Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 3 (7513) 19 - 25 января 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

Небесные радости Венской школы

Открылась "Крещенская неделя в Новой Опере"

МУЗЫКА

Евгения КРИВИЦКАЯ
Фото ИТАР-ТАСС


Э.Вирсаладзе

Второй год на Святки Новая Опера собирает друзей театра почтить память Евгения Колобова. Вокруг дня его рождения (дата которого приходится аккурат на само Крещение - 19 января) проходит музыкальное действо, в котором оперное представление сменяет симфонический концерт или вечер романса. Каждая программа так или иначе связана с личностью маэстро - либо идут спектакли, которыми он некогда руководил, либо звучат его любимые произведения, или, как уже стало традицией, в день рождения исполняются его оркестровые версии романсов Рахманинова.

Свой символический смысл имело, разумеется, и открытие фестиваля. Здесь с оркестром Новой Оперы выступили два музыканта - друзья маэстро - Элисо Вирсаладзе и Юрий Темирканов. После смерти Колобова Темирканов принял предложение стать главным приглашенным дирижером Новой Оперы: правда, его деятельность ограничивается редким участием в статусных проектах театра. Элисо Вирсаладзе периодически выступает (и успешно) как солистка с оперным оркестром. Памятна ее интерпретация в этих стенах Концерта Шумана с дирижером Феликсом Коробовым.

В этот вечер была предложена красивая программа - 24-й фортепианный концерт до минор Моцарта и Четвертая симфония Малера. Есть известные стилистические параллели и между этими композиторами, и самими сочинениями. Они были еще больше усилены манерой прочтения Вирсаладзе и Темиркановым моцартовского Концерта. Сумрачные мотивы первой части были трактованы ими в духе раннего романтизма, где грозным тутти оркестра противопоставлен суровый, но одинокий голос рояля. Лирика медленной части вызвала ассоциации с венской городской музыкой, интонации которой так часто можно расслышать у Шуберта, а позднее - у Малера. Впрочем, ведь Моцарт, пожалуй, - исток великой венской традиции, конец которой наступил лишь в середине XX века. Финал с его мрачной маршевой поступью перекинул мостик к бетховенским и брамсовским драматическим симфоническим страницам. Эта часть была сыграна с исключительно тонким ощущением фразы, штриха как у солистки, так и у оркестра. Отлично сыграла духовая группа в перекличках с роялем, а дирижер буквально дышал вместе с солисткой, стремясь к максимальному единству ансамбля.

Но все же главным героем вечера мыслилась малеровская симфония. Эта музыка не столь частый гость на отечественной сцене, и любой оркестр, подступаясь к ней, невольно проходит испытание на прочность. Соответствовать Малеру бывает куда как непросто.

Данное исполнение, вероятно, нужно расценить двояко. С точки зрения истории оркестра Новой Оперы - это, пожалуй, взятая вершина. Действительно, чувствовалось, что была проведена большая подготовительная работа с музыкантами еще до приезда маэстро, затем общение с самим Юрием Темиркановым - и в целом все инструментальные проблемы на концерте были разрешены. Возникали и моменты живого музицирования - обаятельная экспозиция первой части с ее квазимоцартовскими темами, почти вся медленная часть. Первой проблемой стало отсутствие масштабности, широкого дыхания и выдержки, необходимых для исполнения подобных полотен. К концу частей оркестр словно выдыхался, терялись живость и текучесть музыкальной мысли. Меньше всего убедила вторая часть - причудливое скерцо, которому Малер вначале дал подзаголовок "Старуха-смерть наигрывает". Вместо болезненной хрупкости, изломленности звучания главенствовала тоскливая монотонность из-за нарочито медленного темпа. Конечно, это бесконечное кружение первой скрипки (кстати, солировавшей весьма удачно), повторы основной темы подсознательно создают ощущение механистичности. Но все же это не шубертовский "Шарманщик", а нечто инфернальное, даже пугающее. А вот этого как раз и не получилось. Второй серьезной проблемой стал собственно инструментальный звук. Здесь не в последнюю очередь сказалось то обстоятельство, что данный зал не очень приспособлен для симфонических концертов. Пока оркестр в яме - все хорошо, но как только музыканты садятся на сцену, они словно оказываются в вакуумном пространстве. Поэтому и струнные, и духовые на форте звучали придушенно, а в более тихой динамике и вовсе теряли красочность тембров. Для тех, кто когда-либо слышал эту музыку, это был отблеск великой симфонии.

Спорным представляется и выбор певицы для финала. Молодой стажер Новой Оперы Ольга Комар, думается, была выбрана Темиркановым за типаж инженю, чтобы максимально приблизиться к голосу ребенка, от имени которого ведется повествование в четвертой части - в песне "Мы вкушаем небесные радости". (Песню, которую Малер написал еще во время работы над Второй симфонией.) В певческом плане показалось, что О.Комар излишне перевоплотилась в предложенный персонаж: не хватало среднего регистра, кое-где пропадали нижние ноты, хотя ключевая фраза-рефрен - "Sanct Peter im Himmel..." - звучала выразительно.

Можно было бы также подискутировать насчет интерпретации в целом, вернее, об отсутствии новых идей. Но, видимо, главным делом в данном случае была задача собрать оркестр и достойно передать основное содержание партитуры. Что было, безусловно, достигнуто.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

КИНО

ВЫСТАВКА

ЮБИЛЕЙ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;