Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 3 (7513) 19 - 25 января 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрЛегкий вздох надежды"Браво, Лауренсия!" в Серпуховском театре Ирина ВАСИЛИНИНА Не перестаю удивляться тому бесшабашному упорству, с которым Надежда Птушкина создает свои комедии. Сегодня этот жанр, увы, не в моде. К тому же многих смущает, что в комедийных сюжетах этого автора непременно есть некая эпатирующая нарочитость, невольно заставляющая чуть ли не вздрагивать - ну уж это чересчур, разве так бывает? Будто мы точно знаем, что и как бывает в жизни. Будто напрочь забыли, на какой нелепице держатся знаменитые ныне "Ирония судьбы..." или "Берегись автомобиля!". Неслучайно я вспомнила о них. На мой взгляд, творчество Птушкиной - прямое продолжение того, что создавали некогда Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов. Странные ситуации, хорошие люди, легкое дыхание финала. И яркий, афористичный комедийный язык. Долгие годы произведения Брагинского - Рязанова лихо завоевывали сцены страны, обеспечивая кассу театра и... не принося никакой славы авторам. Потом случилось чудо: перед нами - комедийная классика. Комедии Птушкиной тоже обошли чуть ли не все театры страны. Лично видела переполненный зал знаменитой питерской Александринки, где шла одна из самых популярных ее пьес - "Пока она умирала". Реакция публики была столь бурной, что актеры вынуждены были останавливаться. И как и положено в те теперь уже далекие времена, многие хмурые профессионалы сурово припечатывали - мелкотемье, зубоскальство, разнузданная фантазия. Недавно в подмосковном Серпухове открылся новый городской театр под руководством Павла Цепенюка. Само по себе открытие нового театра всегда событие. Тем более что в Серпухове внешне он в полном смысле слова роскошный. Потрясают чудесно оформленный зрительный зал, изысканное фойе. К сожалению, еще не укомплектована труппа, нет подсобных цехов, нет гримуборных и, как водится, нет денег. Есть энтузиазм, надежды и, вопреки всем трудностям, премьера - "Браво, Лауренсия!" Надежды Птушкиной. Но не только эта новая пьеса давно любимого мной автора заставила отправиться в Серпухов. Я с большой симпатией отношусь к режиссерским работам Елены Долгиной. Ее имя как режиссера мало известно в Москве, больше на периферии и, как ни странно, в Японии, где она поставила несколько спектаклей. А между тем спектакль Е.Долгиной, не так давно показанный на сцене Учебного театра "ГИТИС" (РАТИ), на мой вкус, можно было бы назвать одним из лучших в прошлом сезоне, прямо скажем, не блиставшем творческими откровениями. А всего-то была поставлена давняя, если не сказать старинная, пьеса А.Галича "Вас вызывает Таймыр". Поставлена так, что зал хохочет и замирает от восторга. А когда в финале сцену заполняют люди разных национальностей (студии РАТИ их не занимать), счастливые и дружелюбные, когда звучит бравурная музыка - зрители встают, рукоплещут и долго не отпускают молодых актеров с маленькой учебной сцены. Сама Долгина не устает говорить: "В моих спектаклях никогда не было и не будет плохих людей". Действительно так. Смешные, нелепые, открытые навстречу не только всем ветрам жизни, но прежде всего друг другу, они жизнеутверждающи и симпатичны. Конечно же, Долгина должна была встретиться с Птушкиной. У обеих - пристальное внимание к прозе жизни, уважение к людям, стремление их понять. И бесконечный юмор. И твердая уверенность, что не все уж так плохо на белом свете. Комедия "Браво, Лауренсия!" вроде бы об обычной житейской прозе. Мама, бывшая балерина (смотрите название), не хочет, чтобы сын женился. А он женится, да еще на почти подзаборной девчонке. Да еще ребеночек у нее рождается черный... А ситуация разрешается ко всеобщему удовольствию. Все объяснено с ироничным лукавством, добродушной терпимостью. Что поделаешь, жизнь причудлива и подчас лихо отыгрывается на нас за старые грешки. Долгина ставит поначалу обычный реалистический спектакль. Мы должны ахнуть позже, когда в знакомой до боли правде быта вдруг появится новорожденный негритенок (кажется, теперь надо говорить афроамериканчик?). И все закрутится и понесется, к полному восторгу зрительного зала. А актеры чем ближе к развязке, тем больше расцветают. И от озорной интриги, и от эмоций публики. Победный музыкальный финал спектакля (в постановке использована музыка А.Крейна к балету "Лауренсия") - подарок и тем, кто в зале, и тем, кто на сцене. Это малочисленная пьеса - всего четыре исполнителя. Актеры сплочены твердой режиссерской рукой. Герои Людмилы Капелько, Андриеса Янссона, Екатерины Гвоздевой словно из обычной толпы, они естественны и достоверны. И все-таки, как же без этого, есть один персонаж в спектакле, который мгновенно влюбляет в себя зал - непутевая героиня пьесы Эля в исполнении Екатерины Журавлевой. Эта невеста маменькиного сынка Олега поначалу появляется перед нами беременной, закутанной в какие-то нелепые одежды. И сразу же с простодушной откровенностью начинает рассказывать о своих бывших мужьях и любовниках. Убойный текст и природный юмор актрисы действуют на зрителя безотказно. Тем более что к финалу нелепая дылда становится столь прекрасной, что глаз не отвести. Вообще Журавлева очень напоминает Татьяну Васильеву, что некогда буквально сводила зрителей с ума на сценах Театра им. Вл.Маяковского и Театра сатиры. Можно сказать, что для своего открытия городской театр Серпухова выбрал беспроигрышную пьесу и получил не менее беспроигрышную постановку. Но для меня остается загадкой, почему наш театр с таким равнодушием проходит мимо обыкновенного человека, живущего рядом с нами. Почему, наконец, в спектаклях мы не узнаем самих себя, не вздыхаем над перипетиями собственной судьбы, не облегчаем свои горести смехом, который, как утверждают мудрецы, продлевает жизнь. Ведь не только же бандиты или миллионеры живут вокруг нас, не все же обитают в заграничных особняках или кайфуют на Рублевке? Большинство пока еще существует со своими вечными типовыми проблемами в тех же типовых жилищах, с которых начали свое триумфальное шествие по сцене и экрану герои Брагинского и Рязанова. Правда, иногда меня как представителя этого обычного большинства начинают жалеть - зарплата мизерная, пенсия нищенская: ах-ах! как же она, бедная, живет, как ей удается сводить концы с концами. Побойтесь Бога! Как зритель я как раз испытываю огромную благодарность к тем, кто высмеивает мое уныние, кто заставляет увидеть хорошего соседа и мерцание света в соседнем доме. А потому говорю еще раз: браво Лауренсии - Птушкиной и Долгиной! Ваш легкий вздох надежды дорогого стоит. Также в рубрике:
|