Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 29 (7437) 29 июля - 4 августа 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

КОНСТАНТИН БРОНЗИТ: "Как рыба, ищу, где глубже"

Беседу вела Светлана ХОХРЯКОВА
Фото Сергея ТЯГИНА


К.Бронзит

На завершившемся на днях XIII Международном фестивале детских и юношеских фильмов в Монтевидео российская картина "Божество" Константина БРОНЗИТА получила первый приз в номинации "Лучший короткометражный мультфильм". Зимой в российский прокат выйдет его новый полнометражный анимационный фильм "Алеша Попович и Тугарин Змей". Продюсер Сергей Сельянов на презентации проекта в рамках Сочинского кинорынка назвал его семейным мультфильмом, то есть рассчитанным на семейный просмотр. Сам Константин Бронзит в рекомендациях давно не нуждается. Его картины обошли десятки фестивалей, на которых получали множество наград. Среди последних его работ - "Божество" и "Карлик Нос", где он выступал в качестве художественного руководителя. Представляя свой новый проект в Сочи сразу после презентации картины "Папа" В.Машкова, Бронзит начал что-то говорить извиняющимся голосом, что, мол, не задержит долго внимания уважаемой аудитории и так далее в том же роде. Эта вечная стеснительность наших аниматоров, задвигающих себя в тень игрового кино, поражает.

- Действительно, так получилось, что я оказался в ситуации извиняющегося. Главная беда анимационных режиссеров в том, что мы всегда в тени. С этим приходится мириться. Нас никто не знает, хотя знают наши фильмы. Всякий раз повторяется ситуация: вот я это сделал, посмотрите на меня. Но завтра все равно тебя забудут. Это все, что я могу сказать.

Кадр из фильма "Алеша Попович и Тугарин Змей"

    

- Насколько сложно сегодня живется человеку, занимающемуся анимацией?

- Возможно, вы удивитесь, услышав мой ответ. С тем же знаком равенства можно сегодня спросить о том, насколько тяжело живется актеру или режиссеру игрового кино. Конечно, все зависит от уровня режиссера или актера. Кто-то преуспевает, а кто-то бедствует. У меня, слава Богу, все в порядке. Но у массы режиссеров нет денег на их проекты, нет заказов и работы.

    

- А вы занимаетесь исключительно собой либо инициируете проекты для других тоже?

- Да, занимаюсь собой, и это главное мое счастье - возможность творить. Это с одной стороны, но с другой - "Алеша Попович и Тугарин Змей" - чисто коммерческий проект. Мне его предложили. Мы сообща прочитали сценарий, и я решил, что это может быть интересно. Написал сценарий, можно сказать, с луны свалившийся человек - Максим Свешников, совсем молодой, лет двадцати, откуда-то с Украины. Учился чуть ли не в техническом институте. Но мы перевернули его сценарий с ног на голову. Работаем вместе с Сергеем Сельяновым, который продюсировал мой фильм "Божество", а потом мы работали над "Карликом Носом", где я был вроде консультанта и худрука. "Карлик Нос" в итоге пошел по кинотеатрам, а "Божество" - по фестивалям.

Кадр из фильма "Алеша Попович и Тугарин Змей"

    

- Почему возникает именно Алеша Попович и именно сейчас, а не какой-то иной герой?

- Это удача. Это фигура. Это приятно смотреть. Это не что-то про капитана Немо, а наше российское кино и всем знакомый с детства персонаж. Но если бы был написан сценарий того же качества не про Алешу Поповича, а про капитана Немо или Геракла, то мы бы выбрали его. Слава Богу, написали про Алешу Поповича. Мы планируем сделать 86-минутный фильм. Где-то шестьдесят процентов фильма уже сделано. В Голливуде на такой проект отводится пять-шесть лет. Продолжаем рисовать, и это продлится все лето. Сценарий разрабатывается и уточняется, параллельно пишется звук, работают актеры.

    

- Пригласили звезд? Не хотите повторить опыт "Шрэка", в котором задействованы актеры уровня Бандераса и Руперта Эверетта?

- У нас актеров-звезд нет. И в этом нет ничего страшного, и лично мне безразлично, звезды они или нет. Важно, чтобы актер абсолютно точно "сел" в персонажа. Существеннее то, станет ли фильм звездным или нет. Я бы, конечно, не отказался от Джека Николсона, но опять-таки при условии, если он точно попадал бы в персонаж. Процесс этот сложный. Одна из главных ролей у нас не озвучена, ищем голос, пробовались многие актеры, но поиск продолжается.

    

- Студия "Мельница", на которой создается ваш фильм, она - ваша, какое вы к ней имеете отношение?

- Она не моя. Главный там человек - Александр Боярский. С ним мы когда-то начинали на "Леннаучфильме", и постепенно все это выросло в самостоятельную анимационную студию. Что касается меня, то сегодня я здесь, завтра - там. Меня это очень устраивает. Кто предложит интересный проект - к тому и пойду. Я, как рыба, которая ищет, где глубже. Быть продюсером - особый талант. У меня его нет. Я - режиссер и хочу заниматься своим делом.

    

- Думаете, что в нашей стране полнометражная анимация может побить рекорды в прокате, как это происходит, скажем, в Японии?

- "Карлик Нос" в этом смысле был очень важным проектом. От него многое зависело. За последние десять - пятнадцать лет ничего подобного не появлялось, и было важно, насколько успешно сложится его прокатная судьба. От этого зависело и само существование студии "Мельница". Сам факт того, что мы тут же после "Карлика Носа" запустили следующую полнометражную анимационную картину, отвечает на ваш вопрос. Сергей Сельянов, а он - выдающийся продюсер, стал заниматься этой продукцией, и весьма успешно. По меркам российского проката "Карлик Нос" очень неплохо прошел. Поэтому мы работаем дальше и рассчитываем на то, что тенденция эта будет укрепляться. Есть все основания предполагать, что "Алеша Попович" будет прокатан еще успешнее.

    

- Считается, что проблема "Карлика Носа" в том, что это не вполне русское кино, а сделанное по американским лекалам. Каков будет "Алеша Попович"?

- Обвинения в какой-то мере справедливые. Но это ведь была немецкая история, а не русская. Кроме того, у нас несколько ошибочное и поверхностное представление о том, что такое полнометражный анимационный фильм. Если все сделано качественно, все вылизано, тут же вспоминают Голливуд. Но это традиции не только Голливуда, а качественного анимационного кино как такового. Наша старая "Снежная королева" или "Путешествие Нильса с дикими гусями" - чем это не Голливуд? Такая же традиция. Все полноценно прорисовано, шевелится все честно, не как в японской анимации. Кино должно быть смотрибельно и держать внимание зрителя. В этом смысле "Алеша Попович", надеюсь, станет таким же классическим вариантом. Семьдесят лет назад зародился Дисней, и это знак качества. И сейчас так принято рисовать. Дизайн может быть другим. "Алеша Попович" - нормальная сказочная история, чуть более декоративная в сравнении с "Карликом Носом", более условная. В ней, правда, не будет столь откровенного запаха Голливуда, но все будет качественно и добротно.

    

- А каково соотношение рукотворности и новых технологий?

- Практически все полнометражное анимационное кино рукотворно. В том числе и "Шрек". Невероятное стандартное и распространенное заблуждение: "А, это компьютер!" Но что такое компьютер? Это такой же карандаш, средство, инструмент. Мы же не говорим про графическую картину: "А, так это у него карандаш хороший!" За компьютером сидит человек и командует машиной. Эстетика фильма зависит от того, как все там шевелится, насколько пластично. Это работа художника-аниматора. Все рукотворно. Просто у человека в руках мышка от компьютера, а не карандаш. Машина сама по себе ничего не делает. Волшебства никакого нет. Все зависит от таланта человека, его культуры, образования.

    

- Сколько людей у вас задействовано?

- Примерно 150 человек, включая обслуживающий персонал. Из них человек 70 - это аниматоры, прорисовщики, контуровщики, занимающиеся ручной работой.

    

- И все эти люди получают адекватные деньги за свой труд?

- Как вам сказать. Спросите каждого на студии, и вы услышите разные ответы. Совсем бедно никто не живет, так, чтобы думать о том, на что хлеба купить. Но всегда хочется большего. Главный показатель тот, что люди работают, я не слышал, чтобы кто-то уволился.

    

- А бюджет у "Алеши Поповича" большой?

- Где-то 1,5 миллиона долларов. Даже по российским меркам это довольно скромный бюджет. Как было пафосно заявлено, анимационные проекты "Князь Владимир" или "Щелкунчик" обойдутся в 10 миллионов евро, но пока только один шум. У нас таких денег нет. Слава Богу, что не стало хуже, что сохраняется интерес к полнометражному анимационному кино, которое только-только набирает обороты. Бюджет у "Алеши Поповича" поменьше, чем у "Карлика Носа", но и срок реализации короче. Богаче мы не стали, но зарплата у аниматоров выше той, что была два-три года назад в период работы над "Карликом Носом". Иначе мы бы просто растеряли людей. Но говорить о том, что дышать стало легче, рановато.

    

- А у вас не было проблем с религиозными деятелями после выхода "Божества"?

- Я слышал неоднократно слова о том, что фильм снял хороший, но ведь это же богохульство. Говорили и менее радикальные вещи, что-то вроде того, что лучше подобных тем не касаться, а это свидетельствует о несколько поверхностном понимании фильма. Да, статую Шивы свергают с ее места, но паучок, появляющийся на экране, - это некое перевоплощение божества. Шива должен был перевоплотиться, чтобы победить назойливую муху. Простая мысль, которая с ходу читается людьми, интересующимися Востоком и индийской мифологией чуть-чуть больше, чем другие. Фестивальная судьба - главный показатель для авторского кино. А она оказалась гораздо успешнее, чем я ожидал. "Божество" собрало пятнадцать или шестнадцать международных наград. Если бы в нем таилось что-то не то, не было бы такой отдачи. Фильм принимается, в Америке в том числе, хотя там к вопросам религии относятся очень щепетильно. В Бомбее пройдет в ближайшее время фестиваль, и мы хотим отправить "Божество" туда. Жду этого невероятно, чтобы уже закрыть тему для всех, кто потом будет по данному поводу что-то говорить. Я уверен, что в Индии фильм примут.

    

- А вы сами занимаетесь судьбой своих картин?

- Я удачлив в том смысле, что всеми моими картинами, за редким исключением, занимаются студии. Так было с фильмом "На краю земли", так это происходит с "Божеством". Напечатать и разослать копии на фестивали стоит денег, пробомбить картины, заинтересовать ими - все это сложно. Я только контролирую ситуацию, интересуюсь движением фильма.

    

- "Алеша Попович" какая по счету ваша картина?

- Я задумался о том, соврать вам или нет. Если честно, то, к сожалению, это седьмая или восьмая картина. С одной стороны, я счастлив, потому что рано начал, сразу после армии, когда не умел ничего, но очень хотел делать кино. Наломал много дров. В моем послужном списке есть картины, которые я хотел бы сжечь, чтобы их никогда никто не увидел. Потому что реально, как режиссер, я стал интересен гораздо позднее. Пожалуй, неплохая работа - пятая. Есть три-четыре картины, которые я даже не заявляю в своей фильмографии.

    

- Можно ли сегодня говорить о российской анимационной школе как таковой?

- О ней можно говорить всегда. Не скажу, что она процветает, но живет полноценно. Ее создают люди. Есть традиции, преемственность поколений. Есть молодые режиссеры, их немного, но они есть. Десять - пятнадцать человек по стране делают заметные картины, на которые стоит обратить внимание. И они тоже родились на основе российской анимационной школы, учились у мастеров - Хитрука, Назарова, Норштейна, Татарского...

    

- У вас какое образование?

- Высшие режиссерские курсы. Но образование - это и общение с любым мастером, например с Хитруком, анализ того, что увидел хорошего и плохого, просмотр фильмов на фестивалях. До курсов окончил питерскую Муху, факультет дизайна, который никакого отношения к анимации не имеет, но позволил мне поступить на курсы, требовавшие корочку о высшем образовании. К моменту поступления я уже сделал несколько фильмов и мое имя немножечко знали.

    

- Все у вас складывается хорошо, но наверняка чего-то не хватает?

- Сложный вопрос. Я должен подумать, прежде чем на него ответить. Счастливый человек тот, у которого есть дом и работа и там, и там все хорошо. Проектов в моей голове больше, чем можно физически уделить им времени. Будь его больше, что-то бы поправил, доделал. Фильм ведь каждый раз не безупречен. До конца не получаешь того, что хотел бы. Это бесконечный процесс. У меня есть дочь трех с половиной лет, скоро будет пополнение в семействе. Пожалуй, у меня есть все.

Также в рубрике:

КИНО

СНИМАЕТСЯ КИНО

ВИДЕО

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;