Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 1-2 (7511) 12 - 18 января 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Станцевал даже дирижер

У москвичей традиция: 31 декабря ходить в консерваторию

Аркадий ПЕТРОВ
Фото Натальи ЧЕТВЕРИКОВОЙ


Вечер в Московской консерватории

Какая жалость, что нельзя было в этот вечер раздвоиться, как у Маяковского: чтобы "...одна половина здесь, другая там". А еще лучше - разделиться на три части и попасть на все новогодние концерты, организованные агентством "Контрамарка" в трех консерваторских залах. В последнее десятилетие в Москве сложилась устойчивая традиция давать под Новый год легкие, искрящиеся, кружащие голову, как бокал шампанского, программы, состоящие из миниатюр легкого сектора классики - популярных оперных арий, мелодий из оперетт и мюзиклов. Короче, "музыки хорошего настроения". Все высокое, философское, сложное временно вынесено за скобки. В предновогодний вечер артисты развлекаются, шутят, хохмят, доставляя слушателям море удовольствия.

Казалось, сами портреты великих на стенах Большого зала добродушно ухмыляются, видя, что вытворяют на сцене оркестр под управлением Владимира Понькина и солисты "Геликон-оперы" в программе "Оперное дефиле для взрослых". Дефиле, как известно, это показ или даже парад. Вот такой парад и задумал режиссер, остроумец Дмитрий Бертман: двадцать пять арий и сценок из двадцати одной постановки, перемежающиеся неаполитанскими песенками.

Слово "дефиле" в названии программы появилось неслучайно, поскольку этот вечер можно было бы назвать еще и парадом костюмов. Главный художник-"кутюрье" Татьяна Тулубьева выпустила на сцену певцов не во фраках и вечерних платьях, а в театральных одеждах из спектаклей "Леди Макбет Мценского уезда", "Макбет", "Петр Великий", "Средство Макропулоса", "Летучая мышь", "Норма", "Русалка". У Тулубьевой "товар" всегда штучный. Даже если сшита дюжина платьев для хора - все они разные.

Открыли концерт таинственные звуки сказочного марша из "Трех апельсинов" Прокофьева. Затем - сам парад. За арией Далилы из "Самсона и Далилы" Сен-Санса (Елена Куфко в роскошном черном платье с блестками, идеально подходящем к мрачноватой музыке) - "Куплеты о шампанском" из штраусовской "Летучей мыши" (Ксения Вязникова, Елена Семенова и Николай Дорожкин поют, держа в руках бокалы). Ария Кунигунды из мюзикла Бернстайна "Кандид" стала на самом деле дуэтом двух потрясающих колоратурных сопрано - Марины Андреевой и Ирины Самойловой. Здесь и дальше Бертман продемонстрировал один из своих излюбленных приемов: дать текст арии нескольким исполнителям, "разбить материал". Что, с одной стороны, экономит время, с другой - показывает залу, как много в театре великолепных вокалистов. Поэтому арию Роберта из "Иоланты" спели "на троих" баритоны Петр Морозов, Олесь Парицкий и Сергей Топтыгин, популярную "Гранаду" - три тенора (Николай Дорожкин, Давид Гвинианидзе и Дмитрий Пономарев), арию Кащевны из "Кащея Бессмертного" - три меццо (Ксения Вязникова, Елена Ионова, Елена Куфко), "Песенку Порги" Дж.Гершвина - два баса (Дмитрий Овчинников и Дмитрий Скориков), вальс Мюзетты из "Богемы" - два сопрано (Татьяна Куинджи и Елена Семенова), а песенку "Я танцевать хочу!" из "My Fair Lady" - другая пара сопрано: Марина Калинина и Екатерина Облезова. При этом исполнители постоянно спускались в зал, чтобы, подхватив в качестве партнеров кого-то из зрителей, протанцевать в проходах между рядами. Станцевал даже дирижер - в "Сцене опьянения" из оффенбаховской "Периколы".

Все это время в Малом зале поклонники классической гитары и конкретно Евгения Финкельштейна наслаждались музыкальными миниатюрами: выдающегося парагвайского музыканта Августина Барриоса, англичанина Джона Доуленда, австрийца Георга Муффата, испанца Фернандо Сора, нашего русского гитариста-виртуоза Семена Аксенова, переносясь из XVII века в XIX, ХХ и обратно в век XVII. В очередной раз Финкельштейн подтвердил свое блестящее мастерство. Но настоящее предновогоднее музыкальное пиршество случилось во втором отделении этого вечера, когда на сцену вышел Камерный оркестр "ARCO"(художественный руководитель и дирижер Андрей Рейн) и зазвучал знаменитый "Аранхуэсский концерт" для гитары Хоакина Родриго, произведение, написанное с необыкновенной элегантностью и благородством, жгучее по тембровому колориту. Трудно поверить, что его создал слепой музыкант! Затем последовал Концерт D-dur для гитары с оркестром итальянского композитора и пианиста Марио Кастельнуово-Тедеско. Произведение, как оказалось, совершенно новогоднее: под него так хорошо вспоминались детство, мороз за окном и мандарины на елке... В финале концерта гитарист и дирижер поменялись рабочими инструментами: Рейн взял гитару, а Финкельштейн забрал дирижерскую палочку. И в конечном итоге оркестр играл без дирижера, а два музыканта в четыре руки творили чудеса на одной гитаре.

На третьей площадке - в Рахманиновском зале - выступали молодые артисты Камерного театра Бориса Покровского со спектаклем "MOZARTime, или Фантазии Дон Жуана", остроумным коллажем по мотивам моцартовских опер (режиссер и балетмейстер Михаил Кисляров, продюсер Мария Баранкина). "MOZARTime" - "театр в театре". В центре действия - фигура Дон Жуана, пригласившего на роковой ужин героев любовных историй из других опер Моцарта.

В углу сцены - ширмы, на которых красуются костюмы героев: платья, камзолы, шляпы, перчатки. Глухо бьет колокол. Появляется загадочный персонаж в плаще Командора. Шляпа глубоко надвинута, лица не различишь. Но вот плащ распахнут, шляпа сброшена... это Дон Жуан (Алексей Мочалов), который начинает поиск жертв. Вот он вытаскивает на сцену Церлину ( Надежда Нивинская), уводит ее за ширму, где Лепорелло (Герман Юкавский) предлагает даме переодеться в платье Графини из оперы "Свадьба Фигаро", заодно перечисляя в своей знаменитой арии любовные победы патрона ("Les Espanos... mille tre!"). Лепорелло - известный ерник: сняв с ширмы дамские панталоны, непринужденно обмахивается ими, словно носовым платочком... А Дон Жуан тем временем высматривает в зале и выводит на сцену все новые жертвы: Дорабеллу из оперы "Так поступают все" (Татьяна Ветрова), Донну Эльвиру (Людмила Геника) и даже Царицу Ночи из "Волшебной флейты" (Оксана Лесничая). Звучат один за другим самые знаменитые оперные хиты Вольфганга Амадея. В финале - сцена с Командором. Дон Жуан, испытавший "пожатье каменной десницы", падает. Командор снимает шляпу - и перед зрителями предстает... Лепорелло. Женщины поднимают Дон Жуана. Комедия ошибок завершается знаменитой серенадой. На балконе зала появляются стреляющие из хлопушек Дед-Мороз (Командор) и Снегурочка (Керубино).

Вот такие три новогодние программы. Много лет, посмотрев "Иронию судьбы", москвичи устремлялись 31 декабря в баню. Теперь - в консерваторию!

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;