Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 1-2 (7511) 12 - 18 января 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираГероиня - противФильм Фолькера Шлёндорффа может стать поводом для судебного разбирательства Светлана СЕМЕНОВА
Кто определяет ход истории? Известные исторические личности вроде Наполеона, Ленина или Мао Цзэдуна? Или, как считают последователи марксизма, классовое, общественное движение? Или исторические процессы происходят сами собой, а отдельные люди неожиданно для себя становятся винтиками исторического механизма? Последней версии придерживается 66-летний немецкий кинорежиссер Фолькер Шлёндорфф, снявший около тридцати игровых и документальных фильмов, многие из которых стали важными вехами в истории послевоенного немецкого и европейского кинематографа. Самый именитый из ныне здравствующих немецких режиссеров, прославившийся экранизацией литературных произведений прошлого столетия (от Марселя Пруста до Гюнтера Грасса), любит делать фильмы о людях, случайно повлиявших на ход исторического процесса. Молодая героиня "Поруганной чести Катарины Блум" помогает выслеживать террористов, герой "Жестяного барабана" не хочет расти и протестует против мира взрослых, грохоча в барабан так, что лопаются стекла, в фильме "Девятый день" священник, выпущенный нацистами из концлагеря, помимо своей воли вовлечен в исторические события. Сейчас Фолькер Шлёндорфф бродит по гданьским верфям с маленьким монитором, внимательно наблюдая, как оператор снимает эффектную сцену: горящий строительный кран падает на управление порта. В новой картине режиссера (ее рабочее название "Героиня вопреки собственной воле") от поступков молодой крановщицы Анны Валентович зависит судьба Польши.
В 70-х годах Анна работала на Гданьской судоверфи. После смерти мужа она активно занялась общественной деятельностью. Анна постоянно вступала в конфликты с властями. Органы госбезопасности держали ее под наблюдением и не раз арестовывали. 14 августа 1980 года администрация верфи без всякого объяснения причин уволила молодую женщину. Чиновники добились прямо противоположного эффекта. Пытаясь разобраться в ситуации, часть судостроителей вместо того, чтобы выйти на работу, собрались у Анны. Их протесты постепенно переросли в легендарную забастовку рабочих на Гданьской верфи. Активисты движения организовали общество, из которого позже возникла "Солидарность". Анна решила, что его председателем должен стать мужчина, и вместе со своими товарищами выбрала Леха Валенсу, работавшего на верфи электриком, чем и определила его судьбу. В 1983 году Валенса стал лауреатом Нобелевской премии мира, а об Анне к этому времени все благополучно забыли. С тех пор прошло больше четверти века, многое изменилось. Зал на территории судоверфи, где Валенса обратился с речью к рабочим, давно стал музеем. В сувенирных лавках рядом с ним можно купить разноцветные футболки и чашки с надписью "Солидарность". 76-летняя Анна Валентович до сих пор жива, однако о проекте Шлёндорффа она узнала из средств массовой информации. Никто не обсуждал с ней сценарий, а прочитав его, она всеми силами пыталась помешать съемкам. Дело в том, что Шлёндорфф вместе с автором сценария слишком вольно обошлись с биографией Валентович, исказив до неузнаваемости реальные факты. Героиня картины (ее играет известная актриса Катарина Тальбах) - неграмотная женщина, которая с удовольствием прикладывается к бутылке и относится к сыну так, что ее впору лишить материнских прав. Теперь Валентович называет фильм Шлёндорффа клеветой на "Солидарность" и обвиняет режиссера в искажении исторических событий. "Шлёндорфф не должен был превращать меня в героиню. Это не так. В одиночку я бы ничего не добилась, подлинный герой этой истории - народ Польши, завоевавший себе свободу. Не хочу, чтобы из меня сделали монумент и извращали национальную историю", - сказала Анна Валентович в интервью национально-католическому радио "Мария". Эту идею подхватили несколько бульварных газет, объявив, что "немецкий режиссер оскорбляет Польшу". "Я не могу сказать, что героиня моего фильма - подлинный портрет Анны Валентович, - оправдывается Фолькер Шлёндорфф. - Для меня Анна - киноперсонаж, произведение искусства. Во время разговора с Валентович я попытался убедить ее, что никто не держит против нее зла, наоборот, ее судьба стала для нас источником вдохновения". Его поддерживает министр культуры Польши, сказавший в интервью журналу "Ньюсуик польска": "Мы отдали "Солидарность" в хорошие руки" - и недавно наградивший режиссера орденом "Глория Эртис". Но пока неизвестно, чем закончится дело. Инге Витт, которая стала прототипом террористки, героини фильма Шлёндорффа "Тишина после выстрела", грозила режиссеру судебным разбирательством за искажение исторических фактов. И он добровольно уплатил ей немалую сумму в качестве компенсации за моральный ущерб. Ходят слухи, что Валентович тоже собирается обратиться за помощью к юристам. Несмотря на это, Шлёндорфф продолжает работу. Съемочная команда базируется на Гданьской верфи. Из 17 000 судостроителей, раньше работавших здесь, осталось только 3000, они боятся увольнений и конкуренции со стороны иностранных гастарбайтеров. Теперь они с удовольствием участвуют в массовых сценах фильма, не протестуют, даже если гример покрывает их лица толстым слоем краски, имитирующей грязь. А ветераны, участвовавшие в знаменитой забастовке 1980 года, уверяют режиссера, что "на съемочной площадке все точно так же, как было в то время". Новый фильм Фолькера Шлёндорффа должен появиться на экранах в 2006 году. Также в рубрике:
|