Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 34 (7493) 1 - 7 сентября 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первое сентябряКуда уходит препод?В сельской местности не хватает учителей всех специальностей Лариса РОМАНОВСКАЯ 1 сентября тысячи учителей как обычно выйдут на работу, тысячи детей с пышными букетами заполнят школьные классы, а студенты - аудитории, и все, казалось бы, пойдет по давно заведенному порядку. Как будто нет и не предвидится никаких реформ, которые между тем уже идут полным ходом... По статистике, за десять лет обучения в школе в среднем у ученика сменяются три преподавателя по русскому языку и литературе, два - по математике, три - по иностранному языку. Молодые учителя уходят искать более хлебное место. Пять лет подряд они изучают наследие Макаренко и Песталоцци, выслушивают фразы об ответственности, ложащейся на плечи учителя, пробуют составлять учебный план и на всю жизнь запоминают тишину в классе перед началом своего первого урока. Но, став обладателем заветного диплома, мало кто из выпускников педагогического вуза отнесет его в среднюю общеобразовательную школу. Свой профессиональный праздник новоиспеченные учителя гораздо чаще встречают в стенах современного офиса, нежели в учебном кабинете. Причин, заставляющих вчерашнего одиннадцатиклассника подать документы в педагогический вуз, может быть сколько угодно. Среди наиболее часто встречающихся ответов - "А сюда поступить гораздо легче, чем на филфак университета" (мехмат, в иняз и т.д.). Если учесть, что во многом программа двух сопоставляемых вузов совпадает, то логика подобного поступка понятна. Нервотрепки при поступлении меньше, а возможность изучать любимую науку - есть. На втором месте среди ответов на этот вопрос - "Ну надо же иметь диплом о высшем образовании". Логика все та же - поступить в педагогический легче, чем в другой вуз, особенно мальчику, особенно если не надо сдавать точные науки, а диплом государственного образца - вещь крайне полезная. И лишь немногие студенты пединститута честно могут сказать: "Я люблю детей и хочу с ними работать". Впрочем, даже эта, редко встречающаяся категория студентов, отнюдь не всегда потом задерживается в школе. Причина, по которой в школу не идут даже альтруисты от педагогики, банальна, грустна и общеизвестна. В средних общеобразовательных заведениях очень маленькая зарплата. Лучше всего в этом смысле обстоит дело в московских школах. По словам руководителя Департамента образования Москвы Любови Петровны Кезиной, в этом году минимальная зарплата московских учителей увеличилась на треть и составит девять тысяч рублей. В регионах же средняя зарплата работника образования - пять тысяч. И это если не принимать во внимание задолженность по выплатам, победить которую так и не удалось. Нынешний министр образования Андрей Фурсенко, выступая на краевом совещании по проблемам модернизации системы образования, проходившем в Хабаровске неделю назад, назвал зарплату российских учителей "национальным позором". Посетовав, что денег, которые выделены в федеральном бюджете на следующий год, все равно не хватит на то, чтобы покрыть самые необходимые расходы, Фурсенко подчеркнул необходимость поиска "альтернативных источников роста дохода учителей". "Переход на нормативное финансирование в сфере образования уже давно назрел. Надо подумать, как органы общественного управления школ могли бы заработать наиболее эффективно", - констатировал министр. Сейчас, как и тридцать лет назад, самым распространенным "альтернативным источником дохода" является классическое репетиторство. Но в этой сфере, как правило, востребованы учителя по иностранному и русскому языку, математике и физике с химией. Биология, география, история и музыка с ИЗО чаще всего изучаются просто в рамках школьной программы. В частных гимназиях и лицеях учителя получают гораздо больше, чем в государственных школах. Но попасть в штат такого заведения с улицы неопытному выпускнику практически нереально. Работать пару лет за двести долларов в месяц, только для того, чтобы когда-то потом получать в два раза больше, способен отнюдь не каждый молодой педагог. Преподаватели иностранных языков становятся переводчиками, "русички и литераторы" - журналистами, менеджерами, специалистами по рекламе, корректорами, риэлторами, дефектологи порой уходят в частные медицинские учреждения или занимаются частной практикой, потенциальных преподавателей физкультуры можно найти среди сотрудников охранных агентств и управлений внутренних дел. Многие из них до сих пор с грустью вспоминают свою школьную практику. Они бы с удовольствием вернулись в школьные классы, если бы за пребывание у доски и в учительской платили столько же, сколько за их нынешнюю работу. Но все-таки молодые учителя встречаются в природе. С 1995 года в Москве открылось пять государственных вузов, готовящих будущих педагогов. Даже если смириться с тем, что большая часть новоиспеченных учителей выбирает другую профессию, небольшой процент выпускников пединститутов все-таки идет работать в школу. У одних молодых учителей заниженные материальные требования. Пока нет своего ребенка, который требует серьезнейших денежных затрат, можно позволить себе любить других детей. У других юных педагогинь в отношении финансов проблем нет вообще. Если есть обеспеченные родители или спутник жизни, то можно позволить себе такую роскошь, как работать в удовольствие. Если же такой возможности нет, то педагог с новеньким дипломом идет работать совсем в другую область. В школе остаются те, кто несет вахту за учительским столом и двадцать, и тридцать пять лет. Возраст не тот, здоровье не то, нынешние дети - вообще "полный ужас", но идти больше уже некуда, только разве на пенсию. И только первая учительница, как правило, пока еще остается неизменной. Правда, многие преподаватели начальных классов успевают подготовить только один выпуск. Дотягивают своих малышей до четвертой четверти третьего класса, провожают из начальной школы в новую жизнь и начинают свою новую жизнь. Такую, где нет общественной нагрузки, подготовки к урокам, родительских претензий, зато есть возможность заработать нормальные деньги. СТАТИСТИКАЕсли сравнивать этот учебный год с 1995-м, считающимся самым неблагополучным в отношении педагогических кадров, сейчас дела обстоят не так плохо. Во всяком случае, если судить по традиционным педагогическим собраниям, проходящим в последние дни августа. Отсутствие вакансий в школах объясняется достаточно просто: большинство преподавателей работает на полторы или две ставки, что позволяет получать более приличную зарплату. Выпускникам же педагогических вузов, идущим работать в сельские школы, областные администрации обещают помочь с решением квартирного вопроса. В Костромской области, по словам начальника управления городского образования Виталия Шахваранова, "тенденция роста вакансий в системе образования пошла на спад. В системе образования города заняты более 4600 педагогов, 68 процентов из них - специалисты с высшим образованием. Свободных вакансий практически нет". В Тюмени вообще впервые за последние пять лет школы "укомплектованы педагогическими кадрами на сто процентов". В Перми не хватает 297 учителей-предметников. Но это на 120 человек меньше, чем в 2004-м учебном году. По словам заместителя начальника управления образования Череповца Натальи Стрижовой, количество вакансий в череповецких школах сократилось в два с половиной раза. "Необходимо 57 учителей. В августе 2004 года требовалось 137 преподавателей. По-прежнему дефицитными остаются учителя-предметники. Требуется 9 преподавателей труда, 5 - истории, по 2 - русского языка, математики и физики, 1 - немецкого языка. Ситуация с кадрами не так катастрофична, как в прошлом году, благодаря социальной поддержке педагогов. Это городская ежемесячная доплата 1600 рублей из городского бюджета, освобождение педагогов от оплаты за детские дошкольные учреждения (примерно 750 рублей в месяц). В прошлом году сфере образования было выделено 40 квартир, жилищные условия улучшили 57 семей. Сейчас учителя получат еще 28 квартир". Заместитель начальника управления образования администрации Новосибирской области Александр Янин посетовал на нехватку учителей физкультуры и ОБЖ. Впрочем, по его словам, "возможно, кадры пополнятся за счет студентов Новосибирского педагогического университета". Дефицит преподавателей иностранного языка за последние годы удалось ликвидировать. По словам Янина, "в области была введена специальная программа, по которой учителя других специальностей могли переучиться на преподавателя иностранного за счет областного бюджета. Кадровые потребности начальной школы покрываются выпускниками педагогических колледжей и училищ. В сельской местности предпринимаются очень серьезные меры по обеспечению учителей жильем - ремонтируются старые квартиры, учителям даются ссуды, районные администрации арендуют для молодых учителей квартиры. Еще одна мера решения кадрового голода на селе - целевая контрактная подготовка, по которой студент из того или иного села учится в Педуниверситете за счет бюджета и возвращается на родину работать учителем. Летом 2005 года был первый выпуск по этой программе". В Ростовской области, где не хватает преподавателей иностранного языка, информатики и физкультуры, самый большой дефицит учителей испытывают сельские школы. "Молодых специалистов дефицитных специальностей в городе перекупают коммерческие фирмы". По словам работников Ростовского минобразования, "возможным выходом из этой ситуации может стать восстановление целевого распределения в вузах. Например, глава района, давая абитуриенту направление в вуз, должен заключать с ним договор об обязательном распределении последнего в школу по окончании вуза и отработке "целевиком" как минимум 3 - 4 года по распределению, в противном случае отказник должен будет возвращать деньги за учебу в бюджет муниципалитета". Также в рубрике:
|