Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 13 (7173) 8 - 14 апреля 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаО национальной гордости театраловИрина АЛПАТОВА Пятый юбилейный театральный фестиваль "Золотая маска" наконец-то завершился. Как водится, вручением одноименных премий. То есть премий как таковых, в виде ласкающих измученную кризисом театральную душу дензнаков, на данном фестивале изначально заведено не было, но очень красивые маски работы О.Шейнциса вручались в больших количествах. По случаю юбилея торжественная церемония удостоилась чести пройти на сцене Большого театра - своеобразного символа театральной России. Выше - некуда. Осталось разве что трансформировать национальную премию в международную и осваивать интерьеры какой-нибудь "Олимпии" или Тадж-Махала. Впрочем, зачем далеко? Уже давно муссируется идея, что театральная столица фактически переместилась из Москвы в Санкт-Петербург. По крайней мере, ежегодно и традиционно добрая половина "Масок" уплывает к берегам Невы. Не стала исключением и нынешняя премия - питерцы удостоились победы в девяти номинациях, включая специальные призы жюри. А вот российская провинция на сей раз подкачала, несмотря на чрезмерно пристальное внимание к ней и бесчисленные реверансы по ее адресу со стороны Экспертного совета, определяющего участников фестиваля и претендентов на награды. Сегодня с грехом пополам наскребли пять победителей на всю Россию, порой достаточно компромиссных, особенно по части драматического театра. В общем, "Золотая маска"-99 продемонстрировала, что по- прежнему национальная театральная идея формируется в Москве и Петербурге. Как и тот факт, что не очень-то корректно "подставлять" периферийные сценические коллективы, заставляя их соревноваться с мастерами заведомо более высокого уровня. Громкие слова о "национальной театральной идее" произносить вряд ли стоит. Ее не наблюдалось. Очевидны были лишь лихорадочные сценические метания, неуверенные поиски "чего-то" вслепую и на ощупь, неловкие заигрывания с формой, из которой подчас напрочь выхолащивалось содержание, явное падение актерско-режиссерского профессионализма и такое же явное шарахание от традиций русского психологического театра. Не случайно на нынешней "Маске" отсутствовал ряд номинаций, на которые не нашлось ни одного претендента. По иронии же судьбы для ряда новорожденных номинаций не оказалось победителей (так, музыкальное жюри нашло в себе мужество не присуждать премий лучшему спектаклю и лучшему режиссеру оперетты/мюзикла). Зато жюри драматическое, обидевшись за обойденных вниманием актрис, вручило-таки собственный специальный приз Наталье Баранниковой из театра "Тень оперы", равно как и добросовестно раздало все прочие причитающиеся "Маски". Все бы ничего, если отрешиться от проклятого "гамбургского счета", - неужели это лучшее, что есть на сегодняшний день в России? Хотя кто- то из вручающих и обмолвился на церемонии, что лауреаты фестиваля - это не лучшие из лучших, а самые счастливые. А Сергей Юрский подчеркнул, что настоящее искусство не терпит конкурсов, где порой в силу вступают иные, не всегда творческие приоритеты. Но так или иначе, а награждение состоялось. Правда, на сей раз с номинантами и лауреатами на торжественной церемонии не слишком-то церемонились. На сцену выводили оптом, имена зачитывали списком, забыв хотя бы по долгу вежливости представить каждого по отдельности. Торопливо и опять же оптом вручали "Маски" в каждом из видов сценического искусства, не давая счастливым или смущенным лауреатам вымолвить ни слова, - тут же отправляли за кулисы, расчищая место для очередного дежурного хореографического номера. В паузах, заметим, только танцевали, не случайно же церемонию режиссировал сам художественный руководитель - директор Большого театра Владимир Васильев. Публика же, исключая некое количество шумных "балетоманов", была спокойна, не свистела и не шикала, но также и не разражалась бурными овациями - сдержанно аплодировала. Краткие речи были дозволены лишь при объявлении победителей в двух номинациях: "За поддержку театрального искусства России" и "За честь и достоинство". Юрий Лужков, награждая президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева, отметил, что это "премия за лучшую мужскую работу среди губернаторов", подробно перечислив действительно многочисленные заслуги Минтимера Шариповича перед театральным искусством Татарстана. М.Шаймиев же признался, что с удовольствием сменит (хотя и на время) надоевшую политическую маску на маску театральную, под которой пообещал сохранить честное и доброе лицо. Теплых слов удостоился и Джордж Сорос от президента Института "Открытое общество" Екатерины Гениевой - за непрестанную поддержку российских культурных проектов. Сам же Институт "Открытое общество", в свою очередь, обрел одну из "Масок". После чего весьма кстати на сцену вышел директор фестиваля Эдуард Бояков, чтобы лично и поименно поблагодарить многочисленных спонсоров. Завершилась эта краткая речь появлением "девушки на крысе" с банкой "Нескафе" в руках - своеобразная реклама генерального спонсора фестиваля. В финале праздника всех лауреатов усадили прямо на сцене, исполнив в их честь Гран па из балета "Дон Кихот". По окончании участников и публику пригласили в буфеты откушать спонсорского шампанского и отправили на свежий воздух наблюдать фейерверк под аккомпанемент военного оркестра. На этом иллюзия "неба в алмазах", которого мы так и не увидели, завершилась. Также в рубрике:
|