Пламя над озером
Брегенц: другая опера
Михаил МУГИНШТЕЙН
Брегенц
 |
Сцена из спектакля "Трубадур" |
Маленький Брегенц - престижный культурный центр Австрии и Европы. Его оригинальный фестиваль определяет летнюю жизнь не только городка, но и всего "угла трех стран" (Австрии, Германии, Швейцарии), омываемого водами Боденского озера. Сам же Брегенц утоплен в культуру. Трехглавая гидра фестивального комплекса в современном дизайне (Озерная сцена, Фестшпильхаус и экспериментальная мастерская) пожирает город вместе со стеклянным кубом Кунстхауса, а 200 тысяч зрителей-туристов поглощают 50 тысяч жителей. Концепция фестиваля - слияние природы, искусства и человека - также в трех измерениях. "Брегенцская драматургия" строит выразительный треугольник оперы: масскульт - раритет - эксперимент. Основа геометрии - Озерная сцена (Seebuehne). Стадион на 7 тысяч мест - главная приманка фестиваля, дающая основной доход. Огромная конструкция на воде с ее необыкновенными возможностями разыгрывает зрелище оперы, которого ждут, затаив дыхание. Поистине народный проект - смелый и перспективный ход культуры. В отличие от Арены ди Верона он пытается увлечь не туристов и застарелых под оперной луной меланхоликов, а будущее человечество, особенно молодежь. Опера выкидывает здесь пахнущие нафталином туалеты. Уловив движение масскультуры, акцент переносится на визуальный ряд. Он - цель, которая оправдывает средство - музыку. Не царствуя и не управляя, музыка перестает творить магию оперы, зато открывает ее новые синтетические возможности. Современное суперпредставление сводит высокое и массовое сознание. Расставшись с традиционным посетителем театра, оно рождает нового зрителя. Его гибридное происхождение и убежденная эклектика подчеркивают тенденции времени. С индивидуальным сознанием покончено. Недосягаемость оперы уходит в прошлое. Сегодняшний музыкальный театр принадлежит каждому, как и любой продукт эпохи массового потребления.
Этим летом на Озерной сцене сошлись огонь и вода. Местом действия "Трубадура" Верди стал нефтеперегонный завод - платформа на воде, а его хозяином - удачливый представитель индустриального общества граф ди Луна. Вполне современно: борьба за нефть (повстанцы-беженцы во главе с Манрико хотят отобрать завод у охранников ди Луны) равна сегодня борьбе за власть (Чечня, Ирак и др.). Передел собственности обострен борьбой за женщину - Леонору (обладательница красивого сопрано Татьяна Сержан из Петербурга). Однако главной героиней становится другая - старая цыганка Азучена (Марианне Корнетти, в другом составе - Лариса Дядькова). Пылающий в ее мозгу негасимый огонь мести за мать отражается в факелах горящей нефти - самой эффектной находке (режиссер Роберт Карсен, художник Пол Стенберг). В общем, спектакль объят пламенем, но не любовной страсти. Первым делом зрелище, ну а музыка потом - закон Озерной сцены, и постановщики, известные по многим замечательным работам, соблюдают его. Новаций полно. Ди Луна в 1-м акте устраивает прием (туалеты вечерние) прямо на заводе, куда прибывает на автомобиле Леонора для тайного свидания с Манрико. Во 2-м акте беженцы (актуальная тема) бредут через публику на сцену, где устраивают осаду предприятия и становятся борцами сопротивления сильным мира сего. Заодно Манрико отбивает Леонору у соперника и эффектно увозит из монастыря-завода на глазах восхищенной публики на катере (обязательный атрибут озерных постановок). Настоящий мачо. Правда, в итоге терпит военное поражение, оказываясь в темнице-заводе. В 4-м акте все герои перекликаются (поют) на разных площадках огромной металлической конструкции (видна с другого берега, из Германии), по лестницам которой снова бредут заключенные-беженцы - бывшие монахи (у Верди), поющие знаменитый хорал "Miserere". В финале ди Луна убивает Манрико на верхней площадке. Азучена ликует от свершенной мести, а публика - от мгновенного взрыва-каскада огненных факелов по всему берегу и пламени над озером. Вечер удался. Его авторы пытаются свести Средневековье и индустриальный пейзаж, башни замка и трубы завода, людей природы и прогнившей цивилизации, изгоев общества и аристократов, беженцев с окраины Европы (или третьего мира) и лидеров благополучной западной жизни. Не сходится главное - сцена и музыка, которая может оправдать любую концепцию, в том числе рифму: граф - нефть. Несмотря на старания Венского симфонического оркестра с Фабио Луизи (маэстро с нового сезона возглавит коллектив после Владимира Федосеева), это не предусмотрено на Озерной сцене по определению.
В любви музыки и сцены рождается опера. В приключениях огня и воды - ее зрелище, а это - другая опера.