Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 13 (7173) 8 - 14 апреля 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Большой Эрмитаж станет еще больше

Беседу вел Юрий АРПИШКИН


Дирекция Эрмитажа на днях начала рассылку по всему миру "Приглашения к сотрудничеству" и в осуществлении самого грандиозного музейного проекта века. Называется он "Большой Эрмитаж" и предполагает реорганизацию Дворцовой площади, где должен быть создан культурный центр, состоящий из новых экспозиционных залов, а также своеобразных аттракционов и увеселительных заведений. Музею это даст возможность зарабатывать деньги, посетителям - видеть те части коллекции, которые сегодня выставляются редко или не выставляются вовсе. Из Зимнего дворца в новые помещения переедут картины импрессионистов и постимпрессионистов, Пикассо, Матисс, собрание исторического костюма, фарфор, оружие, часы, мебель и т.д. Там же предполагается проводить выставки современного искусства и разместить "виртуальный музей", где любой посетитель сможет на экране компьютера увидеть экспонаты крупнейших музеев мира и самого Эрмитажа. Проект уже прошел апробацию в ЮНЕСКО, где оценили не только размах замысла, но и изобретательную схему финансирования его реализации. Эрмитаж не надеется на бюджетные деньги, но рассчитывает на поддержку государства в сотрудничестве с западными инвесторами и меценатами. Придумана некая схема сочетания инвестиций и благотворительных взносов. Предварительный этап уже оплачен совместными усилиями одного британского фонда, общества американских друзей Эрмитажа и российской группой "Интеррос", возглавляемой Владимиром Потаниным. Когда именно все это будет закончено, разумеется, никто не знает. Но в любом случае, как бы оно ни обернулось, сам проект уже стал частью, может быть, весьма экстравагантной, современной российской культуры. Впервые предложен план не "выживания в тяжелых условиях", но некоего естественного хода событий - развития самого крупного российского музея. В этом, пожалуй, и заключается главная идеология проекта. О подробностях нам согласился рассказать директор Эрмитажа Михаил ПИОТРОВСКИЙ.

    

- Во сколько примерно оценивается проект?

- Заниженная, как я понимаю, цена - 150 миллионов долларов. Хотя, когда я об этом говорю, на меня смотрят с подозрением: вот Большой театр просит 300 миллионов. Что ж, у нас, видимо, более скромные намерения. Но все равно цифры очень значительные. Придется, судя по всему, распределить расходы по этапам. Сначала привести здание в "жилое" состояние - для этого нужно примерно 40 миллионов.

    

- Не предлагают ли вам что-нибудь продать под это дело?

- Это абсолютно, принципиально невозможно. В отличие от большинства музеев мира, мы ничего ни при каких обстоятельствах не продаем. По двум причинам: во-первых, музей - это не склад, и все, что попало в его хранилище, немедленно становится неотъемлемой частью собрания как явления культуры, и изымать что-то - значит резать по живому. И второе: продавать вещи, по-моему, мы не имеем права. Это не наше имущество, которое мы, например, получили в наследство и можем решать, как им распорядиться. Собрание музея мы обязаны хранить для следующих поколений. Да и какими, собственно, критериями мы можем руководствоваться, выбирая, что продавать, а что оставить? Если сегодня какая-то вещь не кажется большой ценностью, это вовсе не значит, что так будет всегда. Очень много обратных примеров. Вкусы меняются. Поэтому я уверен, что у нас нет морального права продавать экспонаты. Эту мою убежденность поддерживает и весь опыт нашей страны в этой области. Картины из Эрмитажа начал продавать еще Николай I, потом его дело продолжило советское правительство. И если монарх продавал в России, то советские деятели продавали, разумеется, на Запад. Так что сейчас во всех крупнейших музеях мира есть работы из эрмитажной коллекции. А мы вынуждены рыскать по аукционам в поисках вещей, когда-то нам принадлежавших и ставших частью российской культуры. Излишне говорить, что сегодня они стоят гораздо дороже.

Одним словом, мы сами инициировали запись в правительственном положении об Эрмитаже о невозможности как продажи любой части коллекции, так и перемены формы владения, так и отдание ее в залог. Этот вопрос, я надеюсь, снят с повестки дня.

    

- Вернемся к проекту: в какой стадии находится его экономическая разработка?

- У нас есть примерные оценки. Я уже о них говорил. После того как мы получим первые отклики на предложение, начнут работать технические комиссии, они окончательно установят цены и будут выбирать фирмы, с которыми нам предстоит сотрудничать. Уже проведены некоторые предварительные переговоры, но юридические соглашения еще, конечно же, не заключались. Коротко говоря, проект находится в стадии экономического исследования.

    

- Кто будет входить в эти комиссии?

- Существуют правила организации тендеров, мы уже к ним приноровились. В оценочный совет войдут представители музея, представители руководства города и те, кто даст деньги на реализацию проекта. Все решения, по-видимому, будут в какой-то форме утверждаться в правительстве.

    

- Скажите, а городские власти имеют хотя бы минимальную возможность участвовать в финансировании проекта?

- Нет, конечно же, не имеют. Но они активно участвуют в поиске финансирования, в поиске спонсоров. Этим занимается даже губернатор лично. Сейчас, скажем, срочно нужны деньги на реконструкцию арки Генерального штаба и скульптуры над ней - есть вполне реальная угроза ее разрушения. И без помощи городских властей мы в приемлемые сроки не сможем найти деньги.

    

- Последний вопрос: передача Эрмитажу зданий, принадлежавших военным, прошла мирно?

- Дело в том, что здания переданы нам в оперативное управление довольно давно. Сейчас мы приступили непосредственно к выселению. Проходит все довольно спокойно, к счастью. А если и есть какие-то недовольства, то они быстро разрешаются.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;