Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 20 (7581) 24 - 30 мая 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаНочной дозор: выйти из сна!Все по Домам и Музеям Лариса РОМАНОВСКАЯ
"Ночь музеев" - явление новое, слегка загадочное и закономерно ставшее модным, по сути своей, как раз ночью-то и не происходит. Даже самые неожиданные и ультраконцептуальные мероприятия, проходящие в праздничные сутки, заканчиваются примерно около полуночи, оставляя посетителям чувство приобщенности к тайнам прекрасного, а сотрудникам - легкий шок из-за столь резкого наплыва публики. И это неудивительно, ведь в Международный день музеев вход в храмы искусства официально объявлен бесплатным, а на халяву у нас, как известно, не только уксус сладок, но и кубизм понятен. Первая "длинная музейная ночь" прошла десять лет назад в Германии, в Берлине. Практически сразу эту идею подхватили прогрессивные или считающие себя таковыми европейские музеи современного искусства. Россия присоединилась к этой традиции совсем недавно. "Застрельщиком" выступил Санкт-Петербург. Именно в культурной столице нашего Отечества прошла в том году первая музейная ночь. В настоящий момент география этого арт-проекта сильно расширилась, захватив не только Москву и крупные города, но и провинциальные выставочные залы.
Буквально через пару лет после того, как музейщики отработали свою первую "ночную смену", возникла вполне разумная идея - проводить международную акцию под неким общим девизом или посвящать ее юбилейной дате, отраженной во всех искусствоведческих пособиях. В нынешнем году отправной точкой для многих европейских арт-проектов стало 555-летие со дня рождения Леонардо да Винчи. Впрочем, художники и дизайнеры взывали в ночи не только к духу итальянского гения, но и к памяти других творцов... Разумеется, главным принципом этого музейного проекта было не "до скольких работаем", а "что показываем". А потому из запасников извлекались раритеты, в программу экскурсий вносились элементы театрального шоу, а сами выставочные залы порой представляли собой нечто среднее между танцплощадкой и ожившими деталями перформанса. Стартовали вечерние программы в тот самый час, что приходится обычно на закрытие залов и экспозиций. В 18 мая в шесть, семь, восемь часов вечера в разных музейных помещениях Москвы и Санкт-Петербурга началась непривычно шумная или элегически-утонченная жизнь.
Так, в городе на Неве обратились к памяти и искусству людей, проникавшихся в разное время духом этого необычного города. В Фонтанном доме чествовали "Поэму без героя" Анны Ахматовой, в Музее политической истории России играли спектакль по мотивам песен Александра Вертинского, посетители Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского лицезрели современников Раскольникова и князя Мышкина. Театрально-музыкальная программа развернулась на территории Петропавловской крепости, а в Шереметевском саду на открытом воздухе пели солисты Мариинского театра... Памятный знак основателям "Тверского Музеума" был торжественно открыт в Международный день музеев в Твери. "Это был первый провинциальный музей России, открытый для публичных посещений", - говорит директор галереи Татьяна Куюкина. Памятный знак из розового гранита представляет собой развернутую книгу. На ее странице высечены имена основателей "Тверского Музеума", одного из богатейших провинциальных "древлехранилищ", созданного в 1866 году стараниями тверской общественности, возглавляемой губернатором Петром Багратионом. Участники торжества - музейные работники, историки, литераторы - отмечали, что создание "Музеума" стало "проявлением высокого гражданского самосознания, просвещенности и высокой культуры жителей Тверского края в середине XIX века".
В Смоленском музее-заповеднике в "Ночь музеев" собрались все желающие побывать в Испании XVII века. Любопытным и неспящим было предложено разгадать "Таинственный код испанской принцессы". Здесь на трех экранах демонстрировались виды древней и современной Испании, портреты мужчин и женщин XVII века, звучала музыка, горели свечи. Чтобы узнать таинственный код принцессы, надо было правильно ответить на вопросы по истории Испании, об обычаях, портновском мастерстве, ювелирном искусстве и многом другом. Музейные полуночники могли пройти дорогами трубадуров, побывать на рыцарском турнире. В роли рыцарей выступили участники военно-исторического клуба "Порубежье", бродячими артистами, музыкантами, грандами, тореадорами, пикадорами стали студенты Смоленского института искусств, артисты Смоленского камерного театра и хореографического коллектива "Теремок". Здесь же прошла коррида, без которой невозможно представить Испанию. В Калининградской области участниками общеевропейского проекта "Ночь музеев" стали 13 музеев, предложившие калининградцам искусство вместо сна. Каждый из них приготовил свою индивидуальную программу под загадочным девизом "Сказки, рассказанные ночью". Так, в "Королевских воротах" - филиале Музея Мирового океана - посетители стали свидетелями "прибытия" Великого посольства Петра Первого в Кенигсберг, которое состоялось в этот день ровно 310 лет назад. Музей "Фридландские ворота" под средневековую музыку осветил темную ночь великолепным огненным шоу. В 2006 году Калининград стал первым городом в Европе, где в акции "Музейная ночь" участвовали сразу четыре музея одновременно. В нынешнем мае они побили достижения европейских коллег и свой собственный рекорд. В Краснодарском историко-археологическом музее-заповеднике имени Е.Д.Фелицына в "Ночь музеев" прошло театрализованное костюмированное действо "Возрождение олимпийского огня", где перед зрителями развернулись женские гладиаторские бои, античный театр и оживающий миф о Геракле. Работе московских музеев и творческих объединений не могла помешать даже тяжелая жара, которая так и не отступила к вечеру пятницы. Очень таинственные и странные вещи творились "в час небывало яркого заката" в "нехорошей квартире" на Большой Садовой. От Музея Михаила Афанасьевича Булгакова стартовала ночная театрализованная экскурсия, в которой, помимо гида и поклонников "Мастера и Маргариты", приняли участие персонажи из "негорящего" романа. В Доме-музее Владимира Маяковского были не только бесплатные экскурсии. Театр "Комедиант" представил здесь спектакль "Он - Сам", посвященный поэту. Актеры "жили" в толпе зрителей, смешивали пространство и эпохи - вот пионеры учат стихотворения поэта, а вот Маяковский и сам выступает в своей типичной эпатирующей манере, вот он разрывается между любимыми женщинами, зло и метко острит с неприятелями. Музей-панорама "Бородинская битва" взывал в темноте к духу Наполеона, Кутузова и других участников знаменитого сражения. На Таганке вспоминали Владимира Высоцкого, в Музее Востока шло вечернее чаепитие с учетом всех китайских церемоний и ритуалов. "Дом Бурганова" специальную программу к этому дню разрабатывал достаточно долго. Решив, что Ночь - сколь бы интеллектуальной она ни была, по сути своей является воплощением Тьмы, музейщики вспомнили античную мифологему о противостоянии Тьмы и Света и обратили внимание на инсталляции, созданные с помощью осветительных приборов. Освещение постоянной экспозиции преобразило размещенные в залах скульптуры и статуи. Странным свидетелем этой схватки сил Света и сил Тьмы стало скульптурное изображение большой собаки, символизирующей Цербера, что сторожит вход в царство мертвых. Из пасти бронзового пса било горячее открытое пламя. На привычном уже плазменном экране непрерывно демонстрировался видеоряд, посвященный отражению мифов в скульптуре. Над балконами и висячими мостами били отчаянно красивые и таинственные звуки саксофона, которые ближе к полуночи сменились музыкальным оформлением танцевального шоу. Античная традиция стала основной идеей всего шоу, а потому в "Ночь музеев" в "Доме Бурганова" давали "Антигону" в исполнении Театра классического балета "Московия". Не менее зрелищным и полисемичным стало действо, которое протекало в тот вечер в Музее современного искусства на Петровке. Знаменитый дворик со скульптурами преобразился до неузнаваемости с помощью белых полотнищ. Шуршащая материя не то была призвана изображать саван современного искусства, не то как-то оттенять происходящее в музейном сумраке театрализованное представление. "Тотальный театр" Вячеслава Колейчука показывал спектакль под названием "Посвящение Казимиру Малевичу". Декорациями стало само музейное пространство, а основным реквизитом - три больших, но легковесных куба, которые на протяжении всего вечера перемещались по площадке. Артистов, воплощавших образы неведомых птиц, сменил представитель совсем другого вида искусства - художник и бард Евгений Бачурин. Эклектическое смешение жанров продлилось и позже, после перерыва, который был заполнен экскурсиями по территории музея. Ближе к полуночи все в том же Бальном зале прошла презентация медиа-балета "Попади в рай!" композитора Ираиды Юсуповой и художника Александра Долгина. Основным мотивом этого действа были не античные традиции, как это происходило у Бурганова, а ценности эпохи Возрождения. В отличие от своих зарубежных коллег, воспевавших Да Винчи, создатели "райского " балета обратились к сюжетной канве "Божественной комедии" Данте. Странная пластика вполне гармонировала со жгучей, завораживающей музыкой, а сочетание необычных костюмов и служивших декорациями уже привычных инсталляций всецело доказывало, что представленный проект является вполне концептуальным произведением современного искусства. Того самого, которому претят тишина музейных залов и покой академических стен. Также в рубрике:
|