Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 16 (7475) 28 апреля - 4 мая 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПровинцияОтцы русского авангарда и их родственники"Спектры звука" в Волгограде ФЕСТИВАЛИФедор СОФРОНОВ
За последние десять - пятнадцать лет новая музыка обрела более или менее широкую аудиторию. В основном благодаря усилиям столичных энтузиастов (не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Екатеринбурге и Казани). В других российских городах публика могла только смутно догадываться о существовании огромного музыкального мира после Прокофьева и Рахманинова, о музыке, существующей "здесь и теперь". Заезжий столичный оркестр, честно включивший в свою программу вещь, написанную кем-либо из ныне живущих композиторов, отбывал на родину или далее на гастроли - и аудитория вновь погружалась в музыкальный быт XIX столетия. Имелись, правда, счастливые исключения - например, Фестиваль современного искусства в Брянске с сильнейшей музыкальной "составляющей". Однако времена меняются. Еще пять лет назад в Волгограде новая российская и зарубежная музыка практически не звучала. Сегодня не только налажена регулярная концертная деятельность, но и сформирована аудитория новой музыки - пусть не очень большая, но уже не уступающая по своему количеству столичной (естественно, в относительном измерении). Объяснить это можно несколькими причинами. Во-первых, достаточно взглянуть на репертуар местного музыкального театра и концертного зала, чтобы осознать, что обычный стереотип - "в провинции Чайковского поймут, а Денисова и Шнитке - нет" - рано или поздно должен породить естественную реакцию противодействия. Во-вторых, естественное любопытство ("Неужели, кроме Моцарта, Легара, Верди, Чайковского, больше нет никаких композиторов?") постепенно превращается в стойкий интерес. Не беда, что это - меньшая часть публики: столько, сколько ее собирают концерты новой музыки в Волгограде, не всегда можно увидеть в ином московском зале, а в Москве живет в пятнадцать раз больше народу.
Но главное, конечно, - это люди. Пять лет назад музыковед Мария Георгиевна Карабань при содействии Управления культуры Волгоградской администрации, с помощью Центра современной музыки Московской консерватории завязала контакты с музыкантами из Голландии. В 2003 году на празднование 60-летия Сталинградской битвы в Волгоград приехал всемирно известный ансамбль "Эрепрайз", исполнивший, в частности, специально написанное сочинение Сергея Слонимского. Этой весной состоялась наконец первая долгосрочная акция - Фестиваль современной музыки "Волгоград-XXI: Спектры звука". Кроме голландских музыкантов, уже ставших в Волгограде желанными гостями (квартет саксофонов "Аурелия", дирижер Вим Бурман, под чьим управлением музыка современного голландского классика Луи Андриссена звучала не только в исполнении симфонического оркестра Центрального концертного зала, но и муниципального духового оркестра), в город приехал московский ансамбль "Студия новой музыки". "Студия новой музыки" в этом году уже немало поездила по российским городам в рамках российско-немецкого проекта "Einklang" - "Созвучие". Концертная программа в Волгограде так же, как и этот проект, была поддержана немецким Музыкальным фондом Эрнста фон Сименса и Немецким культурным фондом. Однако в программе "Студии" звучала русская музыка - от Рославца и Стравинского до Уствольской и Тарнопольского. Открывавшая концерт Камерная симфония (1927) Николая Рославца, законченная более чем полвека спустя композитором А.Раскатовым, сразу перекинула мост между наследием русских авангардистов двух поколений - ровесников века и ровесников "оттепели". Романтические, устремленные в будущее сочинения Рославца были несколько затушеваны и работой реконструктора, и дирижерским замыслом Игоря Дронова, стоявшего в тот вечер за пультом. Можно было сыграть это сочинение с романтическим размахом, но тогда, возможно, оно не было бы воспринято как некий шаг вперед по сравнению с миром музыки XIX столетия, где царствуют привычные слушателю эмоции. Завершавшее концерт сочинение "Кассандра" Владимира Тарнопольского, художественного руководителя "Студии новой музыки", более радикальное, с преобладанием нетрадиционных приемов игры на всем знакомых инструментах, оказалось понятным публике. Захватывающая дух экспрессия, напряженный, пророческий драматизм этой вещи в прочтении Игоря Дронова заставили публику напряженно вслушиваться в звукосочетания, от которых Верди, Легар и другие, безраздельно царящие на этой сцене в иные вечера, вздрогнули бы и серьезно призадумались о музыкальном происхождении того, что звучит. Но автору в этот вечер удалось снискать несомненную симпатию публики, которую удалось-таки увлечь накалом страстей. Неменьший интерес вызвали "Музыка для десяти" Александра Вустина (где музыканты, помимо своих прямых обязанностей, читали текст, пророчивший о грядущей революции - правда, Великой французской) и лаконично-монументальная четырехминутная (!) Четвертая симфония Галины Уствольской, написанная всего для четырех музыкантов, включая меццо-сопрано (солировала волгоградская певица Наталья Семенова). Сочинения эти, написанные одновременно с пьесой Тарнопольского (около 1991 года), развернули перед слушателем не только пеструю палитру индивидуальных стилей новой русской музыки, но и напомнили, возможно, о тех настроениях, которые вселяли в нас события далекой уже теперь эпохи начала 90-х годов. Наибольшим успехом, помимо эффектной "Кассандры", пользовалась неувядающая "История солдата" Стравинского, сыгранная в одном отделении с симфонией Рославца. Дирижер и ансамбль сыграли ее нарочито ярко, с "дьявольским" огнем в заключительном "Триумфальном марше черта", с щемящей русской ностальгией в "Скрипке солдата" и "импортной" - в "Танго" (солистка - скрипачка ансамбля Мария Ходина). Но даже если современная музыка вызывает у волгоградской публики всего лишь любопытство, то это уже та среда, в которой может появиться и подлинное понимание языка новой музыки, и, главное, потребность ее слушать. Не исключено, что может случиться и такое: пока некоторые столичные снобы пытаются выдать за современное искусство откровенный коммерческий китч и полувековой давности поп-арт, в провинции вырастет намного более грамотная и разбирающаяся в новой музыке аудитория. Акции, подобные "внезапно" появившемуся волгоградскому фестивалю, заставляют об этом размышлять. Также в рубрике:
|