Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 1-2 (7511) 12 - 18 января 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаСтанцевал даже дирижерУ москвичей традиция: 31 декабря ходить в консерваторию Аркадий ПЕТРОВ
Какая жалость, что нельзя было в этот вечер раздвоиться, как у Маяковского: чтобы "...одна половина здесь, другая там". А еще лучше - разделиться на три части и попасть на все новогодние концерты, организованные агентством "Контрамарка" в трех консерваторских залах. В последнее десятилетие в Москве сложилась устойчивая традиция давать под Новый год легкие, искрящиеся, кружащие голову, как бокал шампанского, программы, состоящие из миниатюр легкого сектора классики - популярных оперных арий, мелодий из оперетт и мюзиклов. Короче, "музыки хорошего настроения". Все высокое, философское, сложное временно вынесено за скобки. В предновогодний вечер артисты развлекаются, шутят, хохмят, доставляя слушателям море удовольствия. Казалось, сами портреты великих на стенах Большого зала добродушно ухмыляются, видя, что вытворяют на сцене оркестр под управлением Владимира Понькина и солисты "Геликон-оперы" в программе "Оперное дефиле для взрослых". Дефиле, как известно, это показ или даже парад. Вот такой парад и задумал режиссер, остроумец Дмитрий Бертман: двадцать пять арий и сценок из двадцати одной постановки, перемежающиеся неаполитанскими песенками. Слово "дефиле" в названии программы появилось неслучайно, поскольку этот вечер можно было бы назвать еще и парадом костюмов. Главный художник-"кутюрье" Татьяна Тулубьева выпустила на сцену певцов не во фраках и вечерних платьях, а в театральных одеждах из спектаклей "Леди Макбет Мценского уезда", "Макбет", "Петр Великий", "Средство Макропулоса", "Летучая мышь", "Норма", "Русалка". У Тулубьевой "товар" всегда штучный. Даже если сшита дюжина платьев для хора - все они разные. Открыли концерт таинственные звуки сказочного марша из "Трех апельсинов" Прокофьева. Затем - сам парад. За арией Далилы из "Самсона и Далилы" Сен-Санса (Елена Куфко в роскошном черном платье с блестками, идеально подходящем к мрачноватой музыке) - "Куплеты о шампанском" из штраусовской "Летучей мыши" (Ксения Вязникова, Елена Семенова и Николай Дорожкин поют, держа в руках бокалы). Ария Кунигунды из мюзикла Бернстайна "Кандид" стала на самом деле дуэтом двух потрясающих колоратурных сопрано - Марины Андреевой и Ирины Самойловой. Здесь и дальше Бертман продемонстрировал один из своих излюбленных приемов: дать текст арии нескольким исполнителям, "разбить материал". Что, с одной стороны, экономит время, с другой - показывает залу, как много в театре великолепных вокалистов. Поэтому арию Роберта из "Иоланты" спели "на троих" баритоны Петр Морозов, Олесь Парицкий и Сергей Топтыгин, популярную "Гранаду" - три тенора (Николай Дорожкин, Давид Гвинианидзе и Дмитрий Пономарев), арию Кащевны из "Кащея Бессмертного" - три меццо (Ксения Вязникова, Елена Ионова, Елена Куфко), "Песенку Порги" Дж.Гершвина - два баса (Дмитрий Овчинников и Дмитрий Скориков), вальс Мюзетты из "Богемы" - два сопрано (Татьяна Куинджи и Елена Семенова), а песенку "Я танцевать хочу!" из "My Fair Lady" - другая пара сопрано: Марина Калинина и Екатерина Облезова. При этом исполнители постоянно спускались в зал, чтобы, подхватив в качестве партнеров кого-то из зрителей, протанцевать в проходах между рядами. Станцевал даже дирижер - в "Сцене опьянения" из оффенбаховской "Периколы". Все это время в Малом зале поклонники классической гитары и конкретно Евгения Финкельштейна наслаждались музыкальными миниатюрами: выдающегося парагвайского музыканта Августина Барриоса, англичанина Джона Доуленда, австрийца Георга Муффата, испанца Фернандо Сора, нашего русского гитариста-виртуоза Семена Аксенова, переносясь из XVII века в XIX, ХХ и обратно в век XVII. В очередной раз Финкельштейн подтвердил свое блестящее мастерство. Но настоящее предновогоднее музыкальное пиршество случилось во втором отделении этого вечера, когда на сцену вышел Камерный оркестр "ARCO"(художественный руководитель и дирижер Андрей Рейн) и зазвучал знаменитый "Аранхуэсский концерт" для гитары Хоакина Родриго, произведение, написанное с необыкновенной элегантностью и благородством, жгучее по тембровому колориту. Трудно поверить, что его создал слепой музыкант! Затем последовал Концерт D-dur для гитары с оркестром итальянского композитора и пианиста Марио Кастельнуово-Тедеско. Произведение, как оказалось, совершенно новогоднее: под него так хорошо вспоминались детство, мороз за окном и мандарины на елке... В финале концерта гитарист и дирижер поменялись рабочими инструментами: Рейн взял гитару, а Финкельштейн забрал дирижерскую палочку. И в конечном итоге оркестр играл без дирижера, а два музыканта в четыре руки творили чудеса на одной гитаре. На третьей площадке - в Рахманиновском зале - выступали молодые артисты Камерного театра Бориса Покровского со спектаклем "MOZARTime, или Фантазии Дон Жуана", остроумным коллажем по мотивам моцартовских опер (режиссер и балетмейстер Михаил Кисляров, продюсер Мария Баранкина). "MOZARTime" - "театр в театре". В центре действия - фигура Дон Жуана, пригласившего на роковой ужин героев любовных историй из других опер Моцарта. В углу сцены - ширмы, на которых красуются костюмы героев: платья, камзолы, шляпы, перчатки. Глухо бьет колокол. Появляется загадочный персонаж в плаще Командора. Шляпа глубоко надвинута, лица не различишь. Но вот плащ распахнут, шляпа сброшена... это Дон Жуан (Алексей Мочалов), который начинает поиск жертв. Вот он вытаскивает на сцену Церлину ( Надежда Нивинская), уводит ее за ширму, где Лепорелло (Герман Юкавский) предлагает даме переодеться в платье Графини из оперы "Свадьба Фигаро", заодно перечисляя в своей знаменитой арии любовные победы патрона ("Les Espanos... mille tre!"). Лепорелло - известный ерник: сняв с ширмы дамские панталоны, непринужденно обмахивается ими, словно носовым платочком... А Дон Жуан тем временем высматривает в зале и выводит на сцену все новые жертвы: Дорабеллу из оперы "Так поступают все" (Татьяна Ветрова), Донну Эльвиру (Людмила Геника) и даже Царицу Ночи из "Волшебной флейты" (Оксана Лесничая). Звучат один за другим самые знаменитые оперные хиты Вольфганга Амадея. В финале - сцена с Командором. Дон Жуан, испытавший "пожатье каменной десницы", падает. Командор снимает шляпу - и перед зрителями предстает... Лепорелло. Женщины поднимают Дон Жуана. Комедия ошибок завершается знаменитой серенадой. На балконе зала появляются стреляющие из хлопушек Дед-Мороз (Командор) и Снегурочка (Керубино). Вот такие три новогодние программы. Много лет, посмотрев "Иронию судьбы", москвичи устремлялись 31 декабря в баню. Теперь - в консерваторию! Также в рубрике:
|