Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 13 (7173) 8 - 14 апреля 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32 №34  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

Как бы Родина-мама и вся в саже

О новом фильме Дениса Евстигнеева

Светлана ХОХРЯКОВА


У фильма "Мама" сразу три родителя: три солидные организации вскладчину сотворили дитя. Это компания "НТВ-ПРОФИТ", "Студия Русский проект", телекомпания ОРТ при участии Госкино. Только объединив финансовые усилия, можно было поднять столь крупномасштабный проект.

Что и говорить, семь экспедиций - на остров Диксон, в Ташкент, Ростов- на-Дону, Тверь, на Валдай и куда-то еще - роскошно для российского кинематографа, находящегося на диете. Три миллиона долларов и кран в 22 метра с радиоуправляемой головкой, подобный тому, что задействовали в "Титанике"; американские спецэффекты, печать пленки в Лондоне, намерения показать фильм в Канне... Словом, все по высшему разряду. Достойной оказалась и раскрутка нового проекта. О выходе фильма трубили на каждом углу, а организацию премьеры тщательно продумали.

Когда-то давно трагическая история семьи Овечкиных, пытавшихся угнать самолет, произвела у нас на всех от мала до велика очень сильное впечатление. Об этом писали газеты, подробности произошедшего обсуждались в каждой квартире. Случай и впрямь исключительный, отчаянный. И вот по прошествии лет Денис Евстигнеев решил вернуться к громкой истории, не имея при этом намерения воскрешать ее буквально. Решил от тех событий лишь оттолкнуться. Сам режиссер частенько употребляет, как, впрочем, и миллионы россиян, словечко "как бы". Этот паразит проник не только в нашу речь, но в суть российской жизни. Так и история, рассказанная в "Маме", только "как бы" про Овечкиных. На самом же деле реальные персонажи - не более чем отправная точка. Далее события в сценарии Арифа Алиева, а он, как известно, был одним из авторов знаменитого кинохита "Кавказский пленник", развиваются вольно. Напомним, что музыкальный семейный ансамбль Овечкиных снискал славу террористов, решившихся угнать самолет в Америку.

И вот по воле создателей "Мамы" прошло 15 лет с того кошмарного дня, когда приключилась вся эта история. Мама - Нонна Мордюкова (актриса отчего-то лукавит, уверяя всех, что не снималась якобы восемнадцать лет, хотя мы помним ее в картине В.Меньшова "Ширли-мырли"), выйдя из тюрьмы, собирает своих сыновей, пытается вновь объединить их в семью. Она так решила. А вот хотят ли того ее несчастные дети, которых она когда-то, так же не спросив, своим волевым решением и, конечно, по необъятности материнских чувств хотела увезти в лучшую заграничную жизнь. Итог печален: кто убит, кто в тюрьме отмотал срок, кто в психушке. Хуже некуда. У многих возникли ассоциации, к которым, возможно, и не стремились создатели фильма: мама Мордюковой - чем не Родина-мать, нас, своих сыновей и дочерей, не спрашивая, обрекающая на погибель?

Что же стало с сынами экранными? Один из них - шахтер (М.Крылов). Работает на износ, а денег не платит ему Отечество за труд. Вот и приходится убивать зебру, чтобы кинуть хоть что-то в голодный желудок. Другой (А.Кравченко) воюет в горячей точке и палит из снайперского орудия по кремлевским звездам - будь они неладны, сгубили жизнь. Третий (Е.Миронов) - сутенер и наркоман - проживает во Владивостоке. Герой В.Машкова осеменяет, словно племенной бык, несметное число эвенкийских девушек. Кто же, если не он? Или, как теперь модно говорить, он - Машков, и это многое объясняет. Старший брат, прикованный к инвалидному креслу, прикидывается все 15 лет душевнобольным. Он мать не простил за все то, что произошло. В роли Ленчика - Олег Меньшиков, сыгравший как минимум пару сцен превосходно. Собрались-таки все братья в Москве, и... Ничегошеньки из этого хорошего не вышло. Лупят друг друга, куда-то все время вляпываются, пытаясь вызволить Ленчика из дурдома. Не надо быть им вместе, это ясно. И финальная сцена на сибирской захолустной железнодорожной станции, где когда-то их мать повстречала возвращающегося с фронта отца (по-настоящему трогательные, может быть, лучшие сцены фильма), куда они в итоге приехали начинать новую жизнь, где они, веселясь, перемазались в саже, совсем не убеждает. Ущербные люди, не нужные друг другу. Если бы фильм появился в застойную эпоху, нам было бы легко дать совковое толкование происходящему. А ныне подобные выводы по меньшей мере банальны. Если же авторы стремились рассказать нам абстрактную, внесоциальную историю о добре и зле, то накала чувств, нерва им не хватило. История-то ведь могла быть наипронзительнейшей, могла бы выбивать слезу, да еще какую! А так слишком уж все напоминает "как бы" "Шырли-мырли". Там на борту самолета собрались представители всех рас и народов, и все они, братья Кроликовы-Овечкины, многонациональной державы несчастные сыны. В "Маме" "как бы" все хорошо и профессионально, и артисты все прекрасные, вот только сценарий подкачал, и чего-то главного не свершилось. Катарсиса "как бы" не произошло.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;