Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 34 (7493) 1 - 7 сентября 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноМаятник Выборгского счета"Окно в Европу"-2005 Оксана ГАВРЮШЕНКО
Такого неровного игрового конкурса Открытый фестиваль российского кино "Окно в Европу" в последние годы, пожалуй, не представлял. Из 14 картин добрая половина сделана дебютантами, с другой стороны - режиссеры, заявившие о себе в последние пять - десять лет, и мэтры уровня Говорухина, Досталя и Худякова. У жюри под председательством режиссера Сергея Овчарова задача была не из легких. В результате отмечены хорошо знакомые всем авторы, мастера старшего поколения, и проигнорирован один из самых интересных дебютов - фильм Артема Антонова "Полумгла", заслуживший лишь приз критики и Президентский приз фестиваля (разделив его с другой дебютной картиной "Собака Павлова" Екатерины Шагаловой). Что касается ностальгии по старому советскому кинематографу, явно сконцентрированной в фильмах "ветеранов" Станислава Говорухина ("Не хлебом единым" - выбор зрителей) и Николая Досталя ("Коля - перекати поле" - выбор жюри), то ее не чуралась и публика, ежедневно проставлявшая свои оценки по десятибалльной шкале в конкурсе "Выборгский счет". К сожалению, в этом году в кинотеатре "Выборг-Палас" не было возможности наблюдать ежедневные итоги зрительского голосования - традиционные щиты с оценками текущего дня перед кинозалом почему-то не вывешивали. А из финального рейтинга "Выборгского счета" очевидно, как прав был член жюри Валентин Черных, подчеркнувший, что чем консервативнее картина, тем выше ее рейтинг, и, соответственно, чем более она нарушает нормы зрительского восприятия, тем более чуждой оказывается для аудитории. Наибольшее количество баллов получил фильм С.Говорухина, а замыкает рейтинг "4" Ильи Хржановского.
"Не хлебом единым", экранизация знаменитого в 50-е годы прошлого века, а потом опального романа В.Дудинцева, безусловно, привлечет зрителей старшего поколения своей нарочитой старомодностью, но также и ретростилистикой, которую такой профессионал, как Говорухин, выдерживает основательно. Картина снята на черно-белую пленку, и свет в ней поставлен так, как его ставили в 50-е, и костюмы, и прически аутентичны времени действия. Режиссер, прекрасно понимая, что старое советское кино может быть востребовано ограниченным кругом участников фестиваля, счел нужным на пресс-конференции напомнить о судьбе на годы отлученного от литературы В.Дудинцева. Главный герой фильма, талантливый самородок-изобретатель, также пострадал от системы. Бывший школьный учитель физики Лопаткин (Михаил Елисеев) безуспешно пытается привлечь внимание большого бюрократического начальства к своей усовершенствованной машине для сталелитейного производства труб. Параллельно развивается классический любовный треугольник, слегка оживляющий женскую аудиторию при просмотре этого образцово-советского производственного романа. К Лопаткину уходит жена генерал-майора, директора металлургического комбината, главного недоброжелателя героя. Супругов сыграли Светлана Ходченкова (развивающая тему тяжкой женской доли от фильма "Благословите женщину") и Виктор Сухоруков (впервые муж, впервые начальник, впервые ревнивец). В прошлом году в Выборге Сухоруков работал в жюри, на этот раз, представляя картину, всячески подчеркивал все свои "впервые" в работе с мастером.
Кажется, что сам Говорухин так и не смог определиться, что же прежде всего им двигало при выборе полузабытой книги: то ли история противостояния маленького человека - не винтика - системе, то ли история жертвенной любви, когда героиня оставляет налаженный быт у мужа-функционера, сознательно подвергая себя лишениям. Лирической линии в романе в таком виде не было, и неспроста режиссер усилил на ней акцент. Героиня С.Ходченковой одной только финальной сценой-катарсисом призвана компенсировать все предыдущее тяжеловесное бытописание производственного романа. Любимый сквозь зарешеченное окно смотрит на верную подругу с сыном, рожденным, когда отец был под следствием. Комок в горле, финал сталинской эпохи. Впереди радужно-обманчивые надежды шестидесятников... За невозмутимым Говорухиным с его трубкой в Выборге ходили не меньше, чем за искрящимся Сухоруковым. Просили автограф, фото на память. От одной не в меру активной пенсионерки, преследующей его, режиссер с комично-серьезным видом уходил быстрым шагом, делая зигзаги в толпе гостей после церемонии закрытия в Выборгском замке. Вот где надо было комедию снимать.
А замок, столь любимый кинематографистами, в дни фестиваля жил своей, особенной жизнью. Днем можно было пострелять из настоящего лука с упругой тетивой, ночью посмотреть под открытым небом фильм-оперу "Норма", поставленный Борисом Айрапетяном на основе собственного спектакля. Премьеру по одноименной опере Беллини не все выдержали до конца по погодным условиям, но, гонимые холодом и комарами, оборачивались на древние стены, из-за которых доносились божественные звуки беллиниевской "Casta Diva". За несколько дней до того совсем иная музыка лилась с Рыночной площади Выборга: там начинались праздничные торжества по случая столетия городского рынка. Парадоксальным образом эта дата совпала с другими юбилеями, о которых говорили на "круглом столе" на тему "Прибытия поезда" - акции, о которой мы писали раньше. Благое ли дело снимать сиквел спустя пятнадцать лет после оригинала? Похоже, эта мысль не занимала творческую группу Николая Досталя, представившую грустную комедию "Коля - перекати поле" ("Золотая ладья" - Спецприз жюри за лучший игровой фильм). Как говорили и режиссер, и актеры, радостно оттого, что собрались и что все живы спустя годы. В 1991 году был снят фильм "Облако-рай" с теми же героями, фильм, отмеченный даже на фестивале в Локарно. "Коля - перекати поле" развивает ту историю, и в то же время его могут смотреть люди, не видевшие первой картины. Ради только актерского состава кто-то может оправдать и драматургическую слабость. Жюри могло бы ограничиться призом действительно непревзойденному актерскому ансамблю, а награда с этой формулировкой ушла к фильму А.Кравчука "Итальянец", снимавшемуся в Выборге. Об "Итальянце" наша газета писала после Берлинского кинофестиваля, где история о детдомовце Ване Солнцеве была отмечена детским жюри. В картине же Н.Досталя солирует Андрей Жигалов, автор и исполнитель песен, после "Облака-рая" вскоре уехавший в Германию. "Мы потеряли клоуна уровня, может, Никулина", - сказал о своем герое Николай Досталь. Достойное окружение Жигалову составляют Ирина Розанова, Анна Овсянникова, Алла Клюка, Сергей Баталов, Лев Борисов, Владимир Толоконников. Все они разыгрывают историю из серии "там, где сердце". Скромную, непритязательную, камерную, все действие в основном-то в стенах квартиры происходит. Уехал человек надолго, вдруг вернулся, а изменить ничего нельзя, и любят его, хоть не ждали, и опасаются перемен. Просто здесь избегают атмосферы "пепелища" по отношению к той шпаликовской истине, что, мол, никогда не возвращайся в прежние места. Как говорит один из героев, "земля-то круглая, а жизнь плоская". В родном городе Коли все по-прежнему, будто время остановилось. И потому лучше оставить этот город и родных с нелепой выдумкой, будто защищающей от воздействия внешнего мира. Нет страстей, остались только чувства, что хрупкое нельзя нарушать. Без Жигалова, конечно, вся эта притчевая условность не могла бы состояться ни на йоту. А вот анемичному таежному боевику "Фарт" Романа Хруща актеры особо и не нужны были, особенно засыпающий на ходу и вгоняющий в сон зрителей главный мачо в исполнении Евгения Цыганова. Алтайских красот в картине хватает, о режиссуре и драматургии можно забыть. И даже присутствие Олега Табакова не спасло невероятный по художественным качествам опус Александра Бруньковского "Дополнительное время" о нашедших себя в частном предпринимательстве пенсионерах, в советские-то времена вряд ли бы прошедший редактуру. С ним по запредельности соперничала картина Веры Сторожевой "Греческие каникулы", с легкой руки того же Говорухина в фестивальных кругах окрещенная "Греческой смоковницей". "Нельзя же опускаться до такой рекламной низости", - комментировал на итоговой пресс-конференции жюри В.Черных, отмечая общий катастрофичный уровень современных сценариев. "Солдатский декамерон" написал драматург молодой да именитый Геннадий Островский. Досадно, но фильм по его сценарию у Андрея Прошкина вышел очередной вариацией на темы, начатые в "ДМБ". Не без комически удачных сцен и отдельных актерских работ, но в целом сложилась работа не по масштабу дарования Прошкина-младшего. А к "Полумгле" дебютанта Артема Антонова остается довольно много вопросов, но эта драма о взаимоотношениях военнопленных немцев и жителей глухой сибирской деревушки Полумгла, где немцы строят вышку для радиомаяка, изложена внятным кинематографическим языком, без попсовости, с четкой авторской позицией, свободной от идеологических штампов. Что касается истории Великой Отечественной и иного взгляда на врага в этой истории, о "праве победителя" в отношениях с врагом, то в последнее время эту тему также разрабатывали картины "Последний поезд" и "Время собирать камни". Режиссер "Полумглы" (его короткометражный "Столичный скорый" в прошлом году был отмечен рядом фестивалей) полагает, что эта история не о войне, а том, что человек способен простить все. Даже то, что не должно подлежать прощению. Трагический финал картины меняет очень многое, и он же вызывает основные претензии противников фильма. К более далекой истории обратился Андрей Смирнов, зачитавший фрагменты своего сценария к проекту "Жила-была одна баба". Картина обещает быть сложнопостановочной с точки зрения времени действия - с 1909-го по 1921 год. Крупнейшее восстание в Тамбовской губернии, продразверстка, Гражданская война, богомолье и колдовство нашли воплощение на примере одной женской судьбы, выдюжившей эпоху. Сценарий А.Смирнова, не понаслышке знакомого с советской цензурой, тематически перекликается с его новеллой "Ангел", снятой в 1967 году для печально известного альманаха "Начало неведомого века". Тогда фильм Смирнова и "Родина электричества" Ларисы Шепитько были изъяты, положены на полку, откуда извлечены лишь двадцать лет спустя, в годы перестройки. "Ангел" по мотивам повести Ю.Олеши снимался в Выборге, то была первая работа выдающегося оператора Павла Лебешева, первая роль в кино Георгия Буркова. Музыку написал Альфред Шнитке. И в Выборге сегодня эту короткометражную ленту мастера смогли увидеть все желающие. Станет ли новый проект Смирнова возвращением в кино, покажет время, а пока звучали фрагменты сценария, внимательного к деталям, мелочам - всему, из чего складывается кинематографическая проза. Продюсеры Игорь Каленов и Геворг Нерсисян презентовали в Выборге масштабный проект игровой картины под рабочим названием "Великий князь Александр Невский". В основе сценария Владимира Вардунаса анализ более сотни летописей, научных статей и монографий. Консультанты по эпохе все именитые, бюджет фильма, производство по которому должно стартовать 1 сентября, оценивается в 8 - 10 миллионов долларов. Но не о ремейке шедевра С.Эйзенштейна речь. Продюсеров интересуют противоречия между фигурой Александра Невского и контекстом русского Средневековья. Вероятно, нас ждет отечественный пеплум, ориентирами служат "Гладиатор" и "Царство небесное": продюсеры намерены привлечь к работе специалистов, делавших сложнопостановочные сцены в этих голливудских образцах. Фигуры далекого прошлого все больше интересуют наших кинематографистов, все дальше от них день сегодняшний. Вот и в конкурсе документального кино одним из самых заметных фильмов стал "Русский маскарад" Юлия Лурье, посвященный художникам Н.Гончаровой и М.Ларионову. Страсти, испепелявшие последних, не знал и "Дневник его жены" А.Учителя, тоже исследование частной жизни великих, но в игровой форме. А современность предъявляет "Граждан Беслана" - документальная картина Вадима Цаликова и Темины Туаевой участвовала в неигровом конкурсе. И один из ее героев стоял на сцене в вечер закрытия фестиваля. Было в этом что-то большее, чем документ. Стало известно, что фильм "Полумгла" А.Антонова стал единственным российским фильмом, включенным в официальный конкурс Первого Нового Монреальского кинофестиваля (Канада), который пройдет 18 - 25 сентября. Также в рубрике: |