Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 29 (7437) 29 июля - 4 августа 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Деревья произрастают лежа

По следам временных тенденций сезона

Наталия КАМИНСКАЯ
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Сцена из спектакля "Ричард III"

Идея собрать колонки, публиковавшиеся на странице "Театр" под рубрикой "Тенденция месяца", в единый итог театрального сезона лежала на поверхности. Казалось бы, чего проще? Скажем сами себе спасибо за то, что не ленились в каждый конкретный отрезок времени по мере сил осмысливать происходящее в сезоне. Ведь чем отличается прилежный студент от разгильдяя? Тем, что перед экзаменами может почитать собственную тетрадку с конспектами. Увы, театр - не математика, и простое сложение здесь не приводит к сумме. Однако польза от проделанной работы есть несомненная. Забавно, например, читая эти колонки, констатировать: еще каких-то три месяца назад приветствовали одно, бранили за другое, а ныне вышло совсем даже третье.

Что такое хорошо и что такое плохо?

Так, ближайшее по времени явление - обвал чеховских премьер. А наиболее удаленное - фестиваль "Новая драма" с его лозунгами "Долой Чехова с корабля современности". В результате же все по Чехову и вышло, то есть по справедливой мысли Тригорина: зачем толкаться, всем места хватит. Осень минувшего сезона гремела фестивалями, которые по времени буквально наезжали один на другой: "Новая драма" сменилась NETом (Новый европейский театр), венчавший его рижский "Ревизор" одновременно открывал "Балтийский дом" - первую акцию престижного петербургского фестиваля в Москве. Действие гоголевской комедии переносилось по воле режиссера А.Херманиса в советскую столовку 70-х годов. Апофеозом этой среды обитания становился общественный сортир (там чиновники давали взятки Хлестакову), чья загаженность своей натуралистической правдой дразнила воображение зрителей. Светлый образ канализации и сопутствующих ей аксессуаров не сходил, впрочем, с подмостков все осенние месяцы. Именно в этих обетованных местах персонажи ели, пили, занимались любовью, сводили счеты с жизнью или, напротив, размышляли о ее смысле. Но суть не в том, что отхожее место стало своего рода конечным пунктом исканий представителей нового театра. Образ, в конце концов, всего лишь образ, хоть и носит на себе следы конкретного мироощущения. Дело, как тогда (осенью) многим казалось, в том, что новый театр и нынешняя драматургия как его важная составляющая декларируют свой принципиальный отход от привычных театральных принципов: внятно рассказать человеческую историю, отчетливо выразить позицию симпатии или сострадания герою. Взамен предлагаются тотальные игры: с классическим наследием, с нравственной проблематикой, с формами и стилями, со снами и явью, добром и злом - со всем, чем угодно. Пиком такого предложения стал харьковский театральный хулиган А.Жолдак с его невероятными вариациями на тему "Одного дня Ивана Денисовича" А.Солженицына и шекспировского "Гамлета". Жолдак, без сомнения, искал скандала, каковой и не замедлил последовать: писатель (Солженицын, а не Шекспир, разумеется) выразил протест, критики переругались, в том числе и на страницах печатных изданий.

Однако два, без сомнения, полезнейших фестиваля, возмутившие театральное спокойствие, закончились, и начался такой откат к традиции, какого трудно было ожидать. Выступила мощная фаланга актеров-корифеев: В.Лановой и Н.Тенякова ("Фредерик, или Бульвар преступлений", Театр им. Вахтангова), О.Табаков ("Последняя жертва", МХАТ им. Чехова), И.Чурикова, О.Янковский, А.Збруев ("Все оплачено", Ленком). Их яркая игра в принципиально добротных и неноваторских постановках читалась как "наш ответ Чемберлену". Дескать, вы тут кувыркайтесь как хотите, а мы покажем проверенный класс, и зритель поймет, что такое хорошо, а что такое плохо. И показали. И зритель понял. Хотя рассматривать зрителя, в особенности московского, как однородную биомассу - грубая ошибка, и на поверку у спектакля "Кислород" в Театре. doc, оказывается, не меньше поклонников, чем у той же "Последней жертвы".

Догнать и перегнать Бродвей

На рубеже Нового года драматический театр внезапно занесло на смежные территории. Пьеса "Чайка" предстала в опереточном виде (Школа современной пьесы). В Театре им. Пушкина сыграли мюзикл под названием "Ночи Кабирии", некий ностальгический ремейк сюжетов Феллини, протанцованный и пропетый на музыку Р.Паулса молодыми артистами труппы. В известном театральном агентстве "БОГИС" родился странный спектакль "Человек из ресторана" по повести И.Шмелева. Поставивший его режиссер-неофит А.Лукьянов заставил актеров протанцевать едва ли не половину этой классически грустной российской истории. Хулиган со стажем П.Мамонов сочинил спектакль-балет по мотивам сказки "Снежная королева", где, впрочем, ни сама сказка, ни балет как жанр опознать было невозможно. Ходом "от противного" стал "Учитель танцев" Лопе де Веги с самим Гедиминасом Тарандой в роли славного Альдемаро (Театр им. Моссовета). Знаменитый танцовщик был взят на эту роль менее всего для исполнения своих прямых обязанностей, ибо из солнечной комедии в этом спектакле намеренно изъяли ее природную музыкально-романтическую стихию. Разной степени успешные и плачевные результаты этих попыток драматического театра переменить свою участь тем не менее стоит взять на заметку. Все же есть в этом какая-то детская "безбашенность" - запеть-затанцевать у себя дома, в то время как собственно мюзиклы, наше новейшее театральное предприятие, очевидно, терпят крах. Догнать и перегнать Бродвей пока не получилось.

Никто не сказал "NET"

А по весне началось самое уважаемое и самое серьезное - Чехов с Островским, Шекспир с Булгаковым и Горьким. Великие пьесы, за редким исключением, взялись ставить именно режиссеры среднего и молодого возраста. "Белую гвардию" в чеховском МХАТе - С.Женовач, "Ричарда III" в Сатириконе - Ю.Бутусов, "Мещан" (опять во МХАТе) - К.Серебренников, "Грозу" в Современнике - Н.Чусова, "Дядю Ваню" в Табакерке - М.Карбаускис. Ожидалось, что новые формы столкнутся с традицией, что будет кому в нашем театре сказать "NET" старым прочтениям - пусть со скандалом, но ярко выраженно и внятно. Однако "NET", по большому счету, не сказал никто. Умудрились, по примеру чеховского Тригорина, "и тут и там". Правда, в отличие от последнего, скорее всего, не от слабости характера, а от недостаточности запаса слов. Сегодняшним людям театра, далеким от иллюзий, уже ясно, что с классикой можно делать все, что угодно. Лишь одно обстоятельство, как выяснилось, все еще не утратило своего первозданного смысла: если берешься за материал, на котором уже сотни раз высказались твои, в том числе и выдающиеся, предшественники, знай, по крайней мере, что ты хочешь сказать сам.

Наиболее смелой в новой режиссерской компании оказалась Н.Чусова, с наскока ворвавшаяся в пьесу "Гроза". "Сказать" ей, впрочем, удалось мало, скорее, "показать" - да и то местами то, что уже было показано. Далее - К.Серебренников, чьи "Мещане" - смесь робкого уважения к старшим с молодым вопрекизмом. Бутусовский "Ричард III" - стройная и достойная работа, в которой центральная фигура пьесы в исполнении К.Райкина уже обеспечивает успех. Хотя курс нынешних умов на снижение всех выспренних материй здесь отчетливо виден. У Бутусова трагедия снижена до фарса. У С.Женовача ("Белая гвардия", спектакль гармоничный и обаятельный) - до истории про жизнь замечательных людей. У М.Карбаускиса ("Дядя Ваня"), который, на мой взгляд, прочел Чехова куда более грамотно и адекватно, чем его маститые коллеги А.Шапиро ("Вишневый сад", МХАТ) и А.Кончаловский ("Чайка", Театр им. Моссовета), тоже обнаружилась некая робость перед текстом и перед сценой - подобного в его пока еще короткой режиссерской биографии до этого не было.

Вообще-то критикам угодить невозможно. Новый театр нам недоварен и пересолен. Спокойное мышление в прежнем русле недодает дерзости и размаха. Тотальные игры обделены смыслом. Вдумчивое чтение свидетельствует о том, что "ничего не придумано". Однако и нас понять можно. Вон сколько талантов, хороших и разных. Сколько манер, имиджей, интересов и амбиций. Гармонии хочется. Или шока. Чего-то большого и сильного. Скажете, для этого лучше не в театр ходить, а в зоопарк или на стадион? Смотреть на слона либо на экстремальные виды спорта? А театр - он такой же, как наша жизнь? Может быть. Даже, скорее всего, так оно и есть.

Также в рубрике:

ТЕАТР

КНИГИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;