжал куда-нибудь далеко. А теперь большой отпуск, как правило, разбивают на два-три маленьких, длиной в неделю. Разумеется, объехать за неделю компактную европейскую страну гораздо легче, нежели нашу родину с ее необъятными краями", - считает чиновник. Впрочем, главной причиной, отпугивающей туристов от России, является не ее удаленность и обширность, а стоимость туристических туров, точнее, несоответствие высокой цены и крайне низкого качества предоставляемых услуг. Сейчас для иностранца цена недельного тура в Москву и Санкт-Петербург составляет в среднем полторы тысячи долларов. Эта сумма складывается из стоимости визы и авиаперелета, длящегося дольше, чем в любую европейскую страну, и цен в гостинице. Номер повышенной комфортности может стоить в Москве 150 - 300 евро, и при этом сама комфортность оставляет желать лучшего. О провинции даже вспоминать не хочется: тараканы в омлетах - до сих пор не редкость, и эта "приправа" отпугивает от путешествий по России не только иностранцев, но и соотечественников. Привыкшие к определенному уровню сервиса за рубежом, они, по их же словам, не готовы во время отпуска сталкиваться с неаккуратностью, бескультурьем персонала и неоправданными ценами. Кроме того, многих приезжающих не устраивает отсутствие привычных аквапарков, гольф-клубов и прочих атрибутов здорового досуга. По мнению руководителя Федерального агентства по туризму, инвестировать средства во въездной туризм должен частный бизнес, но никак не государство. Именно частные предприниматели должны следить за гостиницами, развлекательными центрами и экскурсионными бюро, в то время как на долю государства в лице местных властей остается контроль за состоянием дорог и подведением газа и электричества в населенные пункты. Но это - теория. А на практике инвесторы боятся вкладывать серьезные деньги в туризм, ведь гостиница в среднем окупается за десять лет, аквапарк в провинции - за пять. О российских дорогах надо говорить либо все, либо ничего: "Автотуризм по-прежнему остается слабым местом России. Страна у нас большая, дороги длинные. Надо, чтобы, как в Европе, на трассах через каждые 150 - 200 километров стояли мотели. Кроме того, еще одна проблема - это дорожные указатели. Большинство из них выполнено на русском языке, транскрипции латинскими буквами нет. Нужно ли говорить, насколько это неудобно для иностранцев". Отвечая на вопросы журналистов, Стржалковский более подробно рассказал о разновидностях въездного туризма. Разумеется, большинство иностранцев, рискнувших все-таки пересечь российскую границу, прибывают к нам для ознакомления со всевозможными объектами культурного наследия и памятниками старины. Подобные поездки относятся к городскому въездному туризму и, как правило, осуществляются по отработанному маршруту. В него чаще всего входит посещение Москвы, Санкт-Петербурга и городов Золотого кольца. Кстати сказать, городом на Неве гости из зарубежья интересуются сильнее, нежели столицей. "Единых маршрутов, как это было во времена СССР, у нас сейчас не существует. Каждая туристическая компания может разработать свою программу, а дело государства - ее в этом поддержать", - заметил Стржалковский. Впрочем, никаких конкретных фактов поддержки отечественного предпринимателя, занимающегося въездным туризмом, руководитель Федерального агентства по туризму так и не назвал. К сожалению, Владимир Стржалковский оказался не в курсе того, как идет разработка нового закона о туризме. (О том, что было бы неплохо внести в него изменения, члены Совета Федерации высказывались еще на "круглом столе" "Совершенствование законодательного обеспечения государственной политики РФ в области туризма", который состоялся 28 февраля.) Не знает он и о том, когда вступит в действие документ, регламентирующий финансовые гарантии в туристической сфере. Этот документ Федеральный комитет по туризму должен был разработать в апреле, но работа над ним застопорилась, поскольку его содержание противоречит существующему законодательству. В заключение Стржалковский опять посетовал на российскую дороговизну и российскую действительность. "Если мы не сумеем с этим ничего поделать, то привлекательность России для туристов будет падать. Одно немного утешает - этот процесс займет достаточно длительное время". КОММЕНТАРИЙ
Евгений УСАНОВ, директор Художественного музея города Александрова: - С иностранными туристами у нас дела обстоят, скажем прямо, не очень хорошо. Иногда к нам приезжают иностранцы-одиночки - итальянцы, французы. В основном это либо по линии ЮНЕСКО, либо через какие-то другие организации. Но эти иностранцы приезжают не просто посмотреть музей, а что-то уточнить, собрать материал для своих научных работ. То есть это не туристы, а деловые визитеры. Конечно, изредка бывают все-таки туристические группы из-за рубежа. Нам их поставляют две московские фирмы. Как правило, большинство наших гостей - иностранные студенты, которые находятся в России по обмену или на учебе, взрослых путешественников у нас почти не было. В начале весны к нам приезжали корейцы и вьетнамцы, которые изучают у нас в стране русский язык. Им, разумеется, было достаточно сложно понять, что такое рубель или скалка, но с ними был переводчик, мы тоже что-то объясняли. В общем, разобрались. У нас в музее нет какой-то специальной программы, разработанной именно для гостей из-за рубежа. Если приедет к нам группа, то мы их встретим, организуем званый вечер, проведем экскурсию-спектакль "В гостях у купца Первушина". Сейчас мы разрабатываем еще одну программу, она называется "В гостях у Берендея" и проходит не в самом музее, а в местном лесу. Вот в майские праздники к нам приедут первые туристы, которые ее заказали. А вообще у нас не только с иностранными посетителями дела обстоят неважно, но и с российскими. Несмотря на то что Александров расположен совсем недалеко от Золотого кольца, поток посетителей в нашем музее очень небольшой. Пик посещаемости был под Новый год и на Масленицу, тогда нам даже приходилось кому-то отказывать, так как больше одной группы музей вместить просто не в состоянии. А сейчас за неделю в среднем приезжает одна, максимум две группы. Вообще, туристы, а уж особенно иностранные, - это главная статья бюджета любого музея, в том числе и нашего. Когда говорят о перспективах музейного дела, рассказывают о светлом будущем музея, то это, как правило, - полная лажа. Потому что ни на реставрацию, ни на приобретение новых экспонатов никто нам денег не даст. Городские власти нам помогают с сигнализацией, канализацией, электричеством, но у них не очень большие возможности. Все - от бумаги для факса до электрических лампочек в залы - приходится покупать именно на деньги, вырученные от посещения туристических групп. А поскольку денег у нас мало, то о буклетах и рекламных объявлениях нам остается только мечтать. Также в рубрике:
|