Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 3 (7513) 19 - 25 января 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

Монолог самого языка

"Юз, джаз, Ирка и пес" Сергея Мирошниченко

Виктор ЛЕОНИДОВ


Кадр из фильма

"Мат, русский мат, спасителен для меня лично в той зловонной камере, в которую попал наш могучий, свободный, великий и пр., пр. русский язык. Загоняют его в передовые статьи, в постановления, в протоколы допросов, в мертвые доклады на собраниях, съездах, митингах, конференциях, где он постепенно превращается в доходягу, потерявшего достоинство и здоровье, вышибают из него дух!" Выстраданную эту фразу говорит, глядя в кинокамеру, Иосиф Ефимович Алешковский. Впрочем, имя его и отчество мало кому что говорят. Тысячам людей он знаком по своему короткому псевдониму Юз.

В сознание многих он вошел прежде всего как неисправимый бунтарь, любитель похулиганить, поматерщинничать, создатель книг, которыми подпольно зачитывались советские читатели. Менее известно, что после вторжения наших войск в Чехословакию Алешковский, автор сценариев к популярным детским фильмам "Кыш и два портфеля" и "Вот моя деревня", сам разорвал все договоры со студиями и издательствами и стал писать книги, которые заведомо были обречены на запрет в СССР. И жизнь подпольного и преследуемого писателя он вел почти десять лет, пока ему не разрешили выезд в США.

И все-таки, наверное, главное, с чем он вошел в сознание поколений, - это песни. Песни, которые Юз начал писать в лагере в начале пятидесятых. Пели их и уголовники, и интеллектуалы: "Окурочек", "Свадьба", конечно, "Товарищ Сталин, вы большой ученый". Баллады, написанные от лица людей не слишком образованных, но произведения, удивительно попадавшие в духовную жизнь страны. Страны, где, кроме открытой культуры, была еще огромная фольклорная культура тюрем, лагерей, вышек и колючей проволоки. И именно Юз Алешковский стал одним из тех, кто сумел выразить мысли миллионов советских граждан, лишенных свободы. Он всегда поступал и поступает наперекор. Наперекор общепринятым правилам, наперекор логике самосохранения. И вот сегодня, когда, казалось бы, все уже сказано и издано, он вновь перед нами. Сергей Мирошниченко только что закончил свой новый фильм "Юз, джаз, Ирка и пес".

Наверное, некоторым может показаться странным выбор нашего известного кинодокументалиста. После фильмов о Викторе Астафьеве, Георгии Жженове и Александре Солженицыне Мирошниченко выбрал, казалось бы, фигуру, не совсем попадающую в этот ряд. Но это только на первый взгляд. Потому что перед нами человек, также ставший символом своего времени. И дело не только в пребывании в тюремных бараках, дело в стремлении говорить и осуществлять все, что думаешь, как бы опасно это не было. В неистребимом российском правдоискательстве. В каком-то, если вспомнить пушкинские слова, "самостоянии" личности.

Картину, сделанную на студии " Остров" при содействии продюсера Григория Либергала, Мирошниченко выстроил в излюбленном самим Алешковским жанре монолога. Мы видим писателя, прогуливающегося в Нескучном саду и по дворам своего московского детства, о котором он говорит более чем откровенно. Дворы в послевоенной Москве были жестокие, и " блатная жизнь" воспитывала будущего автора, наложив печать на многие этапы его дальнейшей судьбы. И после московских съемок Вячеслава Сачкова Юз предстает уже в Америке, в своем доме в штате Коннектикут, рядом с любимой женой Ириной и безмерно обожаемым спаниелем. Он говорит, смеется, ругается перед камерой другого оператора - Евгения Смирнова, снимавшего американскую часть картины.

Верный своей манере, Мирошниченко позволяет герою говорить долго, погружая зрителя в мир своего героя. И лишь изредка прерывая рассказ вставками. Но какими! То это колоритнейший московский коллекционер, то Михаил Гулько, поющий хриплым, надсадным голосом "Окурочек" на террасе у Алешковского, то Иосиф Бродский, пританцовывающий в нью-йоркском русском ресторане под "Свадьбу" в исполнении автора. Великий поэт дружил с Алешковским и очень ценил его талант, а в предисловии к роману Юза "Рука" написал, что это "... Монолог всей кошмарной русской истории этого столетия, но прежде всего монолог самого языка, который, как и породившая его карательная система, не знает себе равных".

Так оно и было. И сам Алешковский, кинувший вызов этой системе, размышляет о том, что же случилось с ним и с его страной. Размышляет под шум московских улиц и под мелодии американского джаза. Говорит яростно, страстно, так, как он всегда и живет, и пишет.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;