Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 29 (7437) 29 июля - 4 августа 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеАктуальный парадизХудожники проявляют инициативу ВЫСТАВКАЮлия ЛЕБЕДЕВА
Форум художественных инициатив, традиционно проходящий в Новом Манеже, словно праздник Петра и Павла, осторожно намекает нам, что лето уже пошло на убыль. Что всегда было хорошо в этой выставке, проводимой уже девять лет подряд, так это эффект созидания: разморенные жарой члены художественного сообщества наконец-то сползаются в одно место показать свое искусство, себя и заодно обсудить дела. И хотя форум год от года разрастался по количеству участников, качественное совершенствование его шло медленно: как правило, программа представляла в основном начинающих художников из Москвы и провинции да пару-тройку известных имен, оказавшихся там как бы случайно. Но на этот раз бессменный куратор форума Георгий Никич всех приятно удивил.
В 2004 году мероприятие проходит под эгидой "Российско-германских культурных встреч 2003-2004". Форум, тема которого "Рай/Paradise", совместили с выставкой "На курорт! Искусство России сегодня", привезенной в Москву после показа в Кунстхалле города Баден-Баден в мае. Это сочетание придало мероприятию здоровый заряд и приток свежей крови. Райско-курортный синтез и диалог оказались интересны. Две части выставки имеют главное принципиальное отличие. "Райская" представляет размышления художников на заранее заданную тему (в этом постоянный принцип форума художественных инициатив), а "курортная", напротив, - отсутствие подобного императива: каждый делал всего лишь то, что сам хотел показать в Германии. Интересно, что название "На курорт!" было придумано перед самым отъездом в Баден-Баден, когда все авторы уже создали свои работы. Многих из них отсутствие заданной темы смущало - пуститься в свободное творческое плавание было не так просто. "Рай/Paradise" в Новом Манеже - это часть большого проекта, посвященного теме рая. Он разворачивался на протяжении почти всего прошлого года и включал в себя выставки в Петербурге, Новосибирске, Мюнхене. Самая масштабная интернациональная экспозиция "Paradise" была показана в берлинском бункере под Александерплатц. Теперь идея реализовалась и в Москве. Не говоря о "курортниках", даже "райскую" часть форума удостоили своим вниманием многие известные художники. Тут вам и Абалакова с Жигаловым ("ТОТАРТ"), и Батынков с Латышевым, и Богдалов с Калининым, и Гор Чахал, и Тишков, и Шутов, и непременный Герман Виноградов. Рассуждения художников о рае расплываются по двум направлениям. Рай - нечто приятное и неземное, или же это все-таки уже потустороннее, не-жизнь. Например, при входе на выставку не минуешь произведения Татьяны Добер и Александра Алексеева "Каждому свое". Эти слова были выкованы на заборе, отделяющем от мира концлагерь Бухенвальд. За решеткой была свобода, жизнь, для заключенных она подобна Эдему. С другой стороны, они были мучениками и, пройдя через смерть, тоже оказывались в раю. Привычна мысль, что рай - это то, что на небесах. И по выражению Георгия Никича, "небес на выставке хватает". Семиметровые крылья "паломничества ДУШИ на небо" Татьяны Баданиной ("Небо-рай") соединяют "курортную" и "райскую" зоны, перекрывая потолок вестибюля Манежа. Геннадий Гущин (фоторабота "Тени Нет") уподобляет прекрасное закатное небо "невидимой высшей обители "света", под конец сочетая пейзаж с текстом а-ля Эрик Булатов. Герман Виноградов со товарищи исполняют свою неизменную и каждый раз новую "Бикапонию небесного леса". Владимир Наседкин воплотил идею Малевича о кубе как геометрическом рае; екатеринбургская группа "Куда бегут собаки" оцифровывает бегущую в специальной конструкции воду, объясняя это как переход от материально-конкретного к абстрактному, чем, собственно, и является для нас рай; а для Ирины Затуловской, что явствует из названия ее работы, "РАЙЭТОЗАПАХ" (еды и женщины). А как же в раю без Адама и Евы? Андрей Бисти украшает тело первых людей мистическими татуировками, а художники из Владивостока Катя Кандыба и Игорь Демиденко рассказывают, как сладкая парочка в раю "Доигралась", иллюстрируя это уморительной кукольной камасутрой. Играет в самодельные куколки и Леонид Тишков: его "Небесные водолазы", которых он наделяет душами умерших предков, соединены разноцветными ленточками с небом. А Гор Чахал изобразил Царствие небесное в образе солнечной Троицы.Еще на форуме возникла отдельная тема "подглядывания" в рай. Ведь правда интересно хоть одним глазком взглянуть, хоть на минутку. Диана Мачулина видит парадиз словно сквозь щели между нестругаными досками сарая. Еще нужно обязательно зайти за занавеску, чтобы увидеть в буквальном смысле слова головокружительный рай-"рейв без звука" Миши Кубалля: "Пространство-речь-скорость". Посмотрев в дверной глазок, можно столкнуться с неприятным визитером: Гоша Острецов считает, что "путь в рай лежит через физическую смерть", каковая и поджидает на лестничной площадке. А рядом еще одна, но уже не страшная "подглядка" Сергея Шутова ("Наблюдение звезд и героев"). Художника давно занимает тема космоса. Его рай выглядит как человеческая жизнь на далекой планете, которую можно увидеть в телескоп. Кстати, С.Шутов - единственный, кто отметился в обоих проектах. Для выставки "На курорт!" он сделал, как всегда, очень неожиданную работу и, желая "обозначить сверхъестественное в стерильных выставочных залах", выступил в роли охотника за привидениями. В Баден-Бадене и в Москве художник сделал две отдельные вариации работы "Духи". За полупрозрачной тканью, почти как в сказке Астрид Линдгрен, "небольшие привидения с мотором, дикие, но симпатичные" медленно колышутся под компьютерно обработанную мелодию из "Щелкунчика". Из 35 художников из Баден-Бадена до Москвы доехали только 24, причем по дороге были утрачены звезды вроде Валерия Кошлякова и Бориса Михайлова. И все равно, что касается непосредственно выставки, "На курорте" оказалось лучше, чем в "Раю". Во-первых, здесь нет такой экспозиционной толкотни, во-вторых, гораздо выше художественный уровень подбора участников. К сожалению, не все произведения оказались транспортабельны, а от "Московского Парфенона" Николы Овчинникова (кстати, уже показанного на форуме 1997 года) осталось несколько колонн - березовых бревен, зависших под потолком, будто в невесомости. Елена Берг сделала проект памятника массовой культуре - поп-артистскую инсталляцию "Чупа-чупсы" из любимых и детьми, и взрослыми конфет почти в половину человеческого роста. А Сергей Бугаев (Африка) в композиции "Баден-Баден-2", в сопроводительном тексте попутно обвиняя русских и немцев в любви к кока-коле и отсутствии памяти, поднимает провокационную тему реституции произведений искусства после Второй мировой войны. Василий Слонов же болеет душой из-за уменьшения территории нашей страны (серия "Геополитика"). На сделанных из армейской шинели картах с каждым политическим катаклизмом все новый кусок отъедает моль. Особым вниманием посетителей пользуется аттракцион Викентия Нилина "Волшебное зеркало" автор называет его "наиболее емким символом человеческого тщеславия" и при помощи оптического трюка предлагает увидеть вампира в самом себе. Как и на всех выставках современного искусства, конечно, решающая роль отведена здесь фотографии. Николай Полисский дает отчет о проделанной им работе на поприще строительства плетеных конструкций. Олег Кулик показывает старый проект "Алиса vs. Лолита". Темой обнаженного тела с ним перекликается Татьяна Антошина: главную героиню в серии "Европа" исполняет знаменитая старушка тусовщица пани Броня. Но по зрелищности, как всегда, бесспорный лидер - Владислав Мамышев (Монро). На этот раз он перевоплотился в Федора Михайловича. Достоевский бывал в Баден-Бадене, предаваясь азартным утехам, и по мотивам своего путешествия написал роман "Игрок". А Достоевский у нас нынче в моде. При помощи цифровой камеры Монро создает великолепную, стебную пародию на глянец. Азарт - вещь опасная. И можно не ограничиться казино, а пойти дальше, сыграв в русскую рулетку. Тем более что Дмитрий Цветков в работе "Родной, убей авангардиста!" предлагает прекрасный выбор своего фирменного игрушечного оружия. Вот уж правда, застрелиться из такого револьвера - эстетическое наслаждение. Вспоминается еще и анекдот от Хармса, как Пушкин кричит Гоголю: "Смотри-ка, Тургенев саблю покупает! Давай мы с тобой ружье купим!" Тургенев испугался и в ту же ночь уехал в Баден-Баден". Тема курорта и рая - многозначный диалог. Поэтому в произведениях в обоих крыльях Манежа каждый может найти для себя массу смысловых пересечений. А на закуску - выставки в кафе "ПирОГИ" на Никольской (проект "Над/под") и на Дмитровке, где в рамках темы "Рай" Азамат Чеслав показывает курортную фотографию 1920 - 1930-х гг. в серии "Ненужная память". И здесь курорт обретает наконец осознанное определение рая на земле. Как сказал художник Ростан Тавасиев: "Стало быть, нужно честно и добросовестно трудиться на ниве искусства здесь, на грешной земле. Пока не поздно..." Также в рубрике:
|