Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 29 (7437) 29 июля - 4 августа 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрДеревья произрастают лежаПо следам временных тенденций сезона Наталия КАМИНСКАЯ
Идея собрать колонки, публиковавшиеся на странице "Театр" под рубрикой "Тенденция месяца", в единый итог театрального сезона лежала на поверхности. Казалось бы, чего проще? Скажем сами себе спасибо за то, что не ленились в каждый конкретный отрезок времени по мере сил осмысливать происходящее в сезоне. Ведь чем отличается прилежный студент от разгильдяя? Тем, что перед экзаменами может почитать собственную тетрадку с конспектами. Увы, театр - не математика, и простое сложение здесь не приводит к сумме. Однако польза от проделанной работы есть несомненная. Забавно, например, читая эти колонки, констатировать: еще каких-то три месяца назад приветствовали одно, бранили за другое, а ныне вышло совсем даже третье. Что такое хорошо и что такое плохо?Так, ближайшее по времени явление - обвал чеховских премьер. А наиболее удаленное - фестиваль "Новая драма" с его лозунгами "Долой Чехова с корабля современности". В результате же все по Чехову и вышло, то есть по справедливой мысли Тригорина: зачем толкаться, всем места хватит. Осень минувшего сезона гремела фестивалями, которые по времени буквально наезжали один на другой: "Новая драма" сменилась NETом (Новый европейский театр), венчавший его рижский "Ревизор" одновременно открывал "Балтийский дом" - первую акцию престижного петербургского фестиваля в Москве. Действие гоголевской комедии переносилось по воле режиссера А.Херманиса в советскую столовку 70-х годов. Апофеозом этой среды обитания становился общественный сортир (там чиновники давали взятки Хлестакову), чья загаженность своей натуралистической правдой дразнила воображение зрителей. Светлый образ канализации и сопутствующих ей аксессуаров не сходил, впрочем, с подмостков все осенние месяцы. Именно в этих обетованных местах персонажи ели, пили, занимались любовью, сводили счеты с жизнью или, напротив, размышляли о ее смысле. Но суть не в том, что отхожее место стало своего рода конечным пунктом исканий представителей нового театра. Образ, в конце концов, всего лишь образ, хоть и носит на себе следы конкретного мироощущения. Дело, как тогда (осенью) многим казалось, в том, что новый театр и нынешняя драматургия как его важная составляющая декларируют свой принципиальный отход от привычных театральных принципов: внятно рассказать человеческую историю, отчетливо выразить позицию симпатии или сострадания герою. Взамен предлагаются тотальные игры: с классическим наследием, с нравственной проблематикой, с формами и стилями, со снами и явью, добром и злом - со всем, чем угодно. Пиком такого предложения стал харьковский театральный хулиган А.Жолдак с его невероятными вариациями на тему "Одного дня Ивана Денисовича" А.Солженицына и шекспировского "Гамлета". Жолдак, без сомнения, искал скандала, каковой и не замедлил последовать: писатель (Солженицын, а не Шекспир, разумеется) выразил протест, критики переругались, в том числе и на страницах печатных изданий. Однако два, без сомнения, полезнейших фестиваля, возмутившие театральное спокойствие, закончились, и начался такой откат к традиции, какого трудно было ожидать. Выступила мощная фаланга актеров-корифеев: В.Лановой и Н.Тенякова ("Фредерик, или Бульвар преступлений", Театр им. Вахтангова), О.Табаков ("Последняя жертва", МХАТ им. Чехова), И.Чурикова, О.Янковский, А.Збруев ("Все оплачено", Ленком). Их яркая игра в принципиально добротных и неноваторских постановках читалась как "наш ответ Чемберлену". Дескать, вы тут кувыркайтесь как хотите, а мы покажем проверенный класс, и зритель поймет, что такое хорошо, а что такое плохо. И показали. И зритель понял. Хотя рассматривать зрителя, в особенности московского, как однородную биомассу - грубая ошибка, и на поверку у спектакля "Кислород" в Театре. doc, оказывается, не меньше поклонников, чем у той же "Последней жертвы". Догнать и перегнать БродвейНа рубеже Нового года драматический театр внезапно занесло на смежные территории. Пьеса "Чайка" предстала в опереточном виде (Школа современной пьесы). В Театре им. Пушкина сыграли мюзикл под названием "Ночи Кабирии", некий ностальгический ремейк сюжетов Феллини, протанцованный и пропетый на музыку Р.Паулса молодыми артистами труппы. В известном театральном агентстве "БОГИС" родился странный спектакль "Человек из ресторана" по повести И.Шмелева. Поставивший его режиссер-неофит А.Лукьянов заставил актеров протанцевать едва ли не половину этой классически грустной российской истории. Хулиган со стажем П.Мамонов сочинил спектакль-балет по мотивам сказки "Снежная королева", где, впрочем, ни сама сказка, ни балет как жанр опознать было невозможно. Ходом "от противного" стал "Учитель танцев" Лопе де Веги с самим Гедиминасом Тарандой в роли славного Альдемаро (Театр им. Моссовета). Знаменитый танцовщик был взят на эту роль менее всего для исполнения своих прямых обязанностей, ибо из солнечной комедии в этом спектакле намеренно изъяли ее природную музыкально-романтическую стихию. Разной степени успешные и плачевные результаты этих попыток драматического театра переменить свою участь тем не менее стоит взять на заметку. Все же есть в этом какая-то детская "безбашенность" - запеть-затанцевать у себя дома, в то время как собственно мюзиклы, наше новейшее театральное предприятие, очевидно, терпят крах. Догнать и перегнать Бродвей пока не получилось. Никто не сказал "NET"А по весне началось самое уважаемое и самое серьезное - Чехов с Островским, Шекспир с Булгаковым и Горьким. Великие пьесы, за редким исключением, взялись ставить именно режиссеры среднего и молодого возраста. "Белую гвардию" в чеховском МХАТе - С.Женовач, "Ричарда III" в Сатириконе - Ю.Бутусов, "Мещан" (опять во МХАТе) - К.Серебренников, "Грозу" в Современнике - Н.Чусова, "Дядю Ваню" в Табакерке - М.Карбаускис. Ожидалось, что новые формы столкнутся с традицией, что будет кому в нашем театре сказать "NET" старым прочтениям - пусть со скандалом, но ярко выраженно и внятно. Однако "NET", по большому счету, не сказал никто. Умудрились, по примеру чеховского Тригорина, "и тут и там". Правда, в отличие от последнего, скорее всего, не от слабости характера, а от недостаточности запаса слов. Сегодняшним людям театра, далеким от иллюзий, уже ясно, что с классикой можно делать все, что угодно. Лишь одно обстоятельство, как выяснилось, все еще не утратило своего первозданного смысла: если берешься за материал, на котором уже сотни раз высказались твои, в том числе и выдающиеся, предшественники, знай, по крайней мере, что ты хочешь сказать сам. Наиболее смелой в новой режиссерской компании оказалась Н.Чусова, с наскока ворвавшаяся в пьесу "Гроза". "Сказать" ей, впрочем, удалось мало, скорее, "показать" - да и то местами то, что уже было показано. Далее - К.Серебренников, чьи "Мещане" - смесь робкого уважения к старшим с молодым вопрекизмом. Бутусовский "Ричард III" - стройная и достойная работа, в которой центральная фигура пьесы в исполнении К.Райкина уже обеспечивает успех. Хотя курс нынешних умов на снижение всех выспренних материй здесь отчетливо виден. У Бутусова трагедия снижена до фарса. У С.Женовача ("Белая гвардия", спектакль гармоничный и обаятельный) - до истории про жизнь замечательных людей. У М.Карбаускиса ("Дядя Ваня"), который, на мой взгляд, прочел Чехова куда более грамотно и адекватно, чем его маститые коллеги А.Шапиро ("Вишневый сад", МХАТ) и А.Кончаловский ("Чайка", Театр им. Моссовета), тоже обнаружилась некая робость перед текстом и перед сценой - подобного в его пока еще короткой режиссерской биографии до этого не было. Вообще-то критикам угодить невозможно. Новый театр нам недоварен и пересолен. Спокойное мышление в прежнем русле недодает дерзости и размаха. Тотальные игры обделены смыслом. Вдумчивое чтение свидетельствует о том, что "ничего не придумано". Однако и нас понять можно. Вон сколько талантов, хороших и разных. Сколько манер, имиджей, интересов и амбиций. Гармонии хочется. Или шока. Чего-то большого и сильного. Скажете, для этого лучше не в театр ходить, а в зоопарк или на стадион? Смотреть на слона либо на экстремальные виды спорта? А театр - он такой же, как наша жизнь? Может быть. Даже, скорее всего, так оно и есть. Также в рубрике:
|